Пояснительная записка
Программа «Российская символика: история и современность» предназначена для 6-ых классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе стандартных требований к обязательному минимуму содержания исторического и гражданского образования в основной школе и в соответствии с объёмом времени, которое отводится на изучение гражданского образования по базисному учебному плану.
Предлагаемая программа составлена на основе материалов по государственной символике России, выходящих как учебных и методических в издательстве «Центр наглядных средств обучения Минобразования России» и включённых в Федеральный перечень (Наглядное пособие для общеобразовательных учреждений «Государственная символика России. История и современность.», 2003г.), так и в других издательствах: «EKSMO» (Ю.В.Шуйская. Наша Родина – Россия. 2009г.; А.Н.Головистикова, Л.Ю.Грудцына, В.А.Мальцев. Правоведение в таблицах и схемах. 2007г.), «Учитель» (Т.В.Шепелева. Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. 2009г.), «Русское слово» (В.К.Романовский.Символы российской государственности. Герб. Флаг. Гимн. 2002г.).
Программа является составной частью учебно-методического комплекта по гражданскому образованию для 6–9-х классов. Помимо собственно учебных пособий, в ряд из них включены методические рекомендации для учителей, а также ЦОР.
Основной целью авторского курса является формирование патриотизма, гражданской позиции у подрастающего поколения; формирование знания как российской истории, так и истории своего края. При этом отбор фактологического материала осуществляется таким образом, чтобы он содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.
Определённой новизной предлагаемого варианта программы является ориентация учебного курса на приобретение знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, а также формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Программа предоставляет возможность усвоения и осознанного воспроизведения учебного материала учащимися, использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, в том числе через участие в конкурсах разных типов: как по истории России, так и истории Пермского края. Для этого в программе предполагаются, помимо теории по каждой теме, практические занятия и творческие работы. Содержательная часть предлагаемого материала вариативна и открыта для творческого поиска учителя, решившего использовать её в своей практике учебной деятельности.
Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3,
Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6
Программа учебного курса
по гражданскому образованию
«Российская символика: история и современность»
6 класс. (35 часов.)
Введение. (1 час)
Что изучается на уроках гражданского образования? История российских символов – часть истории России. История региональной символики – часть истории Пермского края. Исторические источники о российской символике.
Тема 1. Российская федерация: общее представление. (2 часа)
Наша родина – Россия, РФ. Площадь и границы. Почему Россия называется РФ? Субъекты федерации (федеральные округи). Главные города России.
Основные понятия темы: федерация, субъект федерации, федеральный округ, Конституция.
Тема 2. Республика. Символы президентской власти. (2 часа)
Президент и его полномочия. Инаугурация. Символы президентской власти. Президентская республика. Парламентская республика. Смешанная (полупрезидентская) республика. Разделение властей: законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть. Правительство и его полномочия. Парламент, его структура и полномочия. Судебная система РФ.
Основные понятия темы: инаугурация, президент, республика, парламент, суд, Федеральное Собрание, Совет Федерации, Государственная Дума, штандарт.
Тема 3. Государственные символы: герб. (3 часа).
Что такое герб? История нашего герба. Современный вид и назначение государственного герба РФ.
Основные понятия: герб, государственный герб.
Тема 4. Государственные символы: флаг. (3 часа).
Что такое флаг? История нашего флага. Виды наших флагов. Современный вид и назначение государственного флага РФ.
Основные понятия: флаг, государственный флаг, триколор.
Тема 5. Государственные символы: гимн. (3 часа).
Что такое гимн? История нашего гимна. Современный вид и назначение государственного гимна РФ.
Основные понятия: гимн, государственный гимн.
Тема 6. Региональная символика. (2 часа)
Герб Пермского края. Его история. Современный вид герба Пермского края. Флаг Пермского края, его история и современный вид. Гимн Пермского края, история его создания и современный вид.
Основные понятия: региональные символы, особенности региональных символов
Тема 7. Объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого АО в единый субъект федерации. Герб Пермского края. (3 часа)
Причины объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого АО в единый субъект федерации. Особенности процесса объединения. Региональные символы. Местные символы.
Основные понятия: регион, автономный округ, область, край.
Тема 8. Государственные праздники. (2 часа)
Праздники и их виды. Государственные праздники. История их возникновения.
Основные понятия: государственный праздник.
Тема 9. Государственные награды: ордена и их история. (2 часа)
Виды государственных наград. Что такое медаль? Что такое орден? Какие ордена и медали были в истории нашей страны? История современных орденов.
Основные понятия темы: медаль, орден, государственная награда.
Тема 10. Особо ценные объекты национального наследия России. (4 часа)
Памятники культуры, охраняемые государством. Их значение. Золотое кольцо России. Москва как культурный комплекс. Петербург, его место в национальной культуре. Природные комплексы, охраняемые государством.
Основные понятия темы: памятник культуры, культурный комплекс, природный комплекс.
Тема 11. Особо ценные объекты национального наследия России в Пермском крае. (3 часа)
Охраняемые памятники культуры в Пермском крае. Исторические объекты Пермского края. Их значение. Пермь, его история. Пермские города. Природные комплексы, охраняемые государством.
Основные понятия темы: памятник культуры, культурный комплекс, природный комплекс.
Итоговое повторение и обобщение по темам курса. (4 часа)
Российская символика: история и современность. Учебная игра. Защита творческих работ учащихся по темам курса.
Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися.
Не менее 35% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
- извлечение социальной информации из разнообразных источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
- формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
- наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по тематике, определяемой содержанием курса;
- совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населённом пункте.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения курса ученик должен –
Знать/понимать:
- свойства и назначение изучаемых объектов;
- сущность изучаемых объектов;
- характерные черты и признаки основных изучаемых объектов.
Уметь:
- описывать основные изучаемые объекты, выделяя их существенные признаки;
- сравнивать изучаемые объекты;
- объяснять взаимосвязи изученных объектов;
- приводить примеры изучаемых объектов определённого типа;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных её носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- осознанного выполнения гражданских обязанностей, реализации прав человека;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.