Путешествие в космос. 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели и задачи урока:

  • познакомить с формулой длины окружности, научить применять ее при решении задач, получить значение числа π в ходе выполнения практической работы;
  • развивать познавательный интерес учащихся к предмету, развивать наблюдательность, внимание;
  • воспитывать у учащихся трудолюбие, взаимоуважение, чувство уважения к науке, чувство товарищества.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы урока: урок игра-путешествие «Путешествие в космосе».

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, ПК, карточки с изображением солнца, солнца за тучей и тучи, лист А4 с портретом Ю.А. Гагарина и С.П. Королева, плакат с цифрами, карточки с примерами на одной стороне и частью изображения на другой, магнитная доска, магниты, карточки с алфавитом, пуговицы, линейки, нитки, карандаши, микрокалькуляторы, карточки с домашним заданием, карточки с изображением горы, карточки с изображением смайликов, 3 коробочки.

Программное обеспечение ПК: Microsoft PowerPoint, проигрыватель Windows Media, (программа для интерактивной доски)

Ход урока

1. Организационный момент

(Приложение 1Слайды 1 и 2)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодняшний урок проведу у вас я. Зовут меня, Татьяна Владимировна. Я пришла к вам на урок вот с таким настроением (учитель показывает изображение солнца)! (Приложение 2) А какое у вас настроение? У вас на столе лежат карточки с изображением солнца, солнца за тучей и тучи. Покажите, какое у вас настроение. Надеюсь, что работа на уроке изменит к лучшему настроение того из вас, кто поднял изображения солнца за тучей или тучи.

Самые счастливые люди те, которые делают свою работу с удовольствием. Вот и я надеюсь, что сегодня на уроке мы будем работать с удовольствием.

2. Подготовка к активизации познавательной деятельности

– Какое сейчас время года (Петя)? (Весна.)

– Какой месяц (Маша)? (Март.)

– А следующий какой месяц (Сережа)? (Апрель.)

– Подумайте и скажите, какие праздники мы отмечаем в апреле (пауза, Миша)?

– Еще?

(– Какой праздник отмечается с 1961 года? (День Космонавтики.))

Правильно, когда он отмечается? (12 апреля.)

Кто совершил первый полет? (Ю.А.Гагарин.)

(показать портрет Ю.А.Гагарина) (слайд 3) (Приложение 3)

Юрий Алексеевич родился 9 марта 1934 года в с.Клушино, умер 27 марта 1968 года. Юрий Алексеевич – летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, полковник, первый человек, совершивший полет в космическое пространство. Полет Ю.А.Гагарина подтвердил гипотезу о возможности практической деятельности человека в космосе. Полет продолжался 1ч 48мин. После одного круга вокруг Земли спускаемый аппарат корабля совершил посадку в Саратовской области.

Первый круг вокруг Земли космического корабля с человеком на борту стал возможен благодаря самоотверженной работе многих людей, и, в первую очередь, главного конструктора космических кораблей Сергея Павловича Королева. (Приложение 4)

Ребята, закрыли глаза, представили, что мы вместе с великим космонавтом собираемся лететь на Марс.

(Слайд 4)

Давайте посмотрим на карту путешествия. Нам предстоит стартовать с Земли, посетить Луну. Затем мы совершаем посадку на двух спутниках Марса – Деймос и Фобос, и, наконец, прибудем на Марс. Потом вернемся на Землю. Но, как же мы полетим?

3. Устный счет

– Чтобы лететь, нам нужен космический корабль. Для того чтобы построить его, давайте воспользуемся чертежами, которые делал инструктор С.П. Королев.

(Учитель вешает или открывает плакат с набором чисел) (Приложение 5)

– Ребята! У вас перед глазами числа, на столе у каждого лежат карточки с примерами. Вы должны решить примеры. Найти ответ на плакате и прикрепить его к плакату обратной стороной примера. Вот так! (Учитель показывает.)

Первый у нас пойдет к доске искать Сережа, готовится Юра.
Что у нас получилось, Маша? (ракета) Мы с вами собрали ракету. (Слайд 5)

Ждет нас быстрая ракета
Для полета на планету.
Отправляемся на Марс
Звезды, в гости ждите нас.

(слова на слайде выделены слова детей)

(Музыка) (Слайд 6)

– Внимание! Внимание! Всем приготовится к пуску!
– Есть приготовиться к пуску! (Говорят дети)
– Пристегнули ремни!
– Есть, пристегнуть ремни! (Говорят дети)
– Запустить двигатели!
– Есть, запустить двигатели! (Говорят дети)
– Полетели на Марс. (Слайд 7)

В орбитальных лабораториях всегда есть работа. Космонавты ставят физические эксперименты, ведут монтаж сложного оборудования, настраивают электронные приборы. (На доске появляется слайд)

(Слайд 8) ОЙ (Учитель, поворачивается к экрану), похоже, это наше первое задание. Маша, прочитай.

РАСШИФРУЙТЕ КОД.

25, 10, 19, 13, 16, 17, 10, 5, 13, 10, 15, 1, 16, 12, 18, 21, 8, 15, 16, 19, 20, 10

– Для любого кода должен быть ключ. Кто мне объяснит, что такое ключ? (То, что помогает нам расшифровать код.)

– Правильно. Зная ключ, мы можем прочитать, что нам хотят сообщить. Какие ключи вы знаете? (Азбука Морзе, шифр Цезаря, флажковая азбука.)

– У кого еще есть предложения? Какой ключ здесь можно использовать? (Алфавит.) Какой еще?

– Маша, а ты можешь рассказать алфавит?

– Молодец, Маша. (Появляется алфавит.)

(Работа с интерактивной доской.)

(Петя), под числом 25 буква какая зашифрована?(Ч)

(Маша) под числом 10?(И).

Кому не понятно поднимите руку? Каждый теперь попробуйте расшифровать этот код. Код у вас перед глазами, на углу стола. Кто расшифровал, поднимите руку я подойду. (Приложение 6)

Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё
1 2 3 4 5 6 7
Жж Зз Ии Йй Кк Лл Мм
8 9 10 11 12 13 14
Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу
15 16 17 18 19 20 21
Фф Хх Цц Чч Шш Щщ ъ
22 23 24 25 26 27 28
ы ь Ээ Юю Яя    
29 30 31 32 33    

– Итак, (Вася) что у вас получилось? (Слайд 9)
Число π. Длина окружности

4. Изучение нового материала

– Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему нашего урока, «Число π. Длина окружности». Обратите внимание, как пишется символ π (Учитель показывает на листе и пишу на доске.)

(Дети записывают число и тему урока.)

На уроке мы познакомимся с формулой длины окружности, узнаем, что такое «пи», будем развивать наблюдательность и внимание.

(Cлайд 10) Мы в космосе. Наш корабль сделал виток вокруг Земли и приземлился на Луну. Что такое луна? (Луна – это спутник Земли.)

– Кто подскажет, какую геометрическую фигуру напоминает этот оборот? (Окружность.)

– Да, правильно, окружность А что такое «окружность»? (Замкнутая линия.)

Что еще интересного наблюдаете в этой фигуре?

(– Что можете сказать о центре и линии) (Все точки окружности одинаково удалены от центра.)

Записали окружность – замкнутая линия. Все точки окружности одинаково удалены от центра.

5. Лабораторная работа

(Слайд 11) На каждом столе лежат вот такие большие пуговицы.

– Возьмите их, у себя в тетради обведите по очереди, помогая друг другу. В тетради появились фигуры. Какие? (Окружность.)

– Если опоясать круглый предмет ниткой, а потом ее распрямить, то длина нити будет чему равна? (Длине нарисованной окружности.)

– Проверим, берем пуговицу, одним пальцем фиксируем нитку, аккуратно ее опоясываем (если не получается учитель зовет на помощь ученика). Отметили, где один край нитки соприкасается со вторым, измеряем с помощью линейки.

– Понятно? Один ученик берет пуговицу, фиксирует край нитки вот так, второй помогает опоясать пуговицу. Как можно точнее, чтоб нитка не прогибалась и сильно не натягивалась. Отметили, где один край нитки соприкасается со вторым, измеряем с помощью линейки.

– Что получилось у Маши? Пети? Васи? (Учитель записывает результаты на доске.)

– Длину окружности еще древние греки обозначали буквой С.

– Запишите в тетради, С – длина окружности. С=11,6 см.

– Основными определениями окружности являются диаметр, радиус.

– Запишите. Диаметр в переводе с греческого означает «поперечник».

Диаметр – отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через центр. Обозначается диаметр символом d.

Радиус – отрезок от центра до любой точки окружности. Обозначается радиус символом r.

(Учитель показывает диаметр и радиус на окружности)

– Никто интересного о соотношении диаметра и радиуса не хочет сообщить мне и ребятам. (Диаметр равен двум радиусам.) Всем понятно. Записали d=2r.

– Измерьте длину диаметра пуговицы, или окружности в тетради. Чему у Тебя, Петя, он получился равен?

Запишите d=3,7см

Найдите отношение длины окружности к его диаметру. А что такое отношение? (Деление.)

– Что на что делить будем? Можно на калькуляторе. Какое число у вас получилось?

(Все ответы учитель записывает на доске.)

– Петя, округли ее до тысячных? Саша до – сотых. Маша – до десятков. Дима – до единиц.

– Что интересного заметили? Хотя окружности у всех были разные, отношения длины окружности к диаметру получилось примерно одинаковые.

– Какой вывод можно сделать? Отношение длины окружности к длине ее диаметра является одним числом. Итак помогай, Коля (С/d=3,12)

– Это число обозначают греческой буквой π. π=3,14 (округляют до сотых).

– Как по формуле вычислить π: π=С/d,

– А чему будет равна длина окружности? С=πd

– А диаметр? d =С/ π

– Как изменится формула, кто мне скажет, если вместо диаметра подставить радиус?

С=πd, d=2r значит С= 2πr.

– Запишите, π=С/d, π=3,14, d =С/ π, С=πd, d=2r, С= 2πr.

– Скажите, что мы выяснили из проделанной работы? (Что отношение длины окружности к диаметру равно π, π=3,14)

– Итак, мы со своей задачей справились. Отправляемся дальше.

Станция «Тысячная гонка». Психологическая пауза (Слайд 12)

–Ребята, давайте немного отдохнём. Сядьте удобнее, откиньтесь на спинку стула, выпрямите спину. Представьте себе, что вы прогуливаетесь по космическому пространству.

20 лет назад Лари Соу сотруднику научно-популярного музея расположенного в Сан-Франциско, пришла в голову мысль устроить праздник в честь одного из самых знаменитых чисел π. Так как в американском написании дата 14 марта выглядит как 3,14. А еще оказалось, что эта дата совпадает с днем рождения самого выдающего из ученых XX столетия-Альберта Энштейна.

Постепенно праздник стал международным.

Еще одной датой, связанной с числом π, является 22июля, которое называется Днем приближенного числа π, так как в европейском формате дат этот день записывается как 22/7, а значение этой дроби является приближенным значением числа π. Это вычисление принадлежит Архимеду (3 век до н.э). С тех пор используя эту идею, многие математики продолжали гонку за знаками.

14 марта 2004г. американец Даниэль Таммел по памяти не заглядывая ни в какие бумажки, произнес первые 22514 цифр числа π ……

В январе мир облетело сенсационное известие: французский математик Фабрис Беллар вычислил число π с рекордной точностью: 2 триллиона 699 миллиардов 999 миллионов 990 тысяч десятичных знаков. На эту работу у него ушло 103 дня. Самое удивительное, что она была выполнена на обычном домашнем компьютере стоимостью 2000 евро.

Для сравнения: предыдущий рекорд был установлен японскими учеными в августе 2009-го на суперкомпьютере T2K Tsukuba System. Правда, и ушло у них на это куда меньше времени – всего 73 часа.

6. Закрепление нового материала

– Станция – Деймос. На борт нашего корабля поступили странные задачи.

(Слайд 13)

Задача 1.
При вычислении длины окружности в Др. Вавилоне за π часто принимали число 3. Предположим, что вавилонянин вычислил длину окружности, радиус которого 40м. На сколько его ответ отличается от вашего?

Как можно вычислить длину окружности?
Как будем решать задачу?

40*3*2=240(м) – длина у вавилонян
40*2*3,14=251,2(м) – длина у нас
251,2-240=11,2(м) – разница

Ответ: на 11,2 м

Задача 2.
– Диаметр нашей планеты равен 12,7 тыс.км. Найдите длину вокруг Земли? Ответ округлите до тысячных.

Что получилось у Маши, Пети?

Поднимите руки у кого другой ответ?

Петя, Гриша, Маша проверьте на калькуляторе ответ. (12,7х3,14=39,878)

Давайте ответ округлим до единиц.

Что получилось у Лены? А у Коли? (40тыс км)

А вы не встречались с такими данными?

Это – экватор нашей Земли.

Диаметр Земли 12,7 тыс.км, а диаметр Марса 6,35 тыс. км, тогда длина экватора Марса 6,35х3,14=19,939

(Слайд 14) Станция – Фобос. Это спутник Марса, чуть больше Деймоса. Оба спутника открыты в 1877г. Американским астрономом Асафом Холлом.

(Внимание! Посадка невозможна, спасайтесь!)

Я совсем забыла Вам сказать, что в переводе с греческого языка названия спутников Марса «ужас» и «страх». Что ж, тогда попробуем совершить посадку на Марс! Марс – планета Солнечной системы, 4 по расчету от Солнца. Она совершает вращение вокруг Солнца примерно за 2 года. Вокруг своей оси она совершает оборот за одни сутки, т.е. как и Земля.

7. Домашнее задание

(Слайд 15) На краю стола лежат карточки с заданиями, в которых нужно заполнить пропуски. Это будут Вашим домашним заданием. (Приложение 7)

1 вариант

r 1,2 1,5 4,1
d 2,4 3 8,2
c 2,4 π 3 π 8,2 π

2 вариант

r 1,4 1,6 5,1
d 2,8 3,2 10,2
C 2,8 π 3,2 π 10,2 π

– Петя, как мы можем заполнить таблицу? Какие формулы будем использовать, (Маша)?

Чему равно π (Миша)? Поднимите руку кому не понятно?

Еще дома вам нужно будет нарисовать у себя в тетрадях рисунок, отражающим содержание урока. Открыли дневники, записали: вставить пропуски и нарисовать рисунок (учитель проходит смотрит все ли записывают.)

8. Итог урока

(Слайд 16)

– Марсеане приготовили нам вопросы. Только если мы на них ответим, сможем вернуться обратно на Землю. (Учитель читает вопросы по листочку) (Приложение 8)

– Кто был первым космонавтом? (Ю.А. Гагарин)

– Что вы можете о нем рассказать? Что вы узнали на уроке? Чему равна длина окружности? Чему равно π? Какая планета в Солнечной системе 4-я от Солнца?

(Выслушиваются ответы детей.)

– Итак, мы вернулись на Землю. Но не для всех детей полет был легким.

Коля, Саша, Маша, отлично перенесли полет, Таня, Петя, Гриша – хорошо. Молодцы, главное, что мы вернулись домой Испытание выдержали все.

(Если есть время, учитель раздает карточки с изображением горы) Ребята, давайте оценим нашу работу на уроке. Перед вами карточка с изображением горы. Если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке, усвоили понятие длины окружности, разобрались, как можно найти число пи, то нарисуйте себя на вершине самой высокой горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже. (Приложение 9)

Я себя нарисовала на вершине горы, потому что организовала нашу совместную работу по добыванию новых знаний.

– Покажите свои рисунки.

(На слайде 17 поочередно появляются смайлики.)

У вас на парте лежат смайлики (Приложение 10), выберите одну из коробочек, которые стоят на выходе из класса по вашему настроению и опустите в одну из них смайлик. Красная коробочка – урок понравился (показывает улыбающегося смайлика), желтая – могло бы быть и лучше (показывает равнодушного смайлика), зеленая – урок не понравился (показывает не улыбающегося смайлика).

– Ребята, поскольку мы достигли цели нашего урока, то настроение у меня вот такое: (учитель показывает солнце).

А какое настроение у вас?
Спасибо вам за урок.
Не забудьте за смайлики.
Встали все, до свидания.