На базе кабинета физики нашей школы размещен терминальный класс, который позволяет комбинировать и менять виды деятельности учеников на уроках, что, несомненно, способствует повышению интереса к предмету. Эффективно используемое время урока дает возможность охватить материал с разных сторон.
Когда ученики собирают схемы на компьютере из готовых составляющих, они лучше запоминают условные обозначения. Когда же идет построение схем с помощью карандаша и линейки – это дает простор фантазии и развивает творческое мышление.
Цели урока.
Образовательные:
- сформировать представление об электрической цепи и ее составных частях
- формирование навыков работы с компьютерными электрическими цепями
Развивающие:
- развитие интереса к физике как науке
- развитие творческого мышления
- развитие умения применять знания в различных ситуациях
Воспитательные:
- показать взаимосвязь явлений окружающего мира
- навыки коллективной работы
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: компьютеры терминального класса, мультимедиапроектор.
Ход урока.
На доске – тема урока, слайд № 1 <приложение 2>
1. Организационный момент
Учитель объясняет, как пользоваться рабочим листком < приложение 1>
2. Актуализация знаний:
- Что такое электрический ток?
- Что называют источником тока?
- Какие потребители тока вам известны?
- Как можно управлять электрическим током?
3. Изложение нового материала с использованием презентации
Слайд № 2
Учитель говорит: «Если взять источник тока, присоединить к нему лампочку, реостат, измерительные приборы (нагрузку, потребители), поставить выключатель и соединить все проводами, получится электрическая цепь.»
Называя каждую составляющую, учитель одновременно показывает их на компьютере, и по окончании сказанного предложения перед глазами учеников – электрическая цепь.
Ученики записывают предложение в рабочий листок, глядя на картинку.
Учитель говорит: «Каждый прибор на этой картинке имеет условное обозначение, и если мы нарисуем эти условные обозначения, получим схему электрической цепи. Но нужно знать, как обозначаются электрические приборы.»
Слайд № 3
Учитель говорит: «Сейчас мы составим с вами таблицу условных обозначений элементов электрической цепи. Для этого мы разделим все элементы на 4 группы.»
Далее идет заполнение таблицы, ученики рисуют в рабочем листке значки и подписывают их.
Слайд № 4
Учитель говорит: «А теперь давайте попробуем на этой сложной схеме отыскать элементы электрической цепи по картинкам настоящих приборов»
Учитель по желанию вызывает несколько учеников к доске, они показывают прибор и его расположение на схеме.
4. Закрепление нового материала.
Учитель рассказывает классу, как правильно чертить электрические схемы.
Затем класс делится на 2 группы: одна группа идет работать на компьютерах, собирает простейшие схемы из предложенных элементов (используется материал образовательного диска «Интерактивные задания по физике, 7-9 классы»)
Другая группа чертит схемы из списка тренировочных заданий.
Затем группы меняются.
Последнее тренировочное задание <приложение 3> можно выполнять в группах или индивидуально, по желанию учеников.
5. Домашнее задание.
- а) выучить таблицу условных обозначений
- б) доделать тренировочные задания, кто не успел
- в) те, кому интересно еще раз просмотреть материал сегодняшнего урока, узнать новую информацию и проверить свои знания, могут обратиться на сайт нашей школы и найти образовательную страничку учителя физики «Изучаем электричество».
Примечания.
- Слова учителя могут быть различными, каждый учитель может сформулировать и озвучить слайды по-своему.
- Оценки за задания выставляются по наилучшей, но некоторые ученики желают, чтобы за каждую схему учитель поставил оценку.
- Работа на компьютере оценивается по результату выполнения всех предложенных заданий, (используется материал образовательного диска «Интерактивные задания по физике, 7-9 классы»)
- Сайт школы: www.schooltelman.ru – могут воспользоваться все желающие.