Программное содержание:
1. Связная речь:
- Учить детей сочинять нелепицы про козла и лису;
- Помочь придумать другую концовку к сказке “Лиса и козел”, используя условные заместители для обозначения персонажей;
- Знакомить детей с особенностями композиции сказок (зачин, середина, конец);
- Учит озаглавливать, выделяя смысл каждой части;
- Знакомить с жанровой особенностью сказок: приемом тройственности;
- Развивать умение брать на себя роль придуманных персонажей, выразительно исполнять диалоги действующих лиц.
2. Грамматика:
- Знакомить с термином “предложение”;
- Упражнять в построение предложения, замене слов в предложении.
3. Словарь:
- Учить подбирать образные выражения к придуманным героям (зайцу, мышке);
- Подвести к пониманию значения фразеологизмов, образных выражений (на ворон зазеваться, насилу найти, горюет, браниться).
4. Звуковая культура речи:
- Добиваться четкого произношения слов, включая звук (з), в скороговорки
про козла
(Девочка везла на возу козленка, козла и козу); - Упражнять в произнесении скороговорки в медленном и быстром темпе;
5. Развивать воображение, мышление и творческую активность. Воспитывать интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь к народным сказкам, красоте родного языка.
Словарная работа: горюет; зазеваться; бранится; зачин; середина; концовка; сказочники; норушка; попрыгайчик; зайчик – побегайчик; длиннохвостый; короткохвостый; небылица; предложение; слово; звук.
Предшествующая работа воспитателя:
- Разработка и составление конспекта.
- Подбор художественного слова (р.н.с. “Лиса и козел”); скороговорка; стихотворение “В мире много сказок”
- Музыкальный материал к зтюдам психогимнастики на выражении отдельных эмоциональных состояний.
- Подбор музыкальных произведений:
- Изучение литературы:
- Бородич А.М “Методика развития речи детей”.
- Ворошина “Обучение творческому рассказыванию” / Д/В № 2 1991 г.
- Васильева М.А “Программа воспитания и обучения в детском саду”.
- Вераксы Н.Е “От рождения до школы”.
- Габова Р.И “Методика обучению пересказа детей старшего дошкольного возраста”.
- Короткова Э.П.“Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию”.
- Леушина А.М “Развитие связной речи у дошкольников”.
- “Развитие речи детей дошкольного возраста”/ Под. ред. Ф.А.Сохина.
- Смольникова Н.Г. “Формирование структуры связного высказывания у старших дошкольников”.
- Селиверстов В.И “Речевые игры детей дошкольников”.
- Ушакова О.С.“Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду”.
- Ушаковой О.С. “Занятия по развитию речи в детском саду”.
- Ушаковой О.С. “Развитие речи и творчества дошкольников”
- “Хрестоматия для дошкольников”. / Под ред.Л.М Гурович; Л.Б Береговая.
- Чисякова М.И “Психогимнастика”.
- Шорохова О.А. “Методические рекомендации по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста”.
- Эльконин Д.Б. “Развитие речи дошкольного возраста”.
Предварительная работа с детьми:
- Чтение и пересказ р.н.с. “Лиса и козел” с использованием условных заместителей персонажей сказки.
- Проведение игры-драматизации р.н.с. “Лиса и козел”
- Проведение пантомимических этюдов по содержанию литературного текста.
- Проведение дидактических игр “История в картинках”, “Длинная история”, “Что сначала, что потом”, “Составь рассказ по картинке”, “Сложи и расскажи”, “Знаешь ли ты сказку?”, “Занимательное путешествие”, “Речевые кубы”
- Дыхательная гимнастика “Дровосеки”, “Пильщики”, “Петушок”, “Насосы”, “Дифференцированный носовой и ротовой выдох”.
- Артикуляционная гимнастика “В гостях у бабушки с дедушкой”.
- Проведение речевых игр “Исправь ошибку”, “Живые слова”, “Это правда или нет”, “Когда это бывает”, “Наоборот”, “Игра в художники”, “Подбери картинку к выражению”, “Распутай небылицу”, “Фантазеры”, “Опиши предмет”, “Скажи точнее”, “Кто больше увидит”, “Рассказ Незнайки”.
- Индивидуальная работа:
продолжать работу по развитию связной монологической речи старших дошкольников, охватывая разные стороны речевого развития:
1. Связная речь: построение собственной модели изложения в процессе пересказа, сочинение сказок, составление рассказов и описательных загадок, придумывание небылиц.
2. Словарь: уделять особое внимание правильному пониманию слов, их употреблению и дальнейшему расширению активного словаря.
Осознанный и произвольный выбор средств лексической выразительности.
3. Грамматика: конструирование разных типов предложений, правильное грамматическое оформление высказывания.
4. Звуковая культура речи: выразительное интонирование, четкая артикуляция.
Индивидуальная работа на занятии: подвести детей к самостоятельному продолжению и завершению сказки; добиваться правильных и полных ответов; обратить внимание па правильное произнесение окончаний в словах; добиваться при рассказывании сказки выразительного исполнения диалогов действующих лиц; использовании разных типов предложений; добиваться отчетливого произнесения скороговорки в разном темпе.
Структура занятия:
1. Сюрпризный момент “Встреча со сказочницой” (30 с.).
2. Дыхательная гимнастика (1 мин.).
3. Полет на ковре самолете. Художественное слово (стихотворение “В мире много
сказок”). (1,5 мин.)
4. Беседа и составление схемы сказки (4мин.).
5. Придумывание концовки сказки (5 мин.).
6. Психогимнастика “Пантомимические этюды” (2 мин.).
7. Придумывание небылиц про героев сказки. Игра “Замени слово” (5 мин.).
8. Произнесение скороговорки в разном темпе.(2 мин.).
9. Прощание со сказкой. Подведение итогов. (1 мин.).
10. Прощание с детьми. Полет на ковре-самолете (30 с.).
Оборудование:
- Модели животных – 2шт. (лиса, козел).
- Модель колодца – 1шт.
- Модели елок, дерева – 3шт.
- Модели пеньков – 2шт.
- Фланелеграф.
- Мольберт.
- Схемы упражнений на дыхание – 2 шт.
- Схемы медленного и быстрого темпа – 2 шт.
- Схемы колодца – 3 шт.
- Фигуры-заместители персонажей сказки – 6 шт.
- Ковер-самолет.
- Костюм сказочницы Василисы.
- Магнитофон.
Организация детей:
(Дети заходят в музыкальный зал.)
(Воспитатель, нарядившись сказочницей, встречает детей у дверей).
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я сказочница Василиса из волшебной страны сказок. Рада приветствовать вас мои юные друзья! А вы любите сказки? (Ответы детей.) Тогда я приглашаю вас в сказочное путешествие на ковре-самолете. Нужно подготовиться к полету, выполним упражнения на дыхание.
(Воспитатель на мольберте показывает схемы упражнений.)
Воспитатель: Упражнения выполняем по три раза.
Делаем глубокий вдох носом, выдох ртом.
Затем глубокий вдох носом и выдох носом.
Воспитатель: Перед вами ковер-самолет, садитесь на него и полетим.
(Дети садятся на ковер.)
Воспитатель: Вот теперь все готовы! Отправляемся в полет.
(Звучит спокойная мелодия.)
В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них
В сказке может все случиться
Ваша сказка впереди
Сказка в двери к нам стучится
Скажем гостю заходи.
Воспитатель: Вот мы и прилетели в сказочную страну. Проходите гости дорогие.
Посмотрите как красиво кругом!
(Подходим вместе с детьми к поляне, где видим изображение козла и лисы, которая выглядывает из колодца.)
Как вы, думаете в какую сказку мы попали с вами?
Дети: “Лиса и козел”.
Воспитатель: Молодцы, ребята сразу догадались, в какую сказку мы попали. О чем это сказка?
Дети: О хитрости и глупости. Лиса хитрая, козел глупый. Лиса его обманула, перехитрила.
Воспитатель: Чему учит эта сказка?
(Дети высказываются.)
Воспитатель: К этой сказке подходит пословица: “Век живи, век учись”.
Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики, отдохните после полета.
(Дети садятся на стульчики.)
Воспитатель: Какие слова в сказке вам больше всего понравились? /ответы детей/.
Воспитатель: Послушайте, какое интересное слово “горюет”. Как можно сказать по другому?
Дети: Печалится, грустит.
Воспитатель: Бранится…
Дети: Ругаться.
Воспитатель: На ворон зазеваться…
Дети: Быть невнимательным.
Воспитатель: Чтобы рассказать сказку, нужно знать, что происходило в ее начале, середине и конце. Начало в сказке называется зачином. Какое название можно придумать к ее началу?
Дети: Лиса в колодце.
Воспитатель: О чем говорится в середине? Какое название к ней подходит?
Дети: Глупый козел в колодце.
Воспитатель: Чем закончилась сказка? Какое название можно придумать к концовке?
Дети: Спасение козла.
(Воспитатель предлагает фланелеграф, разделенный на три части, на каждой из них схематично изображен колодец.)
Воспитатель: Дима поставь необходимые в каждой части сказки фигурки-заместители, обозначающие героев сказки (лиса – оранжевый круг, козел – серый вытянутый треугольник, хозяин – черный прямоугольник).
Воспитатель: Ребята, кто придумывает сказки?
Дети: Сказочники.
Воспитатель: Давайте поиграем в сказочников, придумаем другую концовку сказки “Лиса и козел”,но так, чтобы козел встретился с другими героями: зайцем, мышкой и мальчиком Петей.
Воспитатель: Как в сказках называют зайчика?
Дети: Зайчик – побегайчик, попрыгайчик.
Воспитатель: Какой зайчик?
Дети: Серенький, длинноухий, короткохвостый.
(Воспитатель одновременно показывает фигуры-заместители новых персонажей:
мышка – серый маленький треугольник с волнистой чертой;
заяц – белый перевернутый треугольник; Петя – синий прямоугольник).
Воспитатель: Как в сказках называют мышку?
Дети: Норушка.
Воспитатель: Какими словами можно сказать про мышку, какая она?
Дети: Маленькая, серенькая, с длинным хвостиком.
Воспитатель: Фигурки для новых героев сказки мы с вами подобрали
(Фигурки – заместители старых персонажей на фланелеграфе воспитатель убирает.)
Воспитатель: Вспомните, в сказках важные события всегда происходят трижды, только в третий раз герою везет. Так и будет в нашей сказке. Концовка должна быть веселой, интересной, короткой и законченной.
(Дети сочиняют, выкладывая на фланелеграфе фигурки – заместители. Заслушиваются 2–3 новых концовок сказки “Лиса и козел”.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, конец сказки у каждого получился веселым, забавным и интересным. Вы настоящие сказочники!
Воспитатель: Приглашаю вас на ковер-самолет немного отдохнуть и поиграть. Давайте, изобразим героев сказки.
(Звучит музыка.)
(Пантомимические этюды “Злость”, “Горе”, “Радость”, “Глупость”, “Хитрость”. Дети мимикой и жестами изображают эмоциональные состояния героев сказки.)
Воспитатель: Персонаж сердиться: скрещены руки, нахмурены брови,
голову наклоняем вниз;
Радуется: улыбаемся, покачиваем головой, выполняем пружинку;
Горюет: подставляем ладошки к щекам, прикрываем глаза, вздергиваем брови под
углом, опускаем голову;
Глупый козел: сделайте удивленные, круглые глаза; перешагивание с ноги на ногу;
Хитрая лиса: прищуриваем глаза, делаем повороты туловищем.
Воспитатель: Поиграли, повеселились, садимся на стульчики. Ребята, что можно придумывать кроме сказок, рассказов.
Дети: Частушки, загадки, стихи, небылицы, путаницы, нелепицы.
Воспитатель: Как вы думаете, чем отличаются небылицы от сказки?
Дети: У сказки есть зачин, середина, концовка, а небылица состоит из одного предложения.
Воспитатель: Игра в сказочников продолжается. Давайте придумаем небылицы про героев сказки.
(Ответы детей.)
Сколько слов в предложении? Кто хочет быть словом?
(Вызываю по желанию детей, называя их по словам.)
Воспитатель: Ребята, как можно распутать нелепицу?
Дети: Надо заменить слова?
Воспитатель: Давайте поиграем в игру “Замени слово”. Какие слова здесь можно заменить?
(Ребенок назвавший новое слово, меняется местами с другим ребенком.)
Воспитатель: Что получилось, какое предложение?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Давайте придумаем другую нелепицу про лису. Как ее можно распутать? Какие слова можно заменить.
Воспитатель: Ребята, вы настоящие сказочники! Столько интересных небылиц придумали. Понравилось вам придумывать небылицы?
Дети: Да!
Воспитатель: Послушайте скороговорку: “Девочка везла на возу козленка, козла и козу”. Какой звук чаще встречается в этой скороговорке?
Дети: (з).
Воспитатель: Произнесем скороговорку в быстром и медленном темпе. Внимательно смотрим на схемы.
(Воспитатель показывает схему с изображением самолета – дети произносят скороговорку в быстром темпе; воспитатель показывает схему с изображением черепахи – дети произносят ее медленно.)
Воспитатель: На этом наше путешествие по сказке закончилось. Понравилось ли вам игра в сказочников?
Дети: Да.
Воспитатель: Вы все были прилежными учениками и справились со всеми заданиями. Придумали интересные, веселые концовки и сочинили забавные небылицы про героев сказки. Чтобы вы запомнили это путешествие, я хотела бы вам подарить одного из героев сказки – мышонка. Пусть эта частичка сказки сохранится у вас на долгую память.
(Воспитатель раздает мышат каждому ребенку.)
Воспитатель: Пора возвращаться домой. Садитесь поудобнее на
ковер-самолет.
Мне очень понравилось с вами путешествовать.
Приятно было с вами пообщаться. Большое спасибо.
В добрый путь мои юные друзья. До свидания! До скорых встреч!