Программное содержание: Учить соотносить числительные с элементами множества в пределах 3, самостоятельно обозначать итоговое число, правильно отвечать на вопрос “сколько”; закреплять умение различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь); совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера, составлять картинки из геометрических фигур; развивать умение определять пространственные направления от себя: внизу, вверху, спереди, сзади, слева, справа; совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте).
Демонстрационный материал: фланелеграф, 3 белочки, 3 грибочка, картинка с изображением котенка, колокольчик, сюжетные картинки с изображением разных частей суток, мяч.
Раздаточный материал: набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольники).
Ход занятия
Воспитатель подзывает к себе детей для создания организационного момента и говорит: “Встаньте рядышком друг с другом, словно месяц полукругом”.
Как только дети встанут полукругом в дверь громко постучат.
Воспитатель удивленно:
Кто же это может быть?
Все гости уже собрались, пойду, посмотрю.
Воспитатель открывает дверь и в группу входит лиса.
Лиса:
Я в городе большом
Сегодня заблудилась,
Поэтому с визитом немного припозднилась!
Здравствуйте ребята!
Вы узнали меня?
Дети: Да.
Лиса: Правильно ребята, я лисичка – сестричка, пришла к вам в гости. Ой, а чем это вы собрались заниматься? Наверное, играть будете?
Воспитатель: Нет, лисичка, у нас с ребятами сейчас будет занятие. Хочешь позаниматься с нами?
Лиса: Нет, я заниматься не хочу, я и так все знаю, все умею.
Воспитатель: А вот сейчас мы с ребятами и проверим, все ли ты знаешь, все ли ты умеешь.
– Лисичка, сегодня мы с ребятами пойдем на лесную поляну, нас там ждут лесные гостьи. Но чтобы попасть туда, нам нужно перейти речку. Через речку проложено два моста. Один мост – широкий, другой мост – узкий. Нам нужно пройти по широкому мосту, чтобы не упасть в реку и не промочить ноги.
Воспитатель: Лисичка, раз ты все знаешь, может ты, покажешь нам с ребятами, где широкий мост, а где узкий мост.
Лиса: Ага, здесь два моста. Один мост- зеленый, а другой мост – синий, а какой из них широкий и узкий мост я не знаю. А я не хочу упасть в реку и промочить ноги. Как же я домой пойду? Я ведь могу заболеть.
Воспитатель: Не переживай лисичка, мы тебе с ребятами поможем.
– Ребята, как узнать, какой мост широкий, а какой мост узкий? Что для этого нужно сделать?
(Дети предлагают взять дощечку от зеленого моста и наложить ее на дощечку синего моста)
Воспитатель: Правильно ребята. Лиза (любой другой ребенок) покажи лисе как это нужно сделать.
Воспитатель: Ребята, так какой же мост широкий, а какой узкий?
(Дети отвечают, что широкий мост синего цвета, а узкий мост зеленого цвета)
Воспитатель: Молодцы ребята справились с заданием. А теперь дружно друг за другом перейдем речку по широкому мосту.
(Дети переходят мост)
Воспитатель: Вот мы и пришли на лесную поляну.
(Воспитатель предлагает детям присесть)
Воспитатель: Ребята посмотрите к нам из леса пришли гости.
(Воспитатель выкладывает на фланелеграфе в ряд фигуры 3 белок)
– Ребята, что нужно сделать, чтобы узнать, сколько прибежало к нам белок.
(Дети предлагают посчитать. В случае затруднения воспитатель напоминает, что белок надо посчитать)
Воспитатель предлагает нескольким детям посчитать белок.
Воспитатель: Саша, (любой другой ребенок) посчитай белочек?
Воспитатель добивается того, чтобы дети называли число вместе с предметом (одна белочка, две белочки, три белочки). В случае необходимости помогает.
Воспитатель: Ребята, давайте угостим каждую белочку грибочком. Они их очень любят.
– Наташа, (любой другой ребенок) иди, угости белочек грибочками. Ребенок раскладывает грибочки под каждой белочкой, одного гриба не хватает.
Воспитатель: Сколько грибов? (Дети отвечают, что 2)
– А как вы узнали? (Дети – посчитали. Воспитатель просит кого-нибудь из детей посчитать грибы)
Воспитатель: Что можно сказать о количестве белок и грибов, их поровну? (Дети отвечают, что нет, не поровну)
– Чего больше: белок или грибов? (Дети – белок больше, чем грибов)
– Чего меньше: белок или грибов? (Дети – грибов меньше, чем белок)
– Ребята, а что нужно сделать, чтобы белок и грибов стало поровну?
(Дети устанавливают равенство между белками и грибами любым выбранным способом и объясняют полученный результат, опираясь на вопросы воспитателя. Например, дети отвечают, что нужно добавить еще один гриб или убрать одну белочку).
Воспитатель: По сколько теперь белочек и грибов? (Дети отвечают, что поровну: три белочки и три грибочка)
– Как у вас получилось 3 гриба? (2 белочки)
Воспитатель помогает сделать детям выводы: К двум грибам добавили еще один гриб и грибов стало три. Или от трех белок убрали одну и белок стало две.
Воспитатель:
Молодцы ребята!
Вы отлично посчитали
Только вот не танцевали.
Приглашаю всех ребят
Танец иностранец станцевать.
Лиса: Я тоже хочу.
Воспитатель: Вставайте все в кружок, будем танец танцевать.
(Дети под музыку с воспитателем, лисой танцуют ).
“Танец в кругу”
Мы сейчас пойдем направо.
А потом пойдем налево.
В центре круга соберемся.
И на место все вернемся.
Мы тихонечко присядем
И немножко отдохнем.
Мы поднимемся тихонько.
И попрыгаем легонько.
Пусть попляшут наши ножки
И похлопают ладошки.
Повернемся мы направо.
Не начать ли все сначала?
Воспитатель: Вот мы и отдохнули немножко. Садитесь, ребята на свои места. (Дети садятся на стульчики)
– Лисичка тебе понравился танец?
Лиса: Очень!
Воспитатель: А знаешь, лиса, наши ребята умеют еще и загадки разгадывать. А ты умеешь?
Лиса: Конечно, умею! Загадывайте загадку, любую отгадаю.
Воспитатель: Молоко пьет
Песенки поет
Чисто умывается
А с водой не знается.
Кто это?
Лиса: Мышка.
Дети: Уотенок.
Воспитатель: Лиса ты ошиблась, это котенок. Ребята правильно загадку отгадали. Молодцы ребята. (Воспитатель показывает картинку с котенком)
– Посмотрите ребята, какой это необычный котенок. Он сделан из геометрических фигур.
– А кто мне скажет, из каких геометрических фигур он сделан?
(Дети отвечают, что из квадрата, треугольников круга)
– Правильно, только давайте уточним из какой именно геомет. фигуры сделано его туловище?
Дети: Туловище котенка сделано из квадрата.
Воспитатель: Правильно, а из какой фигуры сделана голова котенка?
Дети: Голова котенка сделана из круга.
Воспитатель: Правильно, а хвост, уши, лапы из каких фигур сделаны?
Дети: Хвост, уши, лапы сделаны из треугольников.
Лиса: Ребята, а вы умеете таких котят делать?
Дети: Да.
Лиса: А мне покажите, как правильно сделать котенка?
Дети: Покажем.
Воспитатель: Тогда ребята садитесь за столы, и покажите нашей лисе, как нужно правильно выложить из геометрических фигур котенка.
(Дети садятся за столы)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на меня и послушайте, что я вам скажу.
– Перед вами стоят подносы с геометрическими фигурами, из них, каждый из вас сделает своего котенка. Но сначала подготовим свои руки к работе. (Проводиться пальчиковая гимнастика)
– Твои помощники, взгляни,
Десяток дружных братцев (дети шевелят пальцами)
Как славно жить, когда они
Работы не боятьсяИм равных не сыскать
А нам они сегодня (дети сжимают и разжимают пальцы)
Помогут котенка собрать.
Воспитатель: Ну а теперь приступайте к работе.
Лиса: А я посмотрю, как ребята будут трудиться, кто из них сделает самого лучшего котенка. (Лиса ходит вокруг столов и хвалит детей)
Лиса: Ой, какие у вас котята получились хорошенькие. Вы ребята молодцы, хорошо потрудились.
– Ребята, мне пора бежать, а то на улице уже ночь, боюсь, заблужусь в лесу.
Воспитатель: Лиса, ты все перепутала.
– Ребята, разве на улице сейчас ночь?
Дети: Нет.
Воспитатель: А какое сейчас время суток?
Дети: Утро.
Воспитатель: Правильно ребята. А давайте расскажем нашей лисе, что мы делаем утром. (дети перечисляют то, что они делают утром)
Воспитатель: Правильно ребята.
Утром дети просыпаются
В детский садик собираются
Делают все по порядку:
Занимаются зарядкой,
Завтракают и играют.
Растения поливают.
Воспитатель: Ребята, а что вы делаете днем?
(Дети перечисляют то, что они делают днем)
Воспитатель: Правильно.
Днем гуляем и играем
Листочки собираем
Повар сделал нам котлет
Приглашает на обед.
Воспитатель: Ребята, а что вы делаете вечером?
(Дети перечисляют то, что они делают вечером)
Воспитатель: Правильно!
Вечер – солнышко садиться
Всех зовет угомониться
Хочет посмотреть в тиши
“Спокойной ночи, малыши”
Воспитатель: Ребята, а что вы делаете ночью?
(Дети перечисляют то, что они делают ночью)
Воспитатель: Правильно!
Ночью дети спят в кроватке.
Снятся сны им сладки, сладки.
Звезды светят им в тиши
Спите крепко малыши.
Лиса: Спасибо вам ребята, что помогли мне определить какое сейчас время суток.
Воспитатель: Лиса, а может ты, хочешь поиграть с ребятами?
Лиса: Очень хочу.
Воспитатель: Тогда, ребята, и ты, лиса, встаньте рядышком друг с другом, словно месяц полукругом”. (Проводиться игра “Назови пропущенное слово”)
Воспитатель (стоя в центре полукруга говорит): Кому я брошу мяч, тот должен назвать пропущенное слово.
– У футболки рукава короткие, а у рубашки …….. (длинные)
– Стол высокий, а стул…….. (низкий)
– Шарф узкий, а платок…….. (широкий)
– Дерево высокое, а куст ……….(низкий)
– Дорога широкая, а тропинка………(узкая)
– Брюки длинные, а шорты ………(короткие)
– Пальто длинное, а куртка ………(короткая)
Воспитатель: Ребята, вам понравилась игра?
Дети: Да.
Воспитатель: А хотите еще поиграть?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Тогда вставайте все в кружок и закройте глаза.
Проводится игра “Где звенит колокольчик”.
Воспитатель: К кому я подойду, тот должен мне сказать, где звенит колокольчик. Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей и звенит колокольчиком (впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу). Ребенок называет направление, где звенел колокольчик. Ребенок, правильно определивший направление, становится ведущим. Игра повторяется 3-4 раза.
Воспитатель: А теперь ты, лиса, скажи нам, где звенит колокольчик?
(Лиса правильно определяет направление)
Воспитатель: Молодец, лисичка, справилась с заданием. Сегодня все ребята молодцы, хорошо считали, танцевали, играли, правильно на все вопросы отвечали.
Лиса: Ребята мне очень понравилось у вас в гостях. Вы такие хорошие, добрые, отзывчивые. Помогли мне справиться с трудным заданием. Спасибо вам! Мне пора бежать в лес, меня там ждут мои друзья. Но я обязательно к вам еще приду. До свидания ребята!
Дети: До свидания лисичка. (Лиса убегает)
Воспитатель: Ну а нам, ребята, пора собираться на прогулку.