Задачи:
- Закреплять правило правописания безударных гласных в корне.
- Упражнять в подборе проверочных слов.
- Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мелкую моторику.
- Воспитывать навыки самоконтроля.
Оборудование: домик с гласными буквами, стихотворение "Безударные гласные", ребусы, сигнальные значки, сюжетные картинки, карточки с предложениями, стихотворение "Козленок".
Ход занятия
I. Оргмомент.
1. Психогимнастика.
II. Сообщение темы занятия.
1. Ребята, разгадайте ребусы.
Вода Сова Слова
- Что нужно сделать, чтобы найти ударный гласный?
- Поставьте ударение.
- Как называется слог, на который падает ударение?
- А на который не падает ударение?
- Как звучат гласные звуки, в безударном положении? (нечетко).
- Что нужно сделать, чтобы безударный гласный в слове звучал четко?
(нужно подобрать родственное слово, в котором на данный сомнительный гласный падает ударение).
2. Ребята послушайте стихотворение.
Мы под удареньем пишем
Без сомненья то, что слышим.
Если ж звук без ударенья -
Вызывает он сомненья.
Сосна, вода, дела, трава -
Проверить надо все слова.
Безударный гласный -
Стоп! Писать опасно!
Слуху вы не доверяйте -
Ударенье проверяйте:
Сосны, воды, травы, дело,
А теперь пишите смело.
3. - Кто сообщит тему сегодняшнего занятия?
(безударные гласные).
- Ребята, поместите в домик гласные, которые сходно звучат в безударной позиции.
(о-а, е-и, я-е, я-и).
4. Игра "Самый внимательный".
- У вас на столах лежат сигнальные карточки с гласными буквами. Я буду называть слова с безударной гласной в корне, а вы про себя проверите слово и поднимите карточку с нужной буквой.
- Слова: трава, роса, змея, хитрец, кольцо, перо, скала, стекло, длина, окно, пчела, тянуть, точить.
Если кто- то из детей поднял не ту букву, то тут же проверяем, находим ошибку.
5. Игра "Найди проверочное слово".
- На доске записаны слова, вам нужно отобрать и выписать только те слова, которые являются проверочными к выделенным словам.
Перед выполнением задания упражнение "Кулачок, ребро, ладонь".
- Садовый - посадить, посадка, сады, садик, садовник;
- Лесистый - лесник, лес, залесье, перелесок, лесорубы;
- Лиса - лисица, лисята, лисий, лисичка, лисонька;
- Снежок - снегирь, снежный, снеговик, снег, подснежник.
6. Физминутка. "Как живёшь?"
7. На столах у каждого из вас лежат карточки с сюжетными картинками.
Нужно по ним составить предложения и записать предложения в тетрадь по образцу, который, лежит перед вами.
Перед выполнением пальчиковая гимнастика "Цветок".
- Снегирь (снег) сидит на ветке.
8. На листе записано стихотворение "Козлёнок", с пропущенными сомнительными гласными и размещено на доске.
- Ребята, прочитайте стихотворение. Попробуйте назвать слова, в которых пропущены гласные. Вставьте сомнительные гласные в слова и подберите проверочное слово к ним.
Как у нас - к..зёл,
Как у нас - с..дой,
Что за умница был,
Сам и по воду х..дил,
Сам и кашу в..рил,
Деда с бабкой к..рмил.
9. Зрительный диктант.
- Ребята, сейчас напишем зрительный диктант. Вам нужно не только запомнить предложение, но и записать правильно пропущенную букву. Что нужно для этого сделать? (надо найти проверочное слово).
Дуют х..лодные ветры.
Г..лодные звери рыщут в л..сах.
Во дв..ре много д..тей.
Л..са была х..тра.
Громко в..сной тр..щат сороки.
III. Вывод.
Назовите тему нашего занятия. Какие упражнения и игры вам понравились больше? Назовите правило безударных гласных. Чьи ответы вам понравились? Оцениваю каждого учащегося.