1. Класс: VI7.
2. Предмет: музыкальный инструмент (аккордеон).
3. Тема урока: “Аккомпанемент как форма удержания интереса к выбранному инструменту у учащихся ДШИ”.
4. Цель урока: предоставление учащемуся возможности самопознания и самоутверждения, создание условий для профессионального самоопределения.
Задачи:
Образовательные
– упрочить индивидуально-выраженные творческие способности ученицы в подборе по слуху, аккопманементе;
– систематизировать знания, полученные в предшествующие годы обучения;
– стимулировать положительное отношение к учебной деятельности;
– укрепить интерес к инструменту аккордеон посредством осознания его достоинств при использовании в практической деятельности;
Развивающие
– создать условия для повышения уровня самооценки;
– формировать позитивно– значимое отношение к занятиям творческой деятельностью;
– создать ситуацию успеха для ученицы;
– создать ситуацию новизны, актуальности;
Воспитательные
– способствовать осознанию ученицей важности общих семейных ценностей;
– содействовать упрочению внутренних духовных связей конкретной семьи;
5. Тип урока: урок комплексного применения ЗУН учащихся.
Вид занятий – практикум.
6. Используемые приёмы, методы, технологии обучения:
– методы обучения по внешним признакам деятельности преподавателя и учащегося
• беседа
• рассказ
– по источнику получения знаний
• словесные
• наглядный (использование технических средств)
• практические (выполнение практических
заданий)
– по степени активности познавательной деятельности учащихся
• частичнопоисковый (процесс мышления приобретает продуктивный характер при поэтапном контроле преподавателя)
– по критерию самостоятельности и творчества в деятельности обучаемого
• репродуктивный
• проблемного изложения в обучении (применение
изученного применяется на основе образца,
правила)
– методы стимулирования интереса к учению
• эмоционального стимулирования учения (приём
создания на уроке ситуаций занимательности,
введение в учебный процесс занимательных
примеров, аналогий)
• создание положительных эмоций по отношению к
деятельностиаккомпаниатора
– методы формирования познавательного интереса
• создания эмоционально-нравственных ситуаций
проблемно-поисковая (решение учебных задач нестандартными способами), коммуникативная (ориентация на межличностное взаимодействие в процессе урока), имитационного моделирования (имитация производственной задачи, с которой обучаемый может столкнуться в своей будущей профессиональной деятельности) технологии.
7. Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.
8. Оборудование и основные источники информации:
компьютер, портреты композиторов
9. Прогнозируемый результат (формируемые компетентности)
– ценностно-смысловая компетентность (способность видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение
– общекультурная компетентность (познание особенностей национальной и общечеловеческой культуры, владение способами организации свободного времени)
– учебно-познавтельная компетентность (интерес к учебной деятельности путём знакомства с биографиями композиторов,овладениемнавыками продуктивной деятельности)
– коммуникативная компетентность (владение различными социальными ролями в коллективе, взаимодействие со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности)
– речевая компетентность (умение грамотно выразить законченную мысль, используя специфические музыкальные термины)
– компетентность личностного самосовершенствования (самопознание, развитие необходимых современному человеку личностных качеств, культуры поведения)
– информационная компетентность (формирование умений отбирать необходимую информацию, сохранять и в нужный момент доносить её)
– креативная компетентность (выработка творческого подхода к любому виду деятельности)
– компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (развитие уверенности в себе, оптимистичный взгляд на собственное будущее).
Ход урока
I. Организационный момент:проверка готовности к уроку. Настрой внимания. Вступительное слово преподавателя. Сообщение темы и цели урока (слайд №1).
II. Актуализация знаний.Преподаватель: сегодня главным действующим лицом урока будет моя ученица по классу аккордеона Настя Матиенко, к тому же, в новой для неё роли– аккомпаниатора.
Преподаватель: Настя, а как ты понимаешь слова “аккомпанировать”, “аккомпанемент”?
Ученица отвечает сообразно своим представлениям.
Преподаватель: Действительно, аккомпанемент – это сопровождение в переводе с французского, а аккомпаниатор – исполнитель, который своей игрой на каком-либо инструменте сопровождает пение или игру других исполнителей, дополняя и поддерживая их (слайд №2).
Настя, посмотри на портрет юных девушек с картины русского художника Владимира Боровиковского (слайд №3). В руках у одной из них – гитара, у другой – ноты. Что может сейчас последовать? Какое действие можно предположить?
Ученица: одна девушка заиграет, а другая будет петь.
Преподаватель: Можно ли говорить о том, что одна будет аккомпанировать? И только ли на гитаре это можно делать?
Ученица: Да, она выступает в роли аккомпаниатора, а аккомпанировать можно на фортепиано, разных народных инструментах.
Преподаватель: Действительно так. Я предлагаю тебе некую игру. Определи, просматривая репродукции картин, где можно говорить об аккомпанементе, а где – об ином (слайды № 4-11).
Преподаватель: А если несколько инструментов, представляющих собой ансамбль, сопровождают певца или исполнителя на каком-либо инструменте, будет ли это аккомпанементом? (слайд №12).
Ученица: Будет. Здесь вокалистке аккомпанирует инструментальный дуэт в составе рояля и виолончели.
Преподаватель: Значит, есть несколько вариантов исполнения музыки, когда можно говорить об аккомпанементе. Назови их, Настя.
Ученица:
– если человек поёт, а исполнение сопровождает
фортепиано или другой инструмент, или группа
инструментов;
– если человек играет на каком-либо инструменте
в сопровождении другого инструмента;
Кроме этого, аккомпанементом может называться нотная партия сопровождения (слайд 13). .Преподаватель: Как раз один из перечисленных вариантов будет сейчас представлен. В моём исполнении будет звучать песня, которую спеть предложила мне сама Настя. Понятно, почему. Фильм, в котором звучит эта песня, очень сейчас популярен. И очень важно в момент, когда музыка интересует, захватывает тебя, быть причастным к её исполнению. Написал её наш современник, композитор Игорь Корнелюк (слайд 14).
(Звучит песня И.Корнелюка, сл.Р.Лисиц “Город, которого нет”. Поёт преподаватель, аккомпанирует ученица)
Преподаватель: Только что Настя была аккомпаниатором по отношению ко мне, а теперь в качестве солистки выступит сестра Насти, Аня Матиенко, ученица 2-го класса вокала.
Аня только начала обучение вокалу и пока не обладает сильным голосом. Как важно аккомпаниатору в этой ситуации уметь слушать и слышать певца, чтобы не только не заглушить его пение, но сделать исполнение уверенным и интересным. Тем более, что аккомпанемент этого музыкального номера мы с Настей исполняем вдвоём. Поскольку на сцене уже трое исполнителей, то очень чутко надо выстраивать линию аккомпанемента между самими аккордеонистами, между аккордеонистами и вокалистом, что требует большой слуховой внимательности.
Некоторое время мы вместе обсуждали, как сделать аккомпанемент более красочным, интересным, обговаривали средства музыкальной выразительности. Напомни, Настя, как шёл этот процесс.
Ученица: Мы говорили о характере музыки, о герое этой песни.
Преподаватель: Как понимание характера музыки отразилось на нашем выборе средств музыкальной выразительности, выборе фактуры аккомпанемента?
Ученица: Характер песни “Буратино” бойкий, задорный, мелодии присущ речевой, разговорный характер, чёткий, упругий ритм. Поэтому яркой здесь должна быть динамика, подвижным темп, звучание музыки – сочное, звонкое, а это, в свою очередь, требует аккордовой фактуры. Моя партия – это дублирование мелодии, а партия Наталии Петровны – это аккордовая фактура в партии правой руки. Партия левой руки у нас одинаковая: равномерное чередование баса и аккорда (слайды 15-21).
Преподаватель: Мне нравится, что ты хорошо ориентируешься в этих музыкальных понятиях и таком сложном, как фактура. Латинское слово “fakturo” означает обработка, делание, а в переносном значении – устройство. Устройство музыкальной ткани, совокупность её элементов. А элементы фактуры – это то, из чего она складывается – мелодия, аккомпанемент, бас, средние голоса и подголоски. Фактура бывает разнообразной. Музыканты говорят о плотной, аккордовой фактуре или фактуре прозрачной, состоящей из двух-трёх мелодических линий и лёгкого аккомпаненмента; о фактуре полифонической, которая может быть и прозрачной и плотной, в зависимости от числа входящих в неё голосов, о фактуре гомофонно-гармонической. То есть, фактура – это действительно “устройство” музыкального произведения, но “устройство” не по “горизонтали”, а по “вертикали”, это словно бы “вертикальный разрез” звучащего пласта.
(Звучит песня А.Рыбникова, сл.Ю.Энтина “Буратино” из телефильма “Приключения Буратино”, исполняет Аня Матиенко, аккомпанируют Настя Матиенко и Мясоедова Наталия Петровна) (слайд 22).
Преподаватель: Аня, Настя, скажите, портреты каких композиторов вы видите?
Ученицы должны узнать И.Баха, В. Моцарта, П.Чайковского, М.Глинку (слайды 23-24).
Преподаватель: Хочу вам напомнить, что и в европейских странах, и в России в XVIII-XIX веках обучение детей музыке расценивалось как большая привилегия. Любовь к ней зачастую воспитывали в семьях мамы (слайд 25).
В свободные вечерние часы вся семья могла собраться у клавесина, клавикорда, рояля. По праву очень ценилось искусство музицирования – исполнения музыки в домашней обстановке, которое позволяло членам семьи петь любимые песни, исполнять произведения на различных инструментах (слайды 26-29).
В этих случаях аккомпаниатором был тот, кто сидел за клавишным инструментом. Так было и в семьях Иоганна Баха, Вольфганга Моцарта, Петра Чайковского, Михаила Глинки.
Но сегодня у нас прежний аккомпаниатор, а я прошу снова выйти Аню.
(Звучит произведение Э.Грига на сл.Б.Бьёрнсона “Детская песенка”. Поёт Аня Матиенко, аккомпанирует Настя Матиенко)
Преподаватель: Это произведение написано для исполнения в сопровождении фортепиано. Но ты, Настя, играла на аккордеоне. Что для этого пришлось сделать?
Ученица: Мы сделали переложение фортепианной партии для аккордеона.
Преподаватель: Как ты, Настя, понимаешь термин “переложение”?
Ученица: Это переработка текста музыкального произведения, чтобы его можно было исполнить на другом инструменте или целым составом инструментов (слайд 30).
Преподаватель: Самое замечательное то, что теперь исполнять вокальное произведение будет Елена Леонидовна, мама Насти и Ани. Конечно, Настя учла музыкальные предпочтения мамы и Елена Леонидовна исполнит песню “Besame mucho” .Аккомпанемент к ней – полностью самостоятельная работа Насти. В классе были разобраны только ритм и аппликатура. Что тебе, Настя, показалось трудным при переложении и разучивании этого материала?
Ученица: Когда встречается полиритмия – одновременное сочетание разных ритмов. В правой руке это триоль, а в левой – дуоль. Нужно много тренироваться, чтобы каждая рука довела исполнение своего ритма до автоматизма (слайд 31).
Преподаватель: Какая особенность фактуры присутствует у тебя здесь?
Ученица: В припеве в партии правой руки я применила аккордовую фактуру.
(К.Веласкез “Besame mucho” исполняет Елена Леонидовна Матиенко, аккомпанирует Настя Матиенко)
Преподаватель: Самым замечательным в этом исполнении есть само семейное музицирование. Приятно, что Настя своими умениями не просто доставляет радость всем членам своей семьи, но и дала возможность своей маме сделать то, что у неё получается очень не плохо.
Есть вокальные произведения, которые удачно сочетаются с юношескими порывами, мечтами, которые несут в себе заряд таких человеческих качеств, как достоинство, честь. Мне нравится, что тем произведением, которое вошло в репертуар Насти, стала “Песня гардемаринов”. Аккомпанемент к этому произведению разучен Настей тоже самостоятельно, по нотам.
(В.Лебедев “Песня гардемаринов” из кинофильма “Гардемарины, вперёд!”, исполняет Мясоедова Наталия Петровна, аккомпанирует Настя Матиенко)
Преподаватель: Наверное приятно осознавать, что своим аккомпанементом ты помогаешь состояться ансамблевому исполнению как таковому. Но как хорошо уметь аккомпанировать себе самому! В жизни вполне могут возникнуть такие моменты, когда выступление под собственное сопровождение окружающим будет интересно. И твои друзья, товарищи будут благодарны за приятные минуты, которые ты сможешь доставить своим исполнением. Конечно, это самый сложный вид аккомпанемента, поскольку инструментальная партия должна быть выучена очень крепко.
(А.Дюбюк сл.Г.Гейне “Не обмани”, исполнят и аккомпанирует себе Матиенко Настя)
Преподаватель: Особого умения потребует от Насти и аккомпанирование уже вокальному дуэту. Точно так же умело надо слышать исполнителей, соизмерить звучность аккордеона и силу звучания голосов. А что характерного ты привнесла в аккомпанемент этого произведения, который тоже подбирала по слуху?
Ученица: При исполнении народных песен как вид двухголосного пения зачастую применяется втора, пение в терцию. Я повторила этот приём в партии правой руки (слайд 31).
(р.н.п. “В тёмном лесе”, исполняют Толчанова Нина и Мясоедова Наталия Петровна, аккомпанирует Настя).
III. Подведение итогов (слайд 32).
Преподаватель: За время урока Настя показала себя аккомпаниатором в разных ситуациях:
сопровождение солистов, дуэта, взрослых и детей. Некоторые аккомпанементы она разучивала по нотам, иные подбирала по слуху, творчески перерабатывая материал, создавая переложения. При этом она должна была учитывать логику применения средств музыкальной выразительности. Но в одной роли она сегодня не выступила и ей надо дать эту возможность – самой спеть в сопровождении её концертмейстера по вокалу Людмилы Викторовны Ахметовой, ещё раз поняв значение, важность такой деятельности музыканта как умение аккомпанировать.
(Е.Крылатов, сл.Ю.Энтина “Песенка о шпаге” из кинофильма “Достояние Республики”, исполняет Матиенко Настя, аккомпанирует Ахметова Людмила Викторовна).
IV. Домашнее задание.Самостоятельно разучить аккомпанемент к только что исполненному произведению (“Песенка о шпаге”), чтобы затем иметь возможность петь под собственный аккомпанемент.
Список использованной литературы:
- АсафьевБ.В. Путеводитель по концертам.– М., Советский композитор, 1978 г.
- Евдокимова Н.В. Становление понятий “компетентность” и “компетенция” в современной педагогической практике.
- Куберский И.Ю. Энциклопедия юного музыканта.-С-П., Золотой век, 1996 г.
- Мадорский Л.Р. Музыка начинается в семье. – М., Знание, 1982 г.
- Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах.– М., Советский композитор, 1984 г.
- Педагогика под ред. П.И. Пидкасистого.– М., 1996 г.
- Подласый И.П.Педагогика.-М., Просвещение, 1977 г.
- Скегина Н.Г. Сборник практических материалов для заместителей директоров школ. – М., 2001 г.
- Хуторский А.В.Теория и технология эвристического обучения.-М., изд-во МГУ,2003 г.