Цель урока: изучить способы умножения числа на произведение.
Задачи урока.
Образовательные:
- продолжить изучение действия умножения и его свойств;
- способствовать формированию приемов умственной деятельности;
- совершенствовать навыки быстрого счёта;
- продолжить работу над формированием умения решать задачи разными способами.
Развивающие:
- развивать навыки учебного сотрудничества;
- развивать логическое мышление.
Воспитывающие: воспитывать аккуратность, дисциплинированность, активность и самостоятельность учащихся.
Оборудование: листы формата А4, маркеры, проектор, презентация к уроку, экран, карточки с числами.
Учебник: Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика. 4 класс. Часть 2. – М. Просвещение, 2010.
Ход урока
I. Организация начала урока.
Начинается урок.
Чтобы он пошёл вам впрок,
Активней в работу включайся, дружок!
II.Устный счёт.
У. –Сегодня, когда за окном зимний февральский день, многим из нас хотелось бы ощутить
тепло лета. И у нас есть такая возможность. (Слайд 2)
1. Задача.
Один цветок одуванчика даёт 200 семян. На растении бывает до 6 цветков. Сколько появится новых одуванчиков, если прорастёт хотя бы четвёртая часть всех семян?
Дети называют ответ и говорят о том, как решили задачу.
У. – С животными какой группы тесно связана жизнь растений?
Д. –С насекомыми-опылителями.
У. – Каких насекомых-опылителей вы можете назвать?
Дети называют.
У. –А знаете ли вы, сколько глаз у пчелы? (Слайд 3)
2. Задача на смекалку.
У пчёлки глаз столько, сколько у тебя, да ещё столько, да ещё полстолько. Сколько глаз у пчёлки?
III. Математический диктант с проверкой домашнего задания.
У. – Откройте тетради, запишите число, классная работа. Запишите ответы на вопросы математического диктанта в строчку через клетку.
А) Какое число больше 7 на 1000?
Б) Уменьшите 800 на 42.
В) Число 78 увеличьте в 100 раз и к полученному результату прибавьте 9.
Г) Чему равна сумма чисел 12.000 и 168?
Д) Число 3.444 увеличьте на 1 сотню.
Е) Число 867 увеличьте в 10 раз.
Ж) Запишите число, в котором ровно 52 десятка.
З) Предыдущее число увеличьте на 1 десяток.
И) Число 76000 уменьшите в 100 раз.
В пунктах Д), Е), И) числа показываются на карточках.
У. – Сравните полученные результаты с рядом чисел на экране. (Слайд 4)
Кто справился без ошибок? Кто допустил одну или две ошибки?
У. – Внимание! Внимание! Проверяем домашнее задание.
Дано на предыдущем уроке. (Приложение 1)
У.- Сравните результаты математического диктанта с числами, которые получили при нахождении значений выражений в домашней работе. Что можете сказать?
Д. – Результаты одинаковые.
У. – Это говорит о том, что вы были внимательны при выполнении домашней работы.
У. – Расположите числа в порядке возрастания и расшифруйте слово.
Д. - Умножение. (Слайд 5)
IV. Актуализация изученного.
У. – Что вы знаете об умножении?
Как называются компоненты этого действия?
Какие свойства этого действия отражены на экране? (Слайд 5)
V. Работа над темой урока.
У. – Сегодня мы продолжим открывать секреты этого действия.
Мы возвращаемся на летнюю полянку. Я предлагаю поработать в группах и посчитать количество одуванчиков на поляне. (Слайд 6) Своё выражение запишите крупно на листах.
Если детьми предлагается выражение 3·8=24, то следует выяснить, что в этом выражении означает число 8 (количество «букетов»), и как посчитать «букеты», используя умножение.
Д.
3∙(2∙4)=24
(3∙2)∙4=24
(3∙4)∙2=24
Дети объясняют, как считали в каждом случае. (Слайды 7,8) Эти же слайды используются в качестве наглядной опоры в случае, если детям самостоятельно не удаётся найти иной способ вычислений.
У. – Сравним выражения. (Слайд 9) Что на что умножали в 1-м выражении?
Как умножали во 2-м выражении? В3-м выражении?
У. –Какова же тема урока? (Слайд 10)
У. – Как можно умножить число на произведение?
Физкультминутка
VI. Первичное закрепление.
1.У. – Посмотрите на экран (Слайд 11). Объясните способы вычислений выражений и найдите их значение.
7∙(2∙5)=7∙10= □
7∙(2∙5)=(7∙2)∙5= □
7∙(2∙5)=(7∙5)∙2= □
2. Работа с учебником.
А) У. – Сравните способы умножения числа на произведение, которые мы открыли, с пояснениями учебника (С.8 №35).
Б) С.8 №37 - 1,2 столбик - у доски, 4-йстолбик – самостоятельно.
Вычисли результат удобным способом:
12·(5·7)
29·(2·5)
17·(4·10)
9·(4·25)
15·(4·9)
10·(29·2)
VII. Решение задачи.
С. 8 №38
В хозяйстве от каждой коровы получали в среднем по 14 л молока в сутки. Сколько литров молока получат в этом хозяйстве от 10 коров за 7 суток? Реши задачу разными способами.
Более сильным детям (1-ый ряд) предлагается решить задачу, составив выражения к каждому способу. С теми, кто затрудняется, учитель разбирает задачу с опорой на схематический чертёж. (Слайд 12)
VIII. Итог урока.
У. – Что сегодня открыли на уроке?
Д. – Способы умножения числа на произведение.
У. – Как можно умножить число на произведение?
IX. Оценки за урок. Домашнее задание. (Слайд 13)
- Повторить способы умножения числа на произведение.
- Выполнить №№ 39, 40 на с.8.
Литература.
- Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. - М.,2006.
- Уроки в начальной школе: Поурочные разработки. 4 класс. 3-я четверть: Пособие для учителя. - М.: Начальная школа, 2005. - (Приложение к журналу «Начальная школа»).