Приемы учебной работы при обучении решению задач на доказательство

Разделы: Математика


Обучение доказательствам – одна из важнейших целей обучения математике.

Именно при выполнении доказательств оттачивается логическое мышление учеников, разрабатываются логические схемы решения задач, возникает потребность учащихся в обосновании математических фактов.

Начиная изучать геометрию, учащиеся способны осознать необходимость доказательства, однако осуществлению доказательства им только предстоит научиться.

С задачами на доказательство учащиеся встречаются при изучении второй темы курса геометрии 7-го класса “Треугольники”. Опыт проведения доказательств отсутствует. Учащиеся не владеют геометрическим языком, многие не понимают смысла слова “доказать”, поэтому испытывают большие трудности. Я решаю эту проблему, предоставляя учащимся образцы (алгоритмы) доказательства. В ходе изучения теоретического материала вместе с учениками составляем алгоритмы решения задач каждого вида и красочно оформляем их в виде книжки.

Эта книга помогает учащимся в затруднительных случаях быстро найти сходную задачу, вспомнить алгоритм решения, составить план решения.

СМ ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Обучение решению задач веду постепенно.

7-й класс

Тема “Треугольники”

  1. Алгоритм решения задачи: доказать, что треугольник … равен треугольнику….
  2. Алгоритм решения задачи: доказать, что отрезок… равен отрезку….
  3. Алгоритм решения задачи: доказать, что угол … равен углу ….
  4. Алгоритм решения задачи: доказать, что отрезок … является биссектрисой.
  5. Алгоритм решения задачи: доказать, что отрезок … является медианой.
  6. Алгоритм решения задачи: доказать, что отрезок … является высотой.
  7. Алгоритм решение задачи: доказать, что треугольник … равнобедренный.

Тема “Параллельные прямые”

1.Алгоритм решение задачи: доказать, что прямая … параллельна прямой ….

Тема “Прямоугольный треугольник”

1.Алгоритм решение задачи: доказать, что прямоугольные треугольники … равны

8-й класс

Тема “Параллелограмм”.

1.Алгоритм решение задачи: доказать, что четырехугольник…. будет параллелограммом.

Тема “Подобие треугольников”.

1.Алгоритм решение задачи: доказать, что треугольник …. подобен треугольнику…

Принцип пошаговости формирует навыки решения задач и навыки построения логических цепочек доказательства.

Решение задач учу начинать с предложения “Чтобы доказать, что …”. Ученик называет то, что требуется доказать в конкретной задаче и ведет доказательство по соответствующему алгоритму. Такой ход решения позволяет учащимся понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, формирует умение анализировать, развивает логическое мышление.

Работая в дальнейшем по модели, ученик на каждом шагу контролирует свои действия, обращаясь к выведенному алгоритму. На любом этапе работы ученик может по сигналу учителя передать “эстафету” решения любому ученику. Этим достигается предельное внимание при решении задачи.

Красочно оформленные алгоритмы учащиеся запоминают быстро. И к концу изучения темы “Признаки равенства треугольников” многие учащиеся хорошо проводят доказательные рассуждения, точно и грамотно выражают свои мысли. Данные алгоритмы учащиеся применяют и при доказательстве теорем.

Разработанные алгоритмы позволили логически упорядочить материал, дать его компактное и наглядное изложение. Они способствуют как подсознательному запоминанию, так и осознанному усвоению материала. При пользовании алгоритмами учащиеся лучше осмысливают, осознают логические взаимосвязи. Это помогает им научиться решать задачи.

Пример решения задачи учениками 7-го класса по теме

“Признаки равенства треугольников”

Дано АВ=ВС, АD =DC

Доказать BD – биссектриса ABC

Ответ ученика

(Устно). Чтобы доказать, что BD биссектриса, нужно доказать, что угол ABD равен углу DBC.Чтобы доказать, что два угла равны, нужно доказать, что равны треугольники, содержащие эти углы

Работа в тетради. Рассмотрим ABD и BDC

(Устно) Чтобы доказать, что два треугольника равны, найдем у них три равных элемента.

Работа в тетради

АВ = ВС по условию задачи,

АD = DC по условию задачи,

BD – общая.

Значит ABD = BDC по третьему признаку равенства треугольников.

В равных треугольниках соответственные элементы равны.

Значит, угол ABD равен углу DBC.

Следовательно, BD-биссектриса по определению биссектрисы угла.

Алгоритмы решения задач на доказательство.

Задача на доказательство – это утверждение, которое необходимо доказать с помощью аксиом и теорем.

Алгоритм решения задачи: доказать, что треугольник… равен треугольнику … .

Доказательство ведется на основе признаков равенства треугольников.

1 признак

Если две стороны и угол между ними одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны

2 признак

Если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум прилежащим к ней углам другого треугольника, то такие треугольники равны

3 признак

Если три стороны одного треугольника соответственно равны трем сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны

 

Алгоритм решения задачи: доказать, что отрезок … равен отрезку ….

В равных треугольниках соответственные элементы равны.

Поэтому

Продолжение статьи

Приложение

Рисунки