Занятие по формированию элементарных математических представлений (математике) для детей 5–6 лет "В гости к лесовичку"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель урока: Закрепить знание цифр от 1 до 9. Упражнять в порядковом и количественном счёте до 9.

Задачи урока:

  • закрепить умение уравнивать множества, работать по схеме и ориентироваться в пространстве;
  • упражнять детей в сравнение предметов по величине и в использовании понятий: самый длинный, самый короткий, длиннее, короче;
  • развивать умение различать геометрические фигуры и классифицировать их по признакам;
  • развивать логическое мышление, пространственное воображение, интерес к дисциплине “математика”;
  • воспитывать уважение и доброжелательное отношение друг к другу, чувство коллективизма.

Методы и приёмы:

  • сказкотерапевтические приемы (перевоплощение, послание от сказочного персонажа, погружение в сказочную среду);
  • игровой приём;
  • демонстрационно-наглядный;
  • использование художественного слова.

Материал к занятию:

  • набор геометрических фигур по количеству детей,
  • материал для счёта (маленькие мячики) по количеству детей,
  • полоски разной ширины по количеству детей,
  • корзиночки,
  • карточки с цифрами от 1 до 9,
  • схематический рисунок плана маршрута,
  • карточки круглой формы с загадками,
  • маски лягушек,
  • маски бабочек, цветок,
  • игрушка или картинка бабочки,
  • игрушка “Лесовика”,
  • конверт с письмом,
  • хула-хуп с колокольчиками.

Ход занятия

Педагог: Ребята, сегодня утром почтальон принёс нам в детский сад письмо. Сейчас я вам его прочитаю: “Здравствуйте ребята. Пишет вам Лесовик. Очень хочу, что бы вы пришли ко мне в гости, а что бы вы, не заблудились в моём волшебном лесу, посылаю вам план, как дойти до моего дома”.

Педагог: Ну что, ребята, принимаем приглашение?

Педагог: Тогда нам нужно с вами перенестись в сказочную страну и поможет нам в этом туннель колокольчиков.

Ритуал входа в сказку.

(Педагог берет хула-хуп украшенный колокольчиками, дети проходит через него, и оказываются на поляне).

Педагог: Вот мы и на месте давайте посмотрим на план.

(Педагог вешает план на доску)

Педагог: Сейчас мы находимся с вами вот здесь (показываю на обозначенное место на плане). Куда мы сейчас пойдём? В какую сторону указывает стрелка? (прямо).

– Итак, идём прямо.

Задание 1.

Педагог: Перед нами болото, на нём кочки с цифрами, нужно перейти это болото, наступая на цифры по порядку. Скажите, кто у нас живет на болоте и отлично прыгает? (лягушки).

Педагог: Правильно. И что бы преодолеть болото нам с вами нужно превратиться в лягушат, а чтобы превращение произошло вам нужно покружиться вокруг себя 1 раз.

(Дети надевают маски лягушат).

Педагог: Вот мы и перебрались через болото и пора превращать снова в ребят. Вы на месте покружитесь и ребят вновь превратитесь.

(Дети снимают маски)

Педагог: Теперь снова посмотрим на наш план, в какую сторону нам двигаться. Куда стрелка показывает? (влево). Идём.

Задание 2.

Педагог: Перед нами полянка на ней разбросаны горошины серого и красного цвета. Они нам мешают идти дальше. Давайте расчистим себе путь. Ребята вот следующее задание:

Каждый должен собрать в свою корзинку столько серых горошин, сколько красных на полянке видит (играют 4 ребенка, опрос каждого ребёнка – сколько он собрал камешков, почему?).

Педагог: Очень хорошо. Опять посмотрим на наш план, куда стрелка показывает? (прямо). Значит, идём прямо.

Задание 3.

Педагог: Мы дошли с вами до речки. Чтобы перейти на другую сторону речки, нам нужен мостик. Для этого необходимо подобрать дощечку нужной длины. Возьмите каждый по одной дощечке и приложите к речке, посмотрим, чья дощечка подходит. Чья дощечка подойдёт по ней, и перейдём на тот берег.

(Выполняют задание все: дети по очереди подходят к “речке” берут полоску и прикладывают и переходят по ней на другую сторону “речки”).

Педагог: Посмотрим опять на план. В какую сторону указывает стрелка? (вправо).

Педагог: Перед нами ещё одна чудесная полянка, встаньте вокруг неё. В середине полянки цветок. Кто на нём сидит? (бабочка). Сейчас мы с вами поиграем, превратимся в бабочек, расправим крылышки (дети одевают маски бабочек).[3]

Физкультминутка:

Прилетела бабочка краса
Как горошины глаза,
Вправо, влево поглядела
Вверх и вниз она смотрела.
На цветочке посидела
В лес волшебный улетела.

(Дети выполняют движения по тексту стихотворения).

Задание 4.

Педагог: А теперь внимательно посмотрите на полянку, она необыкновенная – волшебная. На ней вместо цветов что выросло? (геометрические фигуры). И чтобы мы могли пройти чрез полянку нужно выполнить задания. Задания будут разными. (Собирают геометрические фигуры по признакам).

1) собери все красные фигур
2) собери все четырехугольники
3) собери 2 большие красные фигуры и 2 маленькие зеленые фигуры
4)собери все конусообразные фигуры похожие на треугольники
5) собери 3 четырехугольные фигуры и 2 овальные

Педагог: Молодцы! Посмотрим на наш план, куда стрелка дальше указывает? (прямо).

Задание 5.

Педагог: Перед нами лежат камни. Не простые камни, а с загадками. Если вы отгадаете загадки, то камни станут лёгкими и их можно будет убрать с дороги.

(Загадки про цифры)

Педагог: Ну, вот мы и дошли до домика Лесовичка. Давайте подойдём поближе.

(Лесовик встречает детей, здоровается, спрашивает, трудно ли было до него добраться, какие встречались препятствия на пути. Дети рассказывают, какие они выполняли задания. Лесовик хвалит детей, рассматривает корзинки с грибами и фигурками, благодарит детей, за то, что они выполнили такие трудные задания и навестили его. Он уже давно не встречал таких умных, находчивых, смекалистых детей.

Лесовик: Ребята я хочу вас познакомиться моими друзьями. Они встречались вам по пути.

(Лесовик читает стихотворение “Единица-озорница”, демонстрирует картинки)[1]

Итак, вам понравилось путешествие? Вы выполнили много сложных заданий, и заслужили угощение.

(Лесовик угощает детей конфетами)

Лесовик: А сейчас я с вами прощаюсь и надеюсь, что мы еще встретимся и поиграем вместе.

Педагог: А нам пора возвращаться в группу.

(Дети проходят через туннель с колокольчиками)

Педагог: Ребята вам понравилось путешествие? Что вам запомнилось больше всего? Какое задание показалось самым сложным?

Список используемой литературы

  1. Колесникова Е.В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет, Москва, “Акалис”, 1996.
  2. Фесюкова Л.Б. “Воспитания сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста”, Москва, АСТ, 2000.
  3. Хлебникова Л.И. “Стихи для изучения математики ИД “Литература” С-Петербург, 2008.