Цели урока:
- Сформровать понятие милосердие, сострадание.
- Учить детей быть милосердными.
- Воспитывать потребность делать добро, сострадать.
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, чтение сочинений, сообщения обучающихся, работа с иллюстративным материалом, участие в учебном диалоге.
Основные термины и понятия: милосердие, сострадание, близкий.
Ход урока
1. Организация деятельности обучающихся.
Прочитайте тему урока. Как вы понимаете смысл этих слов? Милосердие - милое сердце, милующее сердце, сострадание-умение переживать за другого человека. Найдите определения этих слов в словарях русского языка С. И. Ожегова, В. И. Даля. Работаем по вариантам: 1 вариант работает со значением слова милосердие, 2 вариант со значением слова сострадание. Зачитайте значения слов: милосердие-готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Сострадание-сочувствие другому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека. (Слайд: значения слов)
Чем близки эти слова? Чем отличаются? Милосердие-это помощь в трудную минуту, а сострадание-это жалость к человеку, который в беде.
2. Ресурсный круг. Какое сердце может быть?
Прощающее, сострадающее, доброе, жалеющее, ласковое …
Игра «Солнышко милосердия»
Я попрошу рассказать вас о милосердных поступках, которые совершают люди по отношению друг к другу , каждый рассказ награждается солнышком милосердия, вырезанным из цветной бумаги . Кто получит больше всех солнышек, становится солнышком милосердия . Рассказывают. Что может подарить солнышко милосердия? Оно может подарить солнечные подарки: солнечного зайчика, солнечный лучик, теплый день, солнечную улыбку, солнечный бант… Представьте себя в качестве одного из подарков. Чем вы можете помочь людям в трудную минуту? Я солнечный луч. Могу вывести путников из темной пещеры. Я теплый день. Могу согреть озябших людей…
3. Проверка дом. задания.
Дома вы читали рассказ Е. Опочина «Сиротка» и писали сочинение на тему «О чем меня заставил задуматься рассказ?»
Как пословица « Доброе сердце о чужой беде болит» связана с рассказом Е. Опочина «Сиротка»?
Девочка, ценой собственной жизни учит милосердию людей, которые при жизни не смогли протянуть ей руку помощи.
Зачитайте свои сочинения. Зачитывают работы. Страшно, когда умирают дети. Тринадцать лет над Пашкой издевались. В три года ее бросила мать. Ее никто не любил, обзывали, били, унижали. Несчастный случай заставил людей позаботиться о девочке. Сидор, Мишка и Марина пожалели бедную сиротку, но было уже поздно. Пашка умерла от безразличия людей. Надо любить друг друга!
Что автор хотел нам сказать своим рассказом, в чем убедить?
Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь!
4. В каких произведениях вы встречались с проявлениями милосердия и сострадания?
Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка», К. Паустовский «Теплый хлеб», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш», Б.Алмазов «Лягушонок»,
Г.Х. Андерсен «Русалочка», Л. Толстой «Старый дед и внучек», П. Гэллико «Томасина».
Какой из этих рассказов затронул вашу душу? Почему? Обучающиеся делятся впечатлениями. В этих произведениях авторы учат нас быть: добрыми, сострадательными, милосердными. Почему? Одно без другого быть не может. Доброта рождает сострадание, а сострадание-милосердие.
5. Комментированное чтение.
Притча о добром самарянине. Стр.42-43.
Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи.
6. Работа в парах
Если:
а) в минуту твоей беды тот, кого ты считал своим лучшим другом, не помог тебе;
б) твой родной дядя тоже прошел мимо;
в) лишь тот человек, с которым никто в классе не решался дружить, заметил твои слезы и подошел поговорить и помочь.
Вопрос: кто же на самом деле твой ближний?
Если человеку больно - становится неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета.
В годы страшной гражданской войны великая русская поэтесса Марина Цветаева писала:
«Ненависть, ниц! Сын – раз в крови!»
Ниц – слово, родственное словам изнанка и ничком. Выражение «пасть ниц» значит склониться так низко, что не видно уже лица, а виден затылок (изнанка). Пасть ничком или ниц означает выразить крайнюю степень покорности, отказаться от своеволия.
Марина Цветаева говорит ,что вот так резко должен человек приказывать ненависти, которая что-то черное пробует нашептывать ему: надо ненавидеть ненависть, надо гневаться на гнев.
Даже если этот человек виноват лично перед тобой, все равно в минуту его беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.
Руку помощи протягивали в разные исторические времена многие люди. 7.Давайте вспомним их имена. Сообщения обучающихся о княгине Елизавете Федоровне, Дарье Севастопольской…Что больше всего проявляется в этих людях: доброта, сострадание или милосердие? Одно качество без другого быть не может.
Все беды, катастрофы, землетрясения, наводнения и эпидемии даются для пробуждения наших сердец.
«Блаженны милостивые,- говорит Господь – ибо они помилованы будут.
Блаженные-святые, под видимым безумием скрывавшие духовную высоту. Они прошли путь через сострадание и милосердие. Их душа открыта на добро.
8. Мы часто обижаемся. Справедливы ли наши обиды?
Закройте глаза, давайте о них забудем. Прочитайте в учебнике с. 44.
Жизнь нуждается в милосердии.
Милосердием мы бедны,
Кто-то злобствует, кто-то сердится,
Кто-то снова в тисках беды.
Жизнь нуждается в сострадании.
Наши души как топоры…
Слишком многих мы словом раним,
Позабыв, что слова остры.
А. Дементьев
Слово может ранить и милосердия не получается. Нужно задумываться о чем говорим и что говорим. Одно из дел милосердия - милостыня. Нужно ли ее подавать всем кто просит? Обсудите этот вопрос с родителями. Помните слова Христоса: « Всякому просящему у тебя – дай».
9. Творческое задание в группах.
Давайте обратимся к пословице: «Доброе сердце о чужой беде болит». Она нам поможет выполнить следующее задание. Представьте, что вас пригласили в страну, которой правит милосердный правитель. Помогите ему принять законы милосердия. Работают в группах. Зачитывают законы по группам. Составляют общий закон: 1. Раз в неделю каждый богатый человек в этой стране должен пригласить к себе в гости бедного, накормить его вкусным обедом и подарить подарок. 2. В течение зимы каждый должен сделать две кормушки для птиц. 3. Бездомных животных приносить в гостиницу, где их осмотрит врач и окажет им помощь.
10. Домашнее задание.
Тема милосердия прослеживается в произведениях художников. Дома рассмотрите иллюстрации на стр. 42-43 учебника «Прощение». Фрагмент иконы, К. Петров-Водкин «Богоматерь Умиление злых сердец». Напишите сочинение по знакомому вам плану.
- Обозначение имени персонажа (кто изображен на портрете, его пол и возраст?);
- Объект реального или фантастического мира;
- Описание одежды в которой находится персонаж;
- Обозначение композиции портрета (изображение объекта во весь рост, по пояс или по плечи);
- Обозначение места, где изображен персонаж;
- Обозначение времени года, времени суток;
- Обозначение ощущений с анализаторов;
- Обозначение объектов окружения;
- Обозначение цели действия персонажей;
- Обозначение проблемы объекта;
- Обозначение настроения (по выражению глаз, позе и цвету картины);
- Обозначение цели написания портрета автором;
- Название картины (ребенком) и авторское название.