Цели урока:
- Обучающие:
- отрабатывать навыки устного счёта, умение делить на двузначное число, действие с величинами;
- продолжить работу по совершенствованию умения решать задачи на движение, на нахождение доли числа периметра и площади.
- Развивающие:
- способствование развитию интереса к математике, активации мыслительной деятельности;
- развитие творческого мышления, математической речи учащихся.
- Воспитательные:
- создание условия для воспитания навыков самостоятельной деятельности учащихся;
- воспитание эстетические качества, умение общаться.
Оборудование: учебник, доска, индивидуальные доски, мультимедийная установка.
ХОД УРОКА
І. Объявление темы и цели урока
Слайд 1
Актуализация знаний
– Какие величины вы знаете?
– В каких единицах измеряется время, путь,
площадь, периметр?
Слайд 2
– Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие в далёкое прошлое на машине времени. Нас ждёт много испытаний. Нам предстоит решать задачи, примеры, находить неизвестные в уравнениях, площадь и периметр фигур. Вы готовы?
ІІ. Устный счёт
– Тогда нужно запустить машину времени, правильно выполнив это задание.
Слайд 3
Каждая строка таблицы – краткая запись вопроса. Например, в первой строке записан такой вопрос: «Если уменьшаемое уменьшить на 10,что станет с разностью?»
Слайд 4
– Молодцы, вы, верно, решили это задание и наше путешествие начинается. Вот и первая станция на острове Крит. Нужно решить задачу. Работа с учебником – стр.13 №8.
ІІІ. Работа по теме урока
– На этом острове археологи откопали кровать.
Слайд 5
– Выразите ответ в сантиметрах. Молодцы вы верно вычислили. (Ответ: 180 см).
– Чтобы отправиться дальше нужно решить примеры стр.13 № 9
– Путешественники всегда помогают друг другу. Вот и мы, чтобы не тратить много, времени, решаем по вариантам: 1 строка – 1 вариант, 2 строка – 2 вариант.
Самопроверка. Ответы на доске:
- 1 вариант – 507, 720, 9095, 5203;
- 2 вариант – 609, 470, 8620, 7020.
– И с этим заданием вы удачно справились, и мы очутились в средних веках. А перед нами – средневековый рыцарь.
Слайд 6
– Обратите внимание на его доспехи. Интересно знать, сколько килограммов носили на себе рыцари? Тогда решите задачу.
У доски решает один ученик. Остальные дети решают самостоятельно.
Ответ: кольчуга – 9 кг, меч – 3 кг, щит – 2 кг 350 г, масса доспехов – 16600 г = 16кг 600 г.
– Молодцы, верно, вычислили массу доспехов средневекового рыцаря. А у кого на службе состояли эти рыцари? (У короля.)
– Пора бы нам навестить одного из них. А чтобы переместиться к нему, нужно решить уравнения стр. 14 № 11.
На индивидуальных досках 3 ученика по 2 уравнения.
(Ответы: X = 199, X = 2003, X = 138, X = 25, X = 801, X = 100)
Вот мы у царя Гороха.
Во времена царя Гороха
Под смех и шутки скомороха
Царь, на нос, нацепив очки,
Играл с царицею в стручки.
Ты знаешь, как они играли?
Я сообщаю все детали!
Слайд 7
– Довольно простые примеры, но как видите, они не очень сильны в математике. Во всех примерах ошибки. Переложите в каждом примере только один стручок и примеры станут правильными.
Работа в паре. Обсудили, один ответил.
Ответы:
І + І =ІІ
ІІ – І = І
І + ІІ = ІІІ
ІІІ – ІІ = І
Физкультурная минутка
Слайд 8
– Молодцы! А теперь царица просит вас помочь ей. Нужно разбить цветник. Предложите ей возможные варианты длины и ширины прямоугольного цветника, если его периметр 26 дюймов. (Дюйм — единица измерения расстояния, 2,54 см).
– Чему равен периметр цветника в сантиметрах? (Длина и ширина должны быть выражены целым числом)
Решение самостоятельно.
Слайд 9
– Царица хотела поблагодарить вас за помощь, но
у неё много дел. Но она отправила записку. Вы
должны разгадать её записку. Вот ключ к нему.
– Вы должны дополнить недостающие линии, тогда у
вас получатся буквы, и вы можете прочитать слово.
Слайд 10
Ответ: спасибо.
ІV. Задания на смекалку
Слайды 11, 12
А. В семье трое детей: Данила, Василий и
Светлана. Данила в два раза старше Светланы, а
Василий старше Светланы на 6 лет. Если сложить
вместе их возраста, то получится 22.
Каков возраст детей?
Б. Рост Ильи – 98 см. За один год вырастает в среднем на 4см, а его брат Дима только на 3 см. Какого роста будет Илья в тот год, когда суммарный рост обоих братьев увеличится на 42 см?
В. У Кати есть подруги в Англии и в Индии. Почтовая марка для отправки открытки стоит 7 рублей, а в Индию – 11 рублей. Сколько подруг поздравила Катя, а праздником, если её почтовые расходы составили 57 рублей?
Г. Два велосипедиста выехали навстречу друг другу из пунктов, находящихся друг от друга на расстоянии 20 км. Скорость каждого велосипедиста 10 км/час. Одновременно вместе с первым выбежала собака. Собака бегала между велосипедистами: добежав до второго, она возвращалась к первому. Потом опять ко второму и так далее до тех пор, пока они не встретились. Сколько пробежала собака, если её скорость равнялась 20км/час?
Ответы:
А.
Василий – 10 лет;
Данила – 8 года;
Светлана – 4 года.
Б.
1) 3 + 4 = 7 (лет)
2) 42 : 7 = 6 (раз)
3) 4 х 6 = 24 (г.)
4) 98 + 24 = 122 (см)
В.
5 открыток по 7 рублей;
2 открытки по 11 рублей.
Г. 20 км.
Слайд 13
– Вернулись во время, завтрак.
V. Итог урока
– Наше путешествие подошло к концу.
Понравилось ли оно вам?
– Что понравилось?
– Хотели бы вы ещё раз отправиться в путешествие
на наших уроках?
Домашнее задание: стр.15 № 20, 22.
Библиография:
- Дмитриева О.И. Поурочные разработки по математике. – Москва «ВАКО», 2005;
- Байрамукова П.У. Внеклассная работа по математике. – Ростов-на-Дону «Феникс», 2007;
- Пахомова Т.Л. Математика для начальных классов. Задачи, решения, примеры. Москва «Лист», 1998.
- Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. – Москва «Просвещение», 1980.