1. Тип проекта
По доминирующей в проекте деятельности: творческий, игровой, долгосрочный.
По содержанию: педагогический.
По числу участников проекта: группа детей, воспитатель.
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
2. Актуальность проекта
Вязание является одним из самых древних видов прикладного искусства. Несмотря на это, многие и сейчас любят вязать. Ведь любая вещь, связанная собственными руками, уникальна и оригинальна. Будь это вязаная кофточка, нарядный джемпер, декоративная подушка, салфетка или вязаная игрушка.
Удивительно, как из обычной ниточки рождается новая, неповторимая вещь! Вязаные вещи сохраняют тепло ваших рук, впитывают ваше настроение и чувства. А многообразие цвета, красок, форм, возможностей? Как передать это детям? Как использовать это богатство?
Ответом на эти вопросы стало создание мини-музея «Волшебный клубочек», благодаря которому в группе организуется развивающая среда. Через этот музей дети более подробно знакомятся с домашними животными – овцой, бараном, их ролью в жизни человека, из разделов: «Овечкина семья»; «Дикие родственники овцы»; «Где пасется овечка»; «Что дает овечка людям?»; «Как прядут пряжу»; «Волшебный клубок» и т.д.
Благодаря музейной педагогике, у детей развиваются познавательные процессы, пополняется словарный запас, развиваются тактильность, чувство цвета, эстетическое восприятие.
3. Цель проектирования
- Способствовать развитию у детей познавательных процессов.
- Познакомить с видом искусства - вязаные вещи, через этот вид искусства восприятию прекрасного, чувство цвета, яркости, нарядности, узорчатости, что дает радостное настроение, украшает быт.
- Развитие эстетического восприятия через создание мини-музея и организацию развивающей среды.
4. Задачи проектной деятельности
- Создание мини-музея «Волшебный клубочек».
- Собрать необходимый материал: игрушки – баран, ягнята, кукла - чабан, собака, волк, картины «Овцы», «Стрижка овец», «Овцы на пастбище», дикие горные кабаны – картина, шерсть, прялка, веретено, спицы, крючок, мешочек для игры «чудесный мешочек», вязаные вещи- носки, шапочки, игрушки, цветы, салфетки.
- Участие родителей в создании музея.
- Познакомить детей с этим материалом.
- Проведение соответствующих занятий, игр, бесед.
5. Обеспечение проектной деятельности
Методическое:
- Н.Рыжова, Л.Логинова, А.Данюкова. Мини-музей. М., 2008г.
- Боброва. Волшебный клубок.
- А.М.Диченскова. Вязаные забавные игрушки. Ростов на Дону. «Феникс», 2006г.
- И.Каплунова, И.Новоскольцева. Праздник каждый день. Санкт-Петербург. 2007г.
Материально-техническое:
- Для занятий: игрушки (овцы, бараны, ягнята), картины, книги, иллюстрации с изображением диких горных баранов.
- Экспонаты для музея: небольшой стеллаж, столик, полочка, оформленная под пастбище, картина-панорама гор, игрушки: баран, ягнята, кукла-чабан, собака, волк, шерсть, клубки пряжи, различные по величине, цвету, толщине, прялка, веретено, спицы, крючок, «чудесный мешочек» для игр, вязаные вещи: носки, шапочки, игрушки, прихватки, цветы, салфетки.
Диагностико- дидактическое:
- Беседа, стихи, загадки, пальчиковая гимнастика, рассматривание картин, иллюстраций в книгах.
- Познавательные занятия по развитию речи.
- Занятия по изобразительной деятельности.
- Игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности, на развитие сенсорики.
6. Ожидаемый результат
- Развитие познавательных процессов у детей.
- Активизация речи у детей, пополнение словарного запаса.
- Виденье и понимание прекрасного, эстетическое восприятие.
7. Гипотеза проекта
Если правильно использовать многогранные возможности по развитию познавательных процессов у детей через организацию мини-музея, то возможно более качественное развитие познавательных процессов, речи детей, эстетического восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности, развитие сенсорики.
8. Методы проекта
- Мониторинговые процедуры.
- Игры, занятия, беседы.
- Обучающие игры
- Познавательно- игровые занятия.
- Игры «Чудесный мешочек», «Волшебный клубок».
- Пальчиковые гимнастики.
- Чтение стихов, рассказов.
- Самостоятельная игровая деятельность детей (в свободном доступе у детей должны быть вязаные вещи: покрывала на кукольные кроватки, наволочки, кукольная одежда, сумочки, шляпки, прихватки, салфетки, накидки на диван, кресла, вязаный театр и др.)
9. Стратегия осуществления проектной деятельности
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МДОУ Детский сад № 4 «Теремок» с детьми от 4 до 7 лет, через специально организованную деятельность педагога и ребенка (группы детей), в самостоятельной детской деятельности, с педагогами (в условиях проведения активной методической работы).
10. Этапы управления проектом
1. Концептуальный | Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора, формирование задач и цели проекта. |
2. Исходно-диагностический | Поиск и разработка диагностического инструментария (показателей, критериев, дидактического материала) для отслеживания уровня, познавательных процессов, развития речи, пополнения словарного запаса, сенсорики. Организация и проведение диагностических исследований. |
3. Коррекционно-технологический | Формирующий этап. Деятельность в соответствии с тематическим планированием. |
4. Итогово-диагностический | Оценка уровня развития речи, познавательных процессов, сенсорики, эстетического восприятия (вторичная диагностика). |
5. Заключительный | Анализ достижения цели и полученных результатов, оценка реализации проекта, принятие решения о его распространении или закрытии. |
11. Содержание проектной деятельности
Представлено тематическим планированием формирующего этапа.
12. Презентация проекта
- Открытое занятие для педагогов дошкольных групп и для молодых специалистов.
- Выступление на семинаре и педагогическом совете о работе по проекту.
- Сообщение для родителей на собрании «Наш мини-музей «Волшебный клубочек».
- Описание опыта работы.
- Фотовыставка «Наш мини-музей».
- Кружок вязания.
- Показ детьми нашей группы кукольного театра для детей других групп.
Тематическое планирование формирующего этапа
Примерный план занятий с детьми по выполнению проекта на 3 месяца (1 раз в неделю):
- Познавательное «Что дает овечка людям».
Цель: Рассказать детям о том, что дает овечка людям (шерсть, из шерсти прядут пряжу, из пряжи вяжут вещи). - Рассматривание картины «Овцы» (ср. гр.), «Стрижка овец» (ст. гр.).
- Беседа на тему: «Где пасется овечка»
- Познавательное «Как прядут пряжу».
Цель: познакомить с веретеном, с шерстью, с процессом приготовления пряжи. Пригласить на занятие родителей, которые смогут рассказать и показать, как прядут пряжу. - «Волшебный клубок» (Наблюдение за тем, как клубок превращается в красивую игрушку, вещь).
- Разучивание песни «Песенка про овечку» (с обыгриванием).
- Рисование «Волшебные превращения ниточки».
- Игра «Чудесный мешочек».
В мешочке клубки разного размера и цвета. Надо найти самый маленький и самый большой клубок на ощупь. Создание условий для сенсорного развития. Дети трогают, мнут пряжу, отличающуюся по толщине нити, цвету. Скатывают колобок, сматывают клубок и т.д. - Занятие по рисованию «Украсим салфетку».
Цель: Рассматривание вязаных салфеток, узоров на них. Воспитать эстетическое восприятие, чувство цвета. - Аппликация «Моя овечка».
- «Учимся показывать кукольный театр» (разучивание ролей с использованием вязаных игрушек, средняя группа). В старших группах проходит просто разучивание ролей по разным сказкам.
- Кукольный театр «Колобок» (ср. гр.), «Волк и семеро козлят» (ст.гр.), (показ сказки детям младших групп).
Примерные конспекты занятий
Тема: «Овечкина семья»
Рассматривание картины «Овцы» (Средняя группа)
Цели:
- Привлечь внимание детей к миру животных.
- Познакомить детей с домашним животным – овцой.
- Познакомить с ее ролью в жизни человека.
- Воспитывать бережное, заботливое отношение к животному миру.
Активизация словаря: блеять, хлев, шерсть, ягненок, овца, баран.
Материал к занятию: картина «Овцы», вязаные игрушки.
Методические приемы:
- Пальчиковая гимнастика:
«Вот кудрявая овечка
Шерстка белая в колечках,
Шерстка мягкая, густая,
Шубка у овцы такая» - Загадка:
«Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завиты рога?» (Баран) - Рассматривание картины «Овцы».
- Рассказ воспитателя об овце.
Овца – домашнее животное. Шерсть у овцы густая, иногда завитая, бывает белого, серого, черного, рыжеватого цвета. У ягнят шерсть густая, кудрявая, колечками. У барана большие выгнутые вниз рога. Ноги короткие. На пастбище они переходят с места на место, поедая траву. Если на них нападает хищник, они бьют его своими рогами, овцы не защищаются, а убегают. Овца питается травой, молодыми листьями. Зимой ее кормят сеном, мягкой соломой, а в воду добавляют немного соли. Живет овца зимой в теплом хлеву. Овца – полезное человеку животное. Из ее шерсти делают прекрасные шерстяные ткани, валяную обувь, вяжут теплые шапки, варежки, носки. Шьют шубы из овцы, а из молока делают очень вкусный сыр. Каждый год весной овца приносит 1-2 ягнят. Ягнята очень резвые, скачут, блеют, радуются, увидев мать.
- Физ-пауза: «Ягнята».
- Вопросы по картине.
- Обобщение.
Примечание: дальнейшая работа с детьми состоит в усложнении заданий соответственно возрасту. Также дети самостоятельно рассказывают о животных, делятся впечатлениями об увиденном. Дети 6-7 лет могут показать кукольный театр, используя «вязаные» персонажи.
Конспект занятия
Беседа на тему: «Где пасется овечка»
Цель: Расширить и дополнить знания детей о домашнем животном – овце.
Познакомить детей с трудом человека, который пасет овец (чабан), воспитать уважение к труду чабана.
Активизация словаря: чабан, отара, бурка, папаха.
Материал к занятию: картина «Овцы на пастбище».
Методические приемы:
- Загадка :
«Шубу теплую в колечках,
Носит тихая …» (овечка).
- Пальчиковая гимнастика «Овечка».
- Рассматривание картины «Овцы на пастбище».
- Рассказ воспитателя по картине.
Овца питается растениями. Ест она много и часто, практически целый день. Овцы ощипывают траву и молодые побеги деревьев и кустарников. Поэтому в местах, где часто пасутся овцы, нет ни деревьев, ни кустарников.
Человек, который пасет овцу (т.е. следит за ними, переходит с места на место, чтобы они поели, свежую травку) – это чабан. Его жизнь не легкая. Он все время в дороге, переходит через горы и реки. Можно предложить детям подумать, а где живет чабан, где его дом. Дом и семья у чабана, конечно, есть, но появляется он там не часто. Пасти овец - его работа.
Только чабан не уходит на работу утром и не возвращается вечером, как родители многих детей. Он может уйти на работу весной, а вернуться летом. Где же он спит, отдыхает? Что бы укрыться от непогоды, он строит маленький домик в горах, в полях, иногда они делают шалаши, ставят палатки. Бывает и так, что им приходится ночевать под открытым небом, а ночи в горах даже летом очень холодные. Здесь чабану помогает его одежда – бурка и особенно шапка-папаха. Бурку и шапку шьют из теплой овечьей шкуры. Ляжет чабан на землю, положит под себя бурку да буркой и укроется. Спасает бурка и от дождя, и от ветра.
Чем питается чабан? Обычно берет в дорогу лепешки, муку, что бы можно было самому на костре испечь лепешки. Воду берет из горных рек и ключей. Там она чистая, прозрачная и холодная. Ну, а основная еда чабана всегда с собой – это овечье молоко – оно очень сытное, питательное, вкусное. Вот и выручает овца чабана в дальнем пути. Из овечьего молока делают сыр.
Как справляется чабан с таким большим стадом? Он отправляется в путь не один, а со своим помощником. Самые верные помощники чабана: лошадь и собака. На лошади он преодолевает большие расстояния. Собаку называют овчаркой, слова «овца» и «овчарка» очень похожи. Овчарка – это и есть собака, которая стережет овец. Собаки-пастухи бывают разными, не похожими друг на друга, но главное, что все они хорошие пастухи.
- Физ-пауза.
- Вопросы к детям по картине.
- Обобщение.
Аппликация «Овечка»
Цель (средняя группа): Украшать готовый силуэт овечки; намазывать силуэт клеем, обсыпать нарезанной пряжей и приклеивать, вызывать интерес к работе, желание внести свой труд в оформление музея, добиваться выразительных форм, подрисовать фломастером - глаза, нос, копытца.
Материал: готовые силуэты, клей, пряжа, фломастеры.
Примечание: в старших группах дети самостоятельно вырезают силуэт овечек, вместе с воспитателем нарезают (мелко) пряжу.