В современном образовании возникли ряд противоречий: взрослые ребенка воспринимают маленьким человеком с ограниченными возможностями, а на самом деле современные психологи и психофизиологи доказали, что маленький человек, это человек у которого оба полушария работают как правое полушарие взрослого человека (правое – интуитивное, талантливое, гениальное). И поэтому ребенок – человек с безграничными возможностями.
Следующее противоречие, то, что мировосприятие маленького человека предметно – чувственно, так почему же все программы по обучению отвлеченно-логические, словно у ребенка, как у взрослого человека работает левое отвлеченно-логическое полушарие.
Еще одно из заблуждений то, что ребенок подрастает, и мировосприятие его становится наложением правополушарной модели мира (предметно-чувственным) на левополушарное (отвлеченно-логическое), которое постепенно у ребенка разрабатывается. Но почему же обучение подрастающего ребенка иногда останавливается на предметно –чувственном и интеллект ребенка начинает задерживаться?
Программа Т.Н.Ломбиной “Читайка” помогает решить эти противоречия. Обучение идет ненавязчиво в форме игры, ведь игра постоянно стимулирует ребенка к творческому процессу, в котором он должен проявить как образные, так и логические подходы, сосредоточенность, внимание, память, творческое воображение и т.д. Другими словами ребенок активизируется и проявляется как творческая личность. Вот что о “Читайке” сказал доктор психологических наук В.М.Базова: “… Чувство удивления, радости, доброты к окружающему миру и сказочным героям, живущим в нем переполняют книгу. Собственно, задачи обучения растворены в сказочном повествовании и следуют за эмоциями ребенка, что особенно важно в дошкольном возрасте.
В игре ребенок постоянно стимулируется к творческому процессу, в котором он должен проявить как образные, так и логические подходы: сосредоточенность, внимание, память, творческое воображение и т.д., ребенок активизируется и проявляется как творческая личность… ”.
Изучив программу “Читайка”, мы организовали кружок для детей 5–6 лет. Перед нами стояли следующие задачи:
- Активизация правого полушария и развитие интуиции.
- Духовно-нравственное воспитание.
- Активизация левого полушария, развитие логического мышления (чтение, письмо, основы математики, грамматики, логика).
- Развитие всех высших психологических функций (восприятие, внимание, память, речь, эмоции, мышление).
Для решения этих задач мы разработали перспективное планирование по Программе “Читайка” и подготовили специализированный материал (куклы, “вертолины”, сказочное лото, звуковые линейки и т.д.).
Как же решаются в программе “Читайка” задачи на сохранение и развитие интуиции. Весь материал книги объединен в единый сказочный сюжет. Прочитав часть сказки на одном занятии, на следующем вспоминаем, о чем говорилось в прочитанном отрывке (пересказывают сюжет). Над одной сказкой работаем 10-15 занятий. Часто предлагаем детям продумать свою сказку – по заданному началу, по концовке, по названию и т.д.
Большое значение предаем составлению загадок, которые требуют совместного участия интуиции и партнерства.
Невербальные игры это еще один шаг в развитии интуиции, активизации правого полушария. Используем следующие игры “Превращаюсь я в …”, “Дорисуй”, “Вылепи”, “Кляксография” и т.д. Дети учатся дорисовывать целое из частей, видеть образ в бессистемных пятнах. Используя зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и др. ощущения воссоздают целый образ.
Духовно-нравственное воспитание один из важнейших разделов программы. Ребенок учиться отличать и чувствовать добро и зло. Читая рассказы Л.Н.Толстого, басни Крылова, русские народные сказки, дети знакомятся с добром ( честностью, совестью, верностью, дружбой, милосердием) и злом (воровством, ложью). Помогают понять детям добро и зло сказочные персонажи Крошечка – Хорошечка, Федот – Наоборот.
В программе “Читайка” много игр на развитие логического мышления. Игра “Да-нетка” кроме того, что развивает логическое мышление, учит детей системному видению мира, умению задавать последовательно вопросы.
Обучение чтению – самый большой раздел программы. Используя “Читайку”, научить читать ребенка можно уже в 3–4 года. Работа идет в несколько этапов: на первом этапе (1,5–2 месяца) идет обучение чтению через зрительные и слуховые анализаторы. Детям предлагается “читать” рассказы по картинке. Прочитав рассказ, дети делят его на предложения, затем выделяют слово, а слова делят на слоги. По мере того, как дети учатся читать, картинки заменяются словами.
Знакомя с буквой и звуком (звуко – буквой), предлагаем найти ее в словах. Что бы буквы легче запоминались, читаем про нее стишки, играем в игру “На что похоже”, пишем на ладошке фасолинкой, пишем букву в воздухе, выкладываем из палочек или веревочкой, а так же печатаем в тетради.
Рисование на ладошке помогает решать не только образовательные задачи, это упражнение дает лечебное воздействие, т.к. стимулирует нервные окончания.
“Читайка” – это удивительно интересная программа, по которой нравится заниматься детям. Программа неординарным путем обеспечивает подготовку ребенка к школе, развивая его творческое мышление и познавательные процессы, она проста и интересна в использовании не только для опытных педагогов, но и для родителей.
Литература
- Т.Н.Ломбина. “Читайка”.
- Нестеренко. “Страна загадок”.
- Конспекты курсов повышения квалификации по методике “Читайке”.