Мастер-класс "Бумажная пластика в создании рельефа. Древние образы в декоре русской избы"

Разделы: МХК и ИЗО


Проводя уроки изобразительного искусства, хочется, чтобы дети испытывали радость от общения с искусством, умели замечать красоту во всем, испытывали радость творчества. Я надеюсь, что приготовленные мною презентации помогут педагогам подготовиться к открытому уроку по ИЗО. Материал можно использовать на уроке и в сфере дополнительного образования. Красота бумажной пластики завораживает игрой света и тени также как и резьба древних мастеров на рельефах лобовых досок, украшавших дома наших предков, и именно она легла в основу урока. Работа над созданием образа льва в технике бумажная пластика может быть индивидуальной или коллективной. Бумажная пластика создает большие возможности для творчества детей. Работа с бумагой воспитывает терпеливость, аккуратность, усидчивость, развивает художественное творчество, эстетический вкус, изобразительные способности, зрительную память, мышление, пространственные представления, изобразительные и конструктивные способности, точную координацию и развитие мелкой моторики рук. Чтобы урок прошел интересно, творчески – учителю необходимо заинтересовать детей и увлекательно провести урок или внеклассное мероприятие. Для проведения данного урока необходимо оснащение современным оборудованием. В работе используется компьютер, интерактивная доска. Использование современных информационно– коммуникационных технологий делает урок информационно насыщенным, творческим и интересным.

Цель урока:

  • показать ребятам удивительный, интересный мир резьбы по дереву русских мастеров;
  • выполнить индивидуальную (в сфере дополнительного образования) или коллективную работу (на уроке)в технике бумажная пластика.

Задачи урока:

Познавательные

  1. Расширить представление о многообразии художественных материалов, их выразительных особенностях.
  2. Формировать умения и навыки коллективной работы.
  3. Совершенствовать знания о композиционном решении изображения.

Развивающие

  1. Развивать умения, находить пути решения творческой задачи.
  2. Формировать творческую фантазию учащихся.
  3. Способствовать к творческому подходу и исследованию различных пластических и фактурных свойств бумаги.
  4. Развивать пространственное мышление.

Воспитательные:

  1. Формирование национального самосознания, уважения к историческому, культурному наследию наших предков.
  2. Развитие эмоционально-нравственного отношения к произведениям декоративно-прикладного искусства.
  3. Воспитание чувства духовной близости с национальной культурой, произведениями декоративно-прикладного искусства, понимание его красоты. Ответственного отношения за сохранность культурного наследия.

Оборудование для учителя:

Ватман, подготовленные шаблоны, планшет, макетный нож, ножницы (для показа выполнения задания), компьютерные презентации: “Древние образы в декоре русской избы”с музыкальным сопровождением (“ Две русские картинки”), мастер – класс “ Бумажная пластика в создании рельефа на тему:

Оборудование для ученика: плотная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: Презентация. Работы народных мастеров резчиков по дереву.

Музыкальный ряд: “Две русские картинки”.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

2. Беседа

Учитель: Тема нашего урока “Древние образы в декоре русской избы”. Народное декоративно-прикладное искусство является истоком современного декоративного искусства. Русская изба украшалась нашими предками очень нарядно. Лобовая доска являлась одним из главных элементов декоративного убранства русской избы.

Образ льва в искусстве разных народов символизировал силу, мощь. В украшении лев был оберегом, он охранял покой хозяина.

(Просмотр презентации, объяснение нового материала) Знакомство с произведениями искусства должно быть впечатляющим. Это достигается их эмоциональной характеристикой, построенной на образных сравнениях, зрительно-музыкальных ассоциациях. Примером может служить использование зрительного и музыкального ряда при проведении урока по теме “Древние образы в декоре русской избы”. Презентация “Древние образы в декоре русской избы” используется во время сообщения нового материала урока, она знакомит учащихся с декором крестьянской избы,

(Идет просмотр презентации, звучат наигрыши – гусли, колокольчики) Приложение 2

После создания хорошей эмоциональной атмосферы можно переходить к творческой работе.

Для этого используется презентация 2. (Мастер-класс “Бумажная пластика в создании рельефа на тему: “Древние образы в декоре русской избы”)

Мастер-класс разработан для учащихся 5-х классов, изучающих декоративно-прикладное искусство Древней Руси.

Тема: Бумажная пластика в создании рельефа на тему: “Древние образы в декоре русской избы”. Просмотр презентации ведется как пошаговая инструкция во время выполнения практической работы учащимися.

Цель презентации МАСТЕР-КЛАСС:

  • познакомить учащихся с технологией выполнения бумажного рельефа;
  • дать наиболее полное представление о процессе создания декоративной работы

Во время выполнения работы, кроме показа действия на слайдах, учитель ведет индивидуальную работу с учащимися. Для тех, у кого возникают сложные ситуации, ведет наглядный показ. Во время выполнения работы поощряются собственные находки учащихся в выполнении отдельных элементов рельефа. В конце работы идет обсуждение и просмотр выполненных рельефов. Подобные занятия развивают у детей внимание, фантазию, бережное обращение и любовь к наследию предков.

 Работы учащихся МАОУ СОШ № 28 г. Новороссийска.

Приложение 3