Цель: формирование нравственных качеств обучающихся через осмысление ценности труда
Задачи:
- помочь каждому ребенку понять значение труда в жизни человека;
- способствовать формированию трудолюбия обучающихся
- воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.
Оборудование: предметные картинки на тему "Кем быть?", фразеологизмы, рисунки детей "Профессия моей мечты", конверты для работы в группах, аппликации, сигнальные карточки, фонограмма "Лунная соната" Бетховена.
Ход занятия
Сообщение темы и целей классного часа. (Доска закрытая)
Сегодня для нашей встречи ребята приготовили стихи
Дж. Радари "Чем пахнут ремесла?" (Дети читают стихи)
У каждого дела Запах особый В булочной пахнет Тестом и сдобой |
Куртка шофера Пахнет бензином. Блуза рабочего - Маслом машинным. |
Рыбой и морем Пахнет рыбак. Только бездельник Не пахнет никак. |
Мимо столярной Идешь мастерской Стружкою пахнет И свежей доской |
Пахнет кондитер Орехом мускатным Доктор в халате - Лекарством приятным |
Сколько не душится Лодырь богатый; Очень неважно Он пахнет, ребята! |
Пахнет маляр Скипидаром и краской Пахнет стекольщик Оконной замазкой |
Рыхлой землею, Полем и лугом Пахнет крестьянин, Идущий за плугом |
Вопросы:
1. Как вы думаете, о чем пойдет разговор сегодня? (открывается доска)
- Запах какого ремесла вам понравился больше всего?
- А кто никак не пахнет? Почему?
2. Учитель. На свете огромное количество профессий. Когда вы станете взрослыми, сможете сами себе выбрать профессию по душе. Для того чтобы освоить какую - либо профессию, надо специально учиться после окончания школы, например в училище, колледже, институте, в академии, в университете. Чем больше знаний и опыта имеет человек в области своей профессии, тем более ценным специалистом он считается, тем больше он принесет пользы обществу.
3. Учитель. - Кто знает, что такое профессия? (ответы детей)
- Обратимся к толковому словарю Ожигова:
"Профессия - это основное занятие человека, его трудовая деятельность"
4. К классному часу вы приготовили рисунки, на тему "Кем хотите быть?" Кто хочет рассказать о своей профессии - мечте? (Рассказы детей 2-3 человека)
5. Работа в группах.
Дети объединяются в группы в соответствии с их мечтами:
- Я хочу работать с людьми (1 группа)
- Я хочу работать с животными (2 группа)
- Я хочу работать с техникой (3 группа)
- Я хочу работать писателем, художником, артистом, музыкантом (4 группа)
(Каждая группа называет профессии, относящиеся к этой группе)
Каждой группе предлагается составить список качеств, необходимых человеку данной профессии.(используется список подсказок). После обсуждения группы представляют составленный список качеств (в виде солнца и его лучей).
Учитель. - Ребята давайте с вами выясним, какие качества у нас совпали.
- Как вы думаете почему?
6. Учитель.
Каждый труд почетен. То, как человек относится к своим обязанностям, зависит, достоин ли он уважения. Издавна в народе пользуются уважением люди трудолюбивые, а с ленивыми работником никто не хочет иметь дело.
Задание: определите о каком (трудолюбивом или ленивом) человеке эти фразеологизмы: "мастер своего дела", "работает спустя рукава", "лень прежде него родилась", "золотые руки", "трудится не покладая рук", "от лени мохом оброс", "работает словно спит", " работа в руках горит"
Вы можете назвать кого-то из одноклассников и сказать, что он трудолюбивый?
Где еще может проявляться у вас трудолюбие?
Очень важно развивать трудолюбие с дества.
7. Учитель. А сейчас я предлагаю вам заполнить страничку в "Азбуке открытий моего "Я", которая посвящена профессии мечте. (показать страничку, зачитать вопросы)
Каждый на страничке Азбуки записывает название любимой профессии и отвечает на вопросы:
- Какую пользу выбранная профессия приносит людям?
- Чем она мне нравится?
8. Дети читают стихотворение Пулата Муллина "Прекрасных профессий на свете не счесть"
Прекрасных профессий На свете не счесть И каждой профессии- Слава и честь! И каждому делу, И каждой работе На каждой бахче, И на каждом заводе И в поле, и в море, И в небе - по праву Высокая честь И народная слава! |
А все начинается В школе за партой У классной доски И над контурной картой С нелегкой задачки С домашних заданий К вершинам труда И отважных дерзаний! Сегодня ты школьник А завтра рабочий, Колхозник, ученый |
Моряк или зодчий. Для каждого Нужное дело найдется, Кто с детства всерьез За работу берется Прекрасных профессий На свете не счесть, И каждой профессии - Слава и честь! |
9. Итог.
- Так какие качества ценятся в каждой профессии?
- Почему важно выбрать профессию по душе?
10. Учитель. В завершении нашей встречи хочу вам подарить прекрасные слова -напутствия из письма, известного писателя, режисера и актера, Василия Макаровича Шукшина одному из школьников:
К желанной цели тебя приведет не столько мечта, сколько разум и труд.
Ты сам хозяин своей судьбы, никто больше: Никто. Знай больше других, работай больше других - вот вся судьба!
Кто бы ты ни был: комбайнер, академик, художник - живи и выкладывайся весь без остатка.
Старайся знать много, не жалуйся и не завидуй, не ходи против совести, старайся быть добрым и великодушным.
Помни, что тебе надо много успеть сделать для своего народа.
Из письма В.М. Шукшина одному из школьников
(Дети приклеивают листочки со ловами-напутствиями на страничку Азбуки)
Учитель: спасибо.