Цель. Закрепить знание детей о городском транспорте, о Правилах дорожного движения; воспитывать культуру поведения в транспорте.
Материал. Игрушки (виды транспорта), светофор и другие дорожные знаки, картинки – задания.
Ход занятия
Воспитатель предлагает отгадать загадки:
Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус)Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит,
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (Автомобиль)По асфальту едет дом,
Ребятишек много в нем,
А над крышей вожжи,
Он без них ходить не может. (Троллейбус)Дом чудесный – бегунок
На своей восьмерке ног
День-деньской в дороге.
Бегает аллейкой
По стальным двум змейкам. (Трамвай)
Вопросы к детям.
- Как одним словом назвать транспорт, который вы здесь видите?
- Кто может рассказывать о правилах поведения на транспорте?
- Можно разговаривать с водителем во время движения?
- Можно высовываться в окно или выставлять руку?
- Разрешено ли ходить по автобусу, когда он едет?
- Почему нельзя становиться ногами на сиденье?
- Можно ли в автобусе громко разговаривать, кричать, петь песни, читать стихи?
Дети разбиваются на подгруппы. Каждая получает картинки – задания, на которых изображен транспорт с недостающими элементами, исправляет ошибки на рисунке.
- Трамвай – без дуги, два колеса.
- Автобус – без окон, с одной дверью.
- Такси – без отличительных знаков.
- Троллейбус – без дуг, с одной дверью.
Задание проверяется вместе со всеми детьми.
Решаем логические задачи
- Мама и сын вошли в автобус. Мужчина встал и сказал: “Садитесь, пожалуйста”. Мальчик ответил: “Спасибо” - и сел. Что бы вы сказали об этом мальчике?
- Автобус остановился. Мама вышла из автобуса и подала руку своему сыну. Правильно ли это?
ЗАНЯТИЕ “ДОРОЖНАЯ АЗБУКА” (для детей младшего возраста)
Программное содержание: сформировать способность ориентироваться в пространстве: “низко-высоко”, “ниже-выше”, “далеко-близко”, “большой – маленький”, “быстро-медленно”.
Материал: мягкие игрушки - большой и маленький медвежата, белка, слон, лошадка, заяц; автомобили большой и маленький; автомобили по числу детей.
Методические приемы: действенное чтение сказки, беседа, наблюдение, сравнение.
Ход занятия
1. Начинается занятие со сказки, которую рассказывает педагог и сопровождает все действия красочными игрушками и атрибутами.
“Давным-давно жил в лесу большой медведь Михаил и был у него маленький внук Топтыжка. Вокруг их домика стояли большие деревья и росли маленькие цветочки. В один из дней пригласил маленький Топтыжка к себе на день рождения друзей: большого слона, маленькую белку, большую лошадку и маленького зайчонка. Друзья подарили медвежонку маленький автомобиль. Топтыжка решил покататься, сел за руль и быстро помчался в сторону леса. А друзья сели на большой автомобиль и тихо поехали догонять Топтыжку. А он уже далеко отъехал от дома и вдруг испугался. Деревья ему показались такими высокими. А он по сравнению с ними был таким низким. Решил Топтыжка вернуться обратно к друзьям и быстро поехал им навстречу. Друзья обрадовались, увидев маленькую машину Топтыжки, ведь с ним могло всякое случиться. Они вышли на поляну, сделали большой круг и стали водить хоровод. Маленькие цветочки кивали им маленькими головками, большие деревья шумели в такт песни, а большой медведь Михаил хлопал в ладоши. Как хорошо иметь таких друзей: большого слона, маленькую белку, большую лошадку и маленького зайчонка”. Так и закончилась сказка.
Педагог задает вопросы:
- Кто был большой из друзей Топтыжки?
- А кто был маленький?
- Какие деревья окружали домик медведей?
- Какой автомобиль подарили друзья Топтыжке?
- Что сделал медвежонок, когда уехал в автомобиле?
- А чего он испугался в лесу?
- Чем закончилась сказка?
2. Вот и у нас есть красивые автомобили: большие и маленькие, и сейчас мы поиграем в игру “Чья машина уехала дальше?”.
Ребятам каждому раздается автомобиль, при этом педагог, обращает внимание детей на размеры игрушек.
– А какой у тебя автомобиль – большой или маленький? А по сравнению с другими он выше или ниже?
Если ребенок затрудняется ответить, педагог обращается за помощью к остальным детям.
Затем по команде дети запускают свои автомобили. Педагог задает вопросы: “Чьи машины уехали далеко? А чья находится близко к нам? А она большая или маленькая? А если она уехала далеко, значит, ее колеса крутились быстро или медленно?
Загадки.
В играх мы используем различные загадки, например: “Как зовут те дорожки, по которым ходят ножки?” Ребята называют не только пешеходный переход, но и пешеходную дорожку, и подземный и надземный переход, и тротуар.
Словом, загадок много, но мы пошли дальше и с ребятами придумали свои загадки:
- Шмыгнул Колобок с окна и побежал по тротуару. Добежал до перекрестка и увидел регулировщика, который держал в руке жезл вверх. Что сделает колобок.
- Пьеро купил машину, покатать решил Мальвину. Ехали они. Ехали – к светофору приехали. Замигал тут светофор – И вступили они в спор: “На какой же ехать свет, чтобы не наделать бед?”
- Чебурашка и крокодил Гена шли в кино. На их пути была дорога, по которой нескончаемым потоком шли машины. На какое-то мгновение поток машин прекратился. Чебурашка с Геной посмотрели сначала направо. Потом налево и пошли. Что они сделали неправильно?
- Волк гнался за Зайцем. Вот-вот догонит, но впереди оказался перекресток, регулируемый светофором. Заяц успел перебежать, а Волка остановил инспектор. На какой сигнал светофора бежал Волк?
- В один прекрасный день Иван Царевич с Василисой Премудрой поехали в гости на одном велосипеде, но по дороге их остановил инспектор ДПС. Какое правило, они нарушали?
- В один из ясных солнечных дней Лиса и Волк решили отправиться в цирк, но по пути они поссорились и разошлись по разным сторонам дороги. Лиса пошла по правой обочине, а Волк по левой. Вдруг из-за поворота выехал КамАЗ. Кому из зверей грозит опасность и почему?
- Снежная Баба решила убежать от весны не север. Когда она добежала до перекрестка, то увидела, что на светофоре горит желтый мигающий сигнал. Ждала-ждала Снежная Баба, когда загорится ей зеленый, но не дождалась и растаяла. Какое правило она не знала?
- В один из жарких летних дней 33 богатыря поехали за город на автобусе. Было душно, и богатыри открыли все окна в автобусе, а в них высунули копья. Почему водитель отказался ехать с богатырями за город?
Задачки
А такие задачи способствуют не только закреплению правил дорожного движения, но и развитию логического мышления.
Задачка № 1. Два мальчика и три девочки вышли из школы. Когда они подошли к пешеходному переходу, зеленый сигнал уже начал мигать. Мальчики побежали через дорогу бегом, а девочки остались дожидаться следующего сигнала. Сколько детей перешли правильно дорогу?
Ответ: Три девочки. Зеленый мигающий сигнал светофора предупреждает, что скоро загорится желтый, а затем красный. Поэтому безопаснее всего дождаться следующего зеленого сигнала. Бежать через дорогу опасно.
Задачка № 2. Из автобуса вышли шесть человек. Трое из них перешли дорогу по пешеходному переходу, двое пошли обходить автобус, а один остался на остановке. Сколько человек поступило правильно?
Ответ: Один. Правильней всего подождать, пока автобус отъедет от остановки и только тогда переходить дорогу по пешеходному переходу.
Задачка № 3. Семеро ребят играли в мяч на проезжей части дороги. Двое ушли домой. Остальные остались играть. Сколько ребят поступало правильно?
Ответ: Ни одного. Играть на проезжей части строго запрещено.
Задачка № 5 Саша и Миша опаздывали в школу. Они вышли на остановку, когда автобус уже отъезжал. Ждать следующего, не было времени, Миша зацепился за буфер автобуса и поехал, а Саша пошел пешком. Кто из ребят поступил правильно?
Ответ: Саша. Потому что цепляться за буфер автобуса очень опасно для жизни.
Задачка № 6. Ехал волк к лисе на автомобиле по левой стороне. Его остановили и оштрафовали. Какое правило нарушил волк?
Ответ: Транспортным средствам разрешено ехать по дороге, придерживаясь правой стороны
Сценарий развлечения совместно с родителями.
Игра “Счастливый случай”
Ведущий: Здравствуйте уважаемые гости! Вы все знаете, что наши дети очень любят играть, а больше всего на свете они любят играть со своими родителями. И сегодня мы им предоставим эту возможность. В эфире семейная игра – “Счастливый случай” посвященная Правилам дорожного движения. Встречайте команды игроков! (Входят в зал под звуки фанфар 2 команды). Уважаемые игроки, представьте название ваших команд, а мы попробуем узнать, как называются команды.
Участники по очереди поют или рассказывают стихотворение о названии команды “Пешеход”, “Светофор”.
Ведущий: Уважаемые участники спасибо за приветствие, присаживайтесь за столы, на которых стоят значки названий ваших команд. А теперь разрешите представить компетентное жюри: И мы приступаем к игровым заданиям, я надеюсь, вы собрались с мыслями, вспомнили все Правила дорожного движения, и достойно будете идти к победе на звание “Лучший знаток ПДД”. Итак, слушайте первое задание, для небольшой разминки: Каждой команде детей будут загаданы загадки, какая команда их больше отгадает, та и получит больше очков.
1. Этот конь не ест овса, Вместо ног два колеса, Сядь верхом и мчись на нем Только лучше правь рулем 2. Мы хотим спросить про знак, 3. Чтобы тебе помочь 4. Объяснить надо просто, |
1. Чтоб приучить пешехода к порядку, Размалевали асфальт, как тетрадку Через дорогу полоски идут, А за собой пешехода ведут. 2. Не летает, не жужжит, 3. Посмотри, силач, какой 4. Если ты спешишь в пути |
Ведущий: А теперь предлагаем задание для родителей, на ваших столах лежат знаки, разложите их по группам: предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, Знаки сервиса. А наше жюри зафиксирует скорость и правильность выполнения.
– Теперь приготовиться детям: Я показываю дорожный знак каждой команде, а вы должны ответить, как он называется, у кого больше правильных ответов, тот заработал больше очков. (знаки: “Пешеходный переход”, “Осторожно дети”, “Подземный переход”, “Велосипедная дорожка”, “Пункт медицинской помощи”, “Пункт питания”).
– Следующее задание для родителей: “Нарисуй дорожный знак”. Выберите по одному участнику из команды, они должны нарисовать в пустом дорожном знаке недостающий элемент.
– Я думаю, пришла пора размяться и предлагаю следующее задание: участвуют все: и родители, и дети. Слушайте внимательно: необходимо на одной ноге взрослым, на двух детям проскакать до финиша, вернуться назад, назвать автомобиль и передать ход следующему игроку.
– Теперь соревнуются дети: Задание – “Ловкий водитель” - к веревке привязана машина на другом конце карандаш, тот, кто быстрее смотает веревку, - победит в этом конкурсе, пожалуйста, дети!
– Сейчас от команды участвуют по одному родителю, конкурс называется “Контроль трезвости”. Каждый участник надувает шарик. Побеждает тот, кто надул самый большой шар, и шар не лопнул. Время ограничено: 1, 2, 3 начали!
Ведущий: Ну, вот подвигались, теперь поработаем головой. Для этого я предлагаю провести конкурс, который называется “Дальше, дальше...”. Его условия: я задаю вопрос команде, вы быстро отвечаете, если не знаете ответ, говорите дальше, какая команда ответит на большее количество вопросов, та и получит больше очков. Приготовились, родители команды “Светофор” начали!
- Что сказано в правилах дорожного движения, если приближается автомобиль со спецсигналом? (Воздержаться от перехода.)
- Где появился первый светофор? (Англия.)
- Невысокое растение, закрывающее обзор дороги? (Куст.)
- С какого возраста детям разрешается выезжать на проезжую часть на велосипеде? (14 лет.)
- Что в переводе означает слово “Светофор”? (Носитель света.)
- Человек, контролирующий движение? (Регулировщик.)
- Можно ли оглядываться на крик при переходе через проезжую часть? (Нельзя.)
Вопросы для команды родителей “Пешеходы”
- “Дирижерская палочка” регулировщика? (Жезл.)
- Деталь одежды, которая спасает от дождя, но мешает видеть дорогу? (Капюшон.)
- Знак, который поможет в пути, если проголодались? (Пункт питания.)
- Сигнальное устройство на железной дороге? (Семафор.)
- Человек, едущий в транспорте, но не управляющий им? (Пассажир.)
- Линии, надписи и другие обозначения на проезжей части? (Разметка.)
- Специальный звуковой сигнал? (Сирена.)
Ведущий: А теперь посмотрим, как справятся с этим заданием дети из команды “Светофор”.
- Какой стороны должен придерживаться пешеход? (Правой.)
- Место для ожидания транспорта? (Остановка.)
- Человек идущий по тротуару? (Пешеход.)
- Знак, разрешающий переходить дорогу? (Пешеходный переход.)
- Какие сигналы имеет светофор? (Красный, желтый, зеленый.)
- Что должно быть в руках у воспитателя, сопровождающего группу детей? (Красный флажок.)
Ведущий: Вопросы для детей команды “Пешеход”
- Огороженная часть территории возле дома, где разрешается играть? (Двор.)
- Как будешь переходить дорогу, если спешишь? (Шагом.)
- Назовите часть дороги, по которой идут пешеходы? (Тротуар.)
- Дорожный знак, который ставят около детских садов и школ? (Осторожно дети.)
- Сигнал светофора, на который движение запрещено? (Красный.)
- Время суток, когда участники движения очень плохо видят друг друга? (Ночь.)
Ведущий: Замечательно, с такими трудными вопросами вы справились достойно. Прошу команды для следующего задания выйти ко мне. Следующая эстафета называется “Фигурное вождение” - дети по очереди на велосипедах выполняют движение между препятствий, родители страхуют детей и помогают быстрее закончить эстафету.
– Следующее задание “Дорожный знак” - вам необходимо как можно быстрее собрать дорожный знак из этих кубиков. Естественно, кто соберет быстрее, тот получит еще одно очко.
– А теперь посмотрим, кто из родителей проворнее, предлагаю конкурс “Скорая помощь”. Вам предлагается за 3 минуты обмотать пострадавшего с головы до ног, будет учитываться и аккуратность в процессе выполнения.
– Вот и подошла к концу наша игра. Дорогие дети, вам понравилось играть с родителями? А вам, уважаемые родители, интересно было вспомнить детство, какие впечатления остались у вас? Спасибо, вам уважаемые родители за участие, а пока наше жюри совещается, мы все вместе исполним для вас песню “Осторожно дети”.
– Слово предоставляется председателю жюри.
Ведущий: Родился человек. Множество людей окружили теплом и заботой это маленькое беззащитное существо. Он растет, говорит первое в своей жизни слово, делает первый шаг, познает окружающий мир. Вот он уже шагает по дороге, маленький, но гордый. Вырвав свою ладошку из маминой руки, бежит по дороге, не замечая ничего. И вдруг ... Родители! Мы обращаемся к вам! именно от вас зависит безопасность детей. Вам нужно быть внимательнее и осмотрительнее. Это ваша задача, своим примером, научить ребенка всему в жизни, в том числе и правилам дорожного движения. Именно вы, взрослые, ответственны за их жизнь, помните: дети это отражение родителей, и ваши ошибки – это цена их жизни! Спасибо за внимание!