Путешествие в читай-город

Разделы: Работа с дошкольниками


В современном образовании возникли ряд противоречий: взрослые ребенка воспринимают маленьким человеком с ограниченными возможностями, а на самом деле современные психологи и психофизиологи доказали, что маленький человек, это человек у которого оба полушария работают как правое полушарие взрослого человека (правое – интуитивное, талантливое, гениальное). И поэтому ребенок – человек с безграничными возможностями.

Следующее противоречие, то, что мировосприятие маленького человека предметно – чувственно, так почему же все программы по обучению отвлеченно-логические, словно у ребенка, как у взрослого человека работает левое отвлеченно-логическое полушарие.

Еще одно из заблуждений то, что ребенок подрастает, и мировосприятие его становится наложением правополушарной модели мира (предметно-чувственным) на левополушарное (отвлеченно-логическое), которое постепенно у ребенка разрабатывается. Но почему же обучение подрастающего ребенка иногда останавливается на предметно –чувственном и интеллект ребенка начинает задерживаться?

Программа Т.Н.Ломбиной “Читайка” помогает решить эти противоречия. Обучение идет ненавязчиво в форме игры, ведь игра постоянно стимулирует ребенка к творческому процессу, в котором он должен проявить как образные, так и логические подходы, сосредоточенность, внимание, память, творческое воображение и т.д. Другими словами ребенок активизируется и проявляется как творческая личность. Вот что о “Читайке” сказал доктор психологических наук В.М.Базова: “… Чувство удивления, радости, доброты к окружающему миру и сказочным героям, живущим в нем переполняют книгу. Собственно, задачи обучения растворены в сказочном повествовании и следуют за эмоциями ребенка, что особенно важно в дошкольном возрасте.

В игре ребенок постоянно стимулируется к творческому процессу, в котором он должен проявить как образные, так и логические подходы: сосредоточенность, внимание, память, творческое воображение и т.д., ребенок активизируется и проявляется как творческая личность… ”.

Приложение.

Изучив программу “Читайка”, мы организовали кружок для детей 5–6 лет. Перед нами стояли следующие задачи:

  1. Активизация правого полушария и развитие интуиции.
  2. Духовно-нравственное воспитание.
  3. Активизация левого полушария, развитие логического мышления (чтение, письмо, основы математики, грамматики, логика).
  4. Развитие всех высших психологических функций (восприятие, внимание, память, речь, эмоции, мышление).

Для решения этих задач мы разработали перспективное планирование по Программе “Читайка” и подготовили специализированный материал (куклы, “вертолины”, сказочное лото, звуковые линейки и т.д.).

Как же решаются в программе “Читайка” задачи на сохранение и развитие интуиции. Весь материал книги объединен в единый сказочный сюжет. Прочитав часть сказки на одном занятии, на следующем вспоминаем, о чем говорилось в прочитанном отрывке (пересказывают сюжет). Над одной сказкой работаем 10-15 занятий. Часто предлагаем детям продумать свою сказку – по заданному началу, по концовке, по названию и т.д.

Большое значение предаем составлению загадок, которые требуют совместного участия интуиции и партнерства.

Невербальные игры это еще один шаг в развитии интуиции, активизации правого полушария. Используем следующие игры “Превращаюсь я в …”, “Дорисуй”, “Вылепи”, “Кляксография” и т.д. Дети учатся дорисовывать целое из частей, видеть образ в бессистемных пятнах. Используя зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и др. ощущения воссоздают целый образ.

Духовно-нравственное воспитание один из важнейших разделов программы. Ребенок учиться отличать и чувствовать добро и зло. Читая рассказы Л.Н.Толстого, басни Крылова, русские народные сказки, дети знакомятся с добром ( честностью, совестью, верностью, дружбой, милосердием) и злом (воровством, ложью). Помогают понять детям добро и зло сказочные персонажи Крошечка – Хорошечка, Федот – Наоборот.

В программе “Читайка” много игр на развитие логического мышления. Игра “Да-нетка” кроме того, что развивает логическое мышление, учит детей системному видению мира, умению задавать последовательно вопросы.

Обучение чтению – самый большой раздел программы. Используя “Читайку”, научить читать ребенка можно уже в 3–4 года. Работа идет в несколько этапов: на первом этапе (1,5–2 месяца) идет обучение чтению через зрительные и слуховые анализаторы. Детям предлагается “читать” рассказы по картинке. Прочитав рассказ, дети делят его на предложения, затем выделяют слово, а слова делят на слоги. По мере того, как дети учатся читать, картинки заменяются словами.

Знакомя с буквой и звуком (звуко – буквой), предлагаем найти ее в словах. Что бы буквы легче запоминались, читаем про нее стишки, играем в игру “На что похоже”, пишем на ладошке фасолинкой, пишем букву в воздухе, выкладываем из палочек или веревочкой, а так же печатаем в тетради.

Рисование на ладошке помогает решать не только образовательные задачи, это упражнение дает лечебное воздействие, т.к. стимулирует нервные окончания.

“Читайка” – это удивительно интересная программа, по которой нравится заниматься детям. Программа неординарным путем обеспечивает подготовку ребенка к школе, развивая его творческое мышление и познавательные процессы, она проста и интересна в использовании не только для опытных педагогов, но и для родителей.

Приложение 1

Литература

  1. Т.Н.Ломбина. “Читайка”.
  2. Нестеренко. “Страна загадок”.
  3. Конспекты курсов повышения квалификации по методике “Читайке”.