Cтратегия развития современного образования предполагает экспериментальную работу учителей по углублению знаний английского языка и совершенствованию приобретенных знаний, умений и навыков учащихся с целью дальнейшего обучения ряду предметов на английском языке в условиях профилизации обучения.
Элективный курс “Культурология англоязычных стран” разработан применительно к среднему этапу обучения (7-8 классам), т.к. он является важным связующим звеном между начальным и старшим этапами и закладывает необходимую основу для более глубокой реализации профильной подготовки.
При разработке данного курса учитывалась потребность образовательной среды в использовании конкретного материала с желаемой тематикой, продолжительностью, особенностями учащихся, возможной интеграции программы с другими курсами.
Данная программа включает в себя страноведческий материал, охватывающий различные сферы современной жизни англоязычных стран, а именно: экономика, география, культура, жизнь молодежи, основы жизнедеятельности, оформление деловой переписки, деловой этикет, условия приема на работу, гостиничный бизнес и т.д.
Программа развивает навыки говорения, аудирования, чтения и письма, что позволяет осуществить комплексный подход в обучении английского языка.
Предлагаемая тематика уроков и коммуникативная ситуация соответствуют реальным интересам и возможностям учащихся, их потребностям и являются личностно значимыми для них. Для учащихся создаются условия для проявления творческой активности и самостоятельности. Кроме того, антропологический принцип отбора тем в большей степени ориентирован на коммуникативно-познавательные интересы школьников и отражает реальные потребности и условия пользования иностранным языком как средством общения и взаимопонимания между людьми. Содержание программы нацелено на стимуляцию положительного отношения обучаемых иностранному языку.
Таким образом, содержательные, а не языковые аспекты обучения являются ведущими. Тексты, которые являются основой каждого урока, имеют аутентичный характер.
Аутентичные тексты есть тексты, "которые носители языка продуцируют для носителей языка, то есть собственно оригинальные тексты, создаваемые для реальных условий, а не для учебной ситуации". Текст может подвергаться адаптации (путём сокращения и компиляции), однако без ущерба аутентичности.
В ходе разработанных уроков данного курса используются проблемное обучение и метод исследовательской работы учащихся, информационно-коммуникативные технологии, которые обеспечивают высокую продуктивность обучения, так как имеют исключительную значимость для успешного преподавания учителя и самостоятельной работы учащихся. Проблемный подход формирует систему умственных действий ученика, которую он может применить не только для решения учебно-коммуникативных, но и реальных жизненных задач. Важным является и тот факт, что при проблемно-поисковой организации урока с использованием ИКТ создаются такие условия, которые побуждают ученика самостоятельно анализировать, сопоставлять и обобщать информацию на английском языке.
Применяемая стратегия дает положительные результаты при обучении:
- Ознакомительному и поисковому чтению.
- Полилогической речи.
- Написанию сочинений и эссе.
- Монологическому высказыванию.
Использование проблемных заданий способствует активному усвоению языковых и лингво-культуроведческих знаний, прочному формированию умений чтения, способности переносить выработанные навыки и умения решения проблемно-поисковых задач в говорение и письмо на английском языке, возможности решения жизненных проблем с помощью проблемных ситуаций.
Применение новых образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе способствует обновлению содержания образования и качественно меняет роль учителя и роль ученика.
- Содержание становится деятельностным (учитель + ученик)
- Учитель управляет процессом обучения и воспитания (менеджер в обучении)
- Ученик из пассивного “приемника” информации превращается в партнера и сотрудника учителя
В результате учащийся видит обратную связь деятельностного характера (деятельностный тип обучения).
Презентация урока английского языка
“География по-английски”
1 слайд – название урока, характеристика
2 слайд – Geography in English
Учитель предъявляет учащимся тему урока, знакомит с задачами, которые надо решить в ходе данного урока, затрагивающего проблемы географического положения малых Британских островов, их климатических условий и достопримечательностей, а также особенности великих природных чудес Северной Америки.
3 слайд – What countrу do you see?
На интерактивной доске учащиеся видят географическую карту Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Учащимся предлагается определить и найти на карте все страны, входящие в состав Соединенного Королевства, а также ответить на поставленный вопрос, выбрав одну из предложенных опций на слайде.
3 слайд – The British Islands
На слайде представлены фотографии малых Британских островов и карта их географического местоположения. Учащиеся должны дать названия пронумерованным островам в соответствующем порядке, рассказав об их правильном географическом положении. Используются географические термины. Символ компаса, расположенный слева от карты, служит зрительной опорой при выполнении заданного задания.
4 слайд – Different British Isles
Учащимся предлагается прочитать ключевые слова, характеризующие некоторые из перечисленных Британских островов. Используя данную информацию, учащиеся отгадывают названия островов на представленных фотографиях и кратко описывают их.
5 слайд – Make a short story
Информация на следующем слайде нацелена на оказание помощи учащимся в практике монологической речи. На слайде учащиеся видят план составления рассказа по определенной схеме. Используя данную схему, ученики рассказывают об одном из вышеперечисленных островов. При выполнении данного задания учащимся необходимо употребить всю упоминавшуюся лексику, составив мини-рассказ.
6 слайд – Quiz
На электронном табло расположена таблица с географическими терминами по теме “Природные чудеса Америки”. Работая в командах, учащиеся поочередно отгадывают загадки, представленные географическими терминами. Победителем оказывается команда, которая правильно назвала все места, связанные с природными чудесами Америки.
7 слайд – Match the information
Учащиеся практикуются в умении сопоставлять информацию и высказываются о более конкретном местонахождении данных природных чудес Америки. При выполнении данного задания учитель мотивирует учащихся использовать ранее усвоенный материал и постараться рассказать дополнительную интересную информацию по каждому их представленных мест.
8 слайд – Newspaper Article
Следующим видом работы является ознакомительное чтение текста. Учащиеся получают индивидуальный раздаточный материал с газетной статьей по теме “Национальный парк Йелоустоун”. Аналог данной статьи также расположен на табло. Статья рассказывает об одном из природных чудес Америки. Учащиеся бегло читают статью в индивидуальном варианте, обращая внимание на новые выделенные слова в представленном тексте.
9 слайд – Word Bank
Следующим этапом работы является отработка новых выделенных слов в газетной статье. Ученики разбирают новые слова, практикуются в их произнесении. Выполняются разные упражнения по запоминанию данных слов и их активизации в речи учащихся.
10 слайд – Yellowstone National Park
После разбора и практики употребления слов в устной речи учащиеся возвращаются к детальному информативному чтению текста. Ученики читают статью вслух “по цепочке”, используя индивидуальный раздаточный материал со статьей, обращая внимание на детали и правильно произнося слова.
11 слайд – What do you remember?
Следующий слайд представляет фотографии, визуально отображающие информацию из прочитанной газетной статьи, а также представляя новые изученные ключевые слова. Учащиеся озвучивают данные слова и используют их в предложениях, отвечая на поставленный вопрос. Осуществляется контроль прочитанного и усвоенного материала
12 слайд – Listen to someone booking a holiday and complete the form
Учащиеся практикуются в понимании иноязычной речи на слух с опорой на информацию, представленную на слайде. Им предлагается прослушать диалог между туристическим агентом и кандидатом, желающим выбрать подходящий туристический маршрут. На слайде расположена форма – анкета, которую учащиеся заполняют по мере прослушивания диалога о выборе туристического маршрута в одно из популярных мест отдыха. Перед прослушиванием диалога выполняются специальные упражнения, облегчающиеся этап прослушивания: разбор непонятных слов в анкете (если таковые имеются), подбор возможных вариантов ответов, контроль понимания отдельных вопросов и т.д. Учащиеся слушают текст два раза (это может быть запись на диске, или же учитель начитывает текст сам, или кто-то из учащихся начитывает диалог в паре, разыгрывая его – все зависит от ситуации, уровня подготовленности группы, цели и задач, которые преследует учитель.)
13 слайд – Check the information
Следующий слайд служит опорой учащимся при самоконтроле, так как содержит информацию, которую учащиеся должны были “услышать” и внести в соответствующее поле анкеты. Специально-подобранные эффекты анимации позволяют учителю собственно осуществить первичный контроль, прослушав ответ учащихся; после чего учащиеся проверяют свою информацию сами, используя ключи на слайде.
14 слайд – Where would you like to go?
Учащиеся видят домашнее задание, логически вытекающее из урока. Им предлагается дома заполнить аналогичную форму, выбрав в качестве туристического маршрута одно из изученных географических мест на уроке.