Сохранение и развитие традиций татарского населения Челябинской обл.

Разделы: МХК и ИЗО


Россия - многонациональная страна, в ней живут более ста народов. Большинство из них - коренные народы и народности, для которых Россия - основное или даже единственное место обитания. На развитие межнациональных отношений существенное влияние оказывает наследие исторического прошлого, в котором заложены позитивный опыт и традиции сотрудничества и дружбы народов Российской Федерации. Именно они обеспечивали значительный прогресс в национально-государственном сторительстве, культуре. Многовековое содружество народов накопило богатейшый опыт веротерпимости и взаимообмена культурными традициями.

Татары относятся к числу немногих народов Евразии, создавших самостоятельную, уникальную тюрко-мусульманскую цивилизацию, обладающую значительной исторической глубиной. Во второй половине XIX в. замен локальных, этносословных, конфессиональных наименований закрепился единый этноним “татар”, который уже в первых десятилетиях XX века стал общим национальным наименованием почти для 90% представителей татарской национальности.

Становление татарской нации шло параллельно формированию общенациональной культуры (в науке она называется “высокой” культурой), обслуживающей всех татар России. Эта “высокая” культура, создаваемая сложной системой государственных социальных институтов (национальные СМИ, школы, научные учреждения, издательства, театры, ансамбли и т.п.) обеспечивает реальное единство татар как национальной общности [1].

В настоящее время татары являются вторым по численности этносом в Российской Федерации. Общая численность татар, живущих в Российской Федерации – 5669,9 тыс. чел. (2002), а в мире – 7920,5 тыс. чел. (2000-е гг.). Основная территория расселения – Волго-Уральский регион, где проживают свыше 4559,9 тыс. татар, в т.ч. в Челябинской области численность татар около 240 тыс. чел., в г. Челябинске – около 60 тыс. [2].

Проблема сохранения и развития татарской культуры в современных условиях становится предметом исследования ведущих ученых Российской Федерации. Среди монографических изданий следует отметить работы Д.М. Исхакова и Д.Р. Шарафутдинова [3-5].

Исследование Д.Р. Шарафутдинова посвящено историческим корням и развитию традиционной культуры татарского народа, главным образом, таких его древних форм, как Сабантуй (Науруз). Опираясь на разнохарактерные исторические источники, ряд из которых введен в научный оборот впервые, Д.М. Исхаков выдвигает оригинальную концепцию происхождения и становления татарской культуры, являющейся частью общечеловеческого культурного наследия. Д.М. Исхаковым поднимается проблема бережного отношения к этим важнейшим факторам общественной жизни, способствующих всемерному углублению и расширению духовных связей народов России.

В работах Д. М. Исхакова анализируются проблемы численности татарского населения России, географии компактного проживания, ставится вопрос теоретического осмысления категории татарской нации, анализируются пути и формы развития общей культуры и национального самосознания татар.

Национально-культурное возрождение – это естественный процесс, поскольку каждый народ имеет право на историческое, нравственное, политическое, индивидуальное развитие. В процессе приобщения к ценностным сторонам этнической культуры ведущая роль выпадает на долю представителей культуры, образования, науки. В последние годы пополнилась когорта национальных кадров, которые понимают, что возрождение и развитие культуры – это система ценностей,формирующая духовность и нравственность этноса.

Мы раскроем в статье региональную специфику решения вопроса культурно-национального развития татар Челябинской области.

Это приводит к созданию специальных структур как Дом дружбы народов Челябинской области. Bходит в состав Общероссийской Ассоциации Домов дружбы народов и активно сотрудничает с Челябинской областной Ассоциацией национально-культурных объединений “Ассамблея народов Челябинской области”, а также национально-культурными центрами, фондами и другими национальными объединениями которых в области свыше 70.

Одним из крупных учреждений культуры Челябинской области является общественная организация – “Конгресс татар Челябинской области”. Импульсом для создания конгресса татар Челябинской области стал второй Всемирный конгресс татар, который проходил в г. Казани. После него была проведена 27 марта 1998 года первая областная конференция Конгресса татар. 24 июня 1999 года Конгресс был зарегистрирован как общественная организация. Незадолго до этого 16 июня 1999 года - состоялось первое заседание исполкома Конгресса, на котором были избраны председатель Конгресса Равиль Хамитович Гибадуллин, занимавший пост главы администрации центрального района и председатель исполкома Сания Вахитовна Шевченко.

Вторая конференция Конгресса состоялась в мае 2004 года. Состав исполкома значительно расширился и обновился, председателем был избран Альберт Хусаинович Еналеев, занимавший пост вице - мэра Челябинска. Сохранение и развитие национально - культурного наследия, возрождение татарского языка и народных обычаев, - вот те стратегические задачи, которые организация поставила перед собой.

Осенью 2009 года Конгресса татар Челябинской области обрёл новые дыхание. На третьей конференции, прошедшей в ноябре, организация большинством голосов выбрала нового председателя исполкома. Ею стала динамичная, современно мыслящая Лена Рафиковна Колесникова, генеральный директор “Классики” - самой крупной аптечной сети на Урале. После третьей конференции организация сменила главный вектор своей деятельности, приняв основной лозунг: “Дойти до каждого простого татарина”. Излишняя формализация работы уступила место активной культурно-просветительской деятельности, направленной на интересы, в первую очередь, простых людей. Одним из важнейших достижений Конгресса татар является популяризация татарского языка среди татарского населения Челябинской области.

Среди факторов сохранения и развития духовной культуры большое значение имеет родной язык – основа всякой этнической культуры. Не случайно ученые считают, что язык своеобразный генофонд национальной культуры. Роль языка в усвоении системы ценностей и особого типа национального мышления и социального поведения (менталитета) изъяснена, например, З. А. Махмутовым: “Язык является важнейшим фактором, определяющим этническое самосознание народа. Лингвокультурное поведение этнической группы часто является показателем скрытых трансформационных процессов внутри данной группы. Утрата национального языка в большинстве случаев свидетельствует о начале распада этнической общности, демонстрируя ярко выраженные процессы ассимиляции. Особую сложность представляет сохранение национального языка для малых этнических групп, находящихся в полиэтническом окружении” [6]. Знание национального языка является важным фактором не только внешней идентификации, но и внутренней идентичности субъекта, нам необходимо проследить динамику изменения этого фактора в изучаемый период:

Распределение населения по национальному и родному языку в Челябинской области (Микроперепись 1994 г.) – сельское население [7]

Национальность Всего (чел.) Национальный татарский язык (чел.) Другие языки (чел)
Татары 2289 1813 (79,2%) 34
Татары мужчины 1081 850 (78,6%) 14
Татары женщины 1208 963 (79,7%) 20

Из данной таблицы следует, что из основного населения Челябинской области только 79,2% говорят на родном языке. При этом следует отметить, что доля женщин выше, чем мужчин. Этот факт вселяет надежду на то, что женщина будет передавать традиции своим детям. Хотя из данных фактов не можем делать однозначных выводов, но необходимо усилить внимание к освоению родного языка. В этой связи конгрессом татар предпринимаются меры по организации курсов по обучению татарского языка, открываются классы и детские группы в детских садах для желающих изучать татарский язык, в том числе русские и другие национальности. Так МОУСОШ № 81 открыт класс с углубленным изучением татарского языка, культуры и истории. А также в Челябинской государственной академии культуры и искусства открыта секция татаро-башкирской культуры на базе кафедры “Музыкальной фольклористики”. Студентами данного ВУЗа ежегодно осуществляются фольклорные экспедиции в места компактного проживания татар, проводятся студенческие конференции по праздникам и обрядам. В 2011 году в Челябинском государственном педагогическом университете открыта учебная група по подготовке учителей татарского класса. Среди татар 14 заслуженных учителей РСФСР и 13 заслуженных учителей РФ по Челябинской области. В том числе заслуженный учитель Республики Татарстан Шевченко Сония Вахитовна [8].

Одним из важнейших достижений Конгресса татар является популяризация татарского языка среди татарского населения Челябинской области. При поддержке Конгресса начали проводиться олимпиады по татарскому языку и литературе, уже ставшие сегодня традиционными, обучение татарскому языку в рамках программ медресе, открывшихся в последние годы в ряде территорий области, контакт с читательскими клубами в библиотеках татарской и башкирской литературы.

Традицией стали литературные чтения, посвященные творчеству Мусы Джалиля и Габдуллы Тукая. Работают кружки, классы, группы по изучению татарского языка и культуры в учреждения дополнительного образования, детских садах, средних образовательных школах и высших учебных заведениях.

Важным направлением его деятельности выступает организация национальных праздников (сабантуй, праздник башкирского языка “Туган тел”), Конгресс татар имеет контакты с духовными учреждениями в проведении религиозных праздников (ураза-байрам, курбан-байрам) Один из самых популярных праздников среди народов Челябинской области проводимый Конгерссом татар Сабантуй.

Сабантуй, тюркского сабан (плуг) и туй (праздник, свадьба), ежегодный праздник башкирского и татарского народов. Наиболее ранние сведения о Сабантуе содержатся в трудах И. Г. Георги и И. И. Лепехина. Истоки Сабантуя лежат в календарных земледельческих обрядах, связанных с окончанием посевных работ. Накануне праздника проводили обряды задабривания матери-земли: каргатуй – праздник грача, каргы боткасы – приготовление каши на пашне: устанавливали высокий гладкий столб – символ стебля растения, к вершине которого во время праздника привязывали живого петуха, столб увенчивался расшитыми полотенцами, платками, ичигами (сапожками). Сабантуй начинался с торжественного моления, затем следовал обряд оплодотворения земли (засевали первую борозду) [9]. Праздник сопровождался различными соревнованиями, играми и народными гуляниями. Основными зрелищными мероприятиями были: конные скачки (бэйге) вокруг холма, имитирующие ход солнца; борьба (куреш) и лазание по столбу. Призами украшали победителей, сбруи коней, гармони. Особо ценились рукоделья молодых женщин, вышедших замуж после прошлогоднего Сабантуя, что подчеркивало связь женского начала с плодородием. Абсолютный победитель в борьбе, получив главный приз – барана, уносил его на поднятых руках, демонстрируя свою силу. Популярными были юмористические состязания: бой на коновязи-буме с соломенными мешками, разбивание горшков с завязанными глазами, бег с полными ведрами на коромысле, в мешках, ходьба по бревну, укрепленым одним концом над рекой или озером, и т. п. Ныне значение обрядовых действий Сабантуя утрачено, в качестве призов вручаются самовары, часы, телевизоры, автомобили. Сабантуй стал интернациональным праздником. В Челябинске впервые Сабантуй широко праздновался в начале 1920-х гг., возобновился в 1946, с 1950-х гг. традиционно проводится в Парке культуры и отдыха им. Гагарина и в парке культуры Металлургического района, собирая до 100 тыс. участников из Челябинской, Курганской области, Башкортостана и Татарстана[10]. В программу Сабантуя входят национальная борьба куреш, лазание по вертикальному столбу и спорт.-игровые мероприятия Сабантуя сопровождается концертной программой, чаепитием. В числе призеров человек Сабантуя по нац. борьбе – мастер спорта по самбо, ныне постоянный член судейской коллегии Р. Рахимов; мастера спорта И. Ульмаскулов (Аргаяшский р-н) и Р. Нуриев; механизатор С. Юмагуин (Кунашак); мастер спорта А. Халиуллин (с. Миасское) и многие др.; 18 раз становился победителем мастер спорта В. Масалимов (Курганская области). последнее 10-летие – Х. Юсупов (в теч. 15 лет занимал 1-е место по борьбе куреш). С 1959 постоянными участниками культурной программы праздника являются художеств. коллективы: ансамбль песни и танца “Айгуль” Дворца культуры и техники “Мечел”, народный коллектив художественной самодеятельности ДК ЧТЗ под рук-вом Г. Салимова и др. На протяжении 59 лет праздник сабантуй проводился традиционно в парке культуры и отдыха им. Гагарина, а с 2011 года по инициативе нового руководства конгресса татар Челябинской области, празднование данного праздника перенисли в с. Кунашак.

В 2011 году Конгресс татар Челябинской области организовал впервые в истории области проект “Татарочка 2011”. Цель - развитие и сохранение национальной традиции и культуры, раскрыть богатый духовный мир татарской женщины. Этот праздник стал уникальным для всех народов Челябинской области. В поселке Кунашак на Сабантуе девушки демонстрировали красоту национального костюма и дарили свои обаятельные улыбки. Девушкам предстояло выдержать испытание на знание национальных традиций, культуры и родного языка. Также они решали логические задачи и демонстрировали свой кругозор.

После нескольких часов тестирования, татарочки поехали в село Аминево Уйского района. По приезду, участниц ожидал “вкусный” конкурс – “сбор ягод”. На большой поляне, заполненной земляникой, участницы на время собирали ягоды. Кто-то собирал ягоды впервые жизни, но на результате это не сказалось. По итогам за десять минут было собрано более пятнадцати килограмм лесной клубники.

Второй день таил много сюрпризов. Первым был конкурс “ловля кур”. Участницам нужно было за наименьшее время поймать курицу. Как оказалось, для участниц не составило труда догнать пернатых. А вот конкурс с коромыслом, потребовал от девушек не мало сил, ведь это – конкурс на выносливость. Участницы набрали воду в ведра из речки и несли в гору, как в былые времена, на коромысле. Им нужно было как можно быстрее заполнить водой бак. А урок мастерства им дали жительницы села Аминево. Также попотеть девочкам пришлось на конкурсе “окучевание картошки”. Каждой девушке выдали свой ряд. За 20 минут им нужно было очистить картошку от сорняков и окучить картофельные кустики.

Самыми зрелищными оказались конкурсы “ощипывание кур” и “мазанка”. Каждая хозяйка должна уметь ощипать курицу. Вместе с конкурсантками кур ощиповала и председатель исполкома Конгресса татар Челябинской области, Лена Рафиковна Колесникова. “Мазанка”, а именно создание кирпича из подручных материалов (глины и навоза), вызвал ажиотаж у местных жителей. И при этом конкурсантки, не потеряв женского шарма, появится перед нами в велеколепных туалетах на вечернем показе.

Больше полугода девушки сражались за титул, и теперь итоги подведены. В числе финалистов - самые достойные татарочки из Челябинска, Магнитогорска, Муслюмова, Троицка и Златоуста.

Финал 1-го Национального конкурса красоты и таланта "Татарочка 2011" с огромным триумфом состоялся в Ледовой арене Трактор, вызвав небывалый резонанс среди общественности Южного Урала. Победительницей, стала жительница г. Златоуста, Эльза Галлямова получила корону победительницы из рук прославленного модельера Вячеслава Зайцева и председателя Конгресса татар Челябинской области Лены Колесниковой. Проект получил подержку губернатора Челябинской области, главы администрации г. Челябинска, Законодательного собрания Челябинской области, правительства Республика Татарстан

В Челябинской области и на происходит второе рождение интересного старинного праздника татарского народа “Каз емэсе” (помощь в обработке гусей). Суть его заключается в следующем: поздней осенью с первыми морозами наступает пора забоя гусей. Эта трудоемкая работа не по силам одной семье, и хозяева приглашают помочь обычно девушек, молодух-соседок, знакомых, всех, кто пожелает. Работа сопровождается песнями, прибаутками, шутками. После ее окончания гости садятся за стол с угощениями. К обеду хозяйки пекут блины на гусином сале, а вечером - гусиные бэлиши. Обрядовая сторона праздника подробно описана Р. Уразмановой и другими этнографами [11]. С начала 1990-х годов этот обычай начал возрождаться в форме особых фольклорных праздников: весь процесс работы становится достоянием публики. Так, в 2010 году праздник состоялся в деревне Редутово. В Редутово проведение праздника взяли на себя семья Раисовых. В семье Раисовых организовали встречу делегатов Исполнительного комитета Конгресса татар Челябинской области, а также пеклись блины на гусином жиру. Состоялся ритуал шествия девушек в национальных костюмах с подвешенными на коромыслах гусиными тушками к водоему. Дети устилали путь перед ними гусиными перьями, символизируя пожелание будущего изобилия. После омовения тушек в проруби был проведен конкурс на самую тяжелую тушку. Праздник завершился в Доме культуры инсценированной вечеринкой [12]. В Челябинске фольклорные праздники “Каз емэсе” начали проводиться с 1990 г. с участием коллективов художественной самодеятельности.

Потребность в дружбе, взаимопомощи находит свое отражение в обычаях и обрядах, традиционных в татарских селах, таких как “ей емэсе” (помощь в строительстве дома), “бура емэсе” (помощь в сооружении сруба),

В наши дни они обогащаются, получают новую окраску. Благодаря бескорыстной помощи хозяйств, фермеров и просто товарищей по работе тысячи молодых семей на селе получают возможность вселиться в новые дома. В области немало сел, где хозяйствами построены десятки таких домов, целые улицы молодоженов. И проведение таких праздников, как “ой туе” (праздник нового дома), обогащено новым содержанием, отвечающим духу времени. Все это следует рассматривать как начало возрождения обычаев, традиций татарского народа.

На протяжении последних лет большую работу осуществляют учреждения культуры в местах компактного проживания волго-уральских татар. Народное творчество волго-уральских татар в настоящее время находится на этапе возрождения. С ростом интереса населения к этнической культуре возникает ряд проблем, связанных с развитием самодеятельного творчества. Данные проблемы связаны, прежде всего, с отсутствием профессиональных кадров и закрытием многих учреждений культуры в сельской местности из – за финансовых проблем. Однако, сохраняются стабильно работающие коллективы в таких районах, как Кунашакский, Сосновский, Каслинский, Аргаяшский. Это связано, прежде всего, с плодотворной деятельностью национально-культурных центрах, созданных в этих районах. В Аргаяшском районе существует татарский театр. Сосновский район знаменит талантливыми коллективами художественной самодеятельности.

Несмотря на то, что в области многое делается для возрождения и развития культуры волго – уральских татар, проблема их сохранения остается острой сказывается влияние объективных факторов – экономического и демографического кризисов.

Этнокультурная ситуация усугубляется тем, что у многих городских татар из-за снижения языковой компетенции и недостаточного уровня сохранения этнической культуры, происходит переориентация культурных потребностей в пользу инонациональных культур. К этому также добавляется большой процент смешанных браков, хотя однозначно данное явление не следует оценивать негативно, но оно порождает новые проблемы.

Как утверждают культурологи, именно во взаимодействии культур можно сохранить уникальность различных этнических культур. Назрела необходимость обмениваться не только творческими и концертными коллективами, но и также создавать общие программы по сохранению и развитию уникальной татарской культуры.

Примечание

1. Сборник научных статей Татарская нация в XXI в: веке проблеме развития /отв. ред. Д.М. Исхаков. –Казань, 2006.

2. Исхаков, Д.М. Татары: перепись, политика / Д.М. Исхаков; Магариф. –К., 2010.

3. Шарафутдинов, Д.Р. Исторические корни и развитие традиционной культуры татарского народа XIX – начало XXI вв. / Д.Р. Шарафутдинов; Магариф. –Казань, 2004.

4. Исхаков, Д.М. Татары: краткая этническая история / Д.М. Исхаков; Магариф. –К., 2002.

5. Исхаков, Д.М. Татары: перепись, политика / Д.М. Исхаков; Магариф. –К., 2010.

6. Махмутов, З.А. Лингвокультурное поведение современного татарского населения северо-казахстанской области // Ученые записки Казанского государственного университета. –2009. –Том 151. –Кн. 2. –Ч. 1. –Серия. Гуманитарные науки.

7. ОГАЧО. ФР-485. Оп. 28. Д.5.

8. Нечаева, С.Б. Южный Урал в судьбе России: история и современность. –Ч., 2000.

9. Там же

10. Привалов Н. Основные общественные и другие некоммерческие организации Урала. –Екатеринбург; Ч., 1998. –Т. 2.

11. Шарафутдинов Д.Р. Традиционная культура татарского народа XIX-начало XX вв. - Гасыр 2004. С.96

12. Республика Татарстан. -1998. -17 декабрь.

Презентация