Место, где человек родился, он называет своей родиной. Землю, на которой издревле жили отцы и деды, именует Отечеством, Отчизной, отчим краем. Но живя на русской земле, считая ее своей по праву, часто ли мы вспоминаем тех, кто обитал на ней раньше нас и для кого она тоже была родиной?
Наши далекие предки прорубали путь сквозь дремучие леса, пробирались через топкие болота, по течению малого лесного ручейка шли к руслам больших рек и там, выдолбив из стволов узкие длинные челны, плыли дальше предположительно с северо-запада на юго-восток. Движение это было медленным, но остановить его было невозможно. Оно продолжалось целое тысячелетие. Так заселялась среднерусская равнина.
Вопрос: Назовите первый известный текст, повествующий о жизни наших предков. Кем и когда он был составлен?
Ответ: “Нестор, инок монастыря Киево-Печерского, прозванного в дальнейшем отцом российской истории (XI век): одаренный умом любопытным слушал со вниманием изустные предания древности, народные исторические сказы: видел памятники, могилы князей; беседовал с вельможами, старцами киевскими, путешественниками, жителями иных областей российских, читал византийские хроники, записки церковные и сделался первым летописцем нашего отечества, составив первую летопись “Повесть временных лет”.
Вопрос: Какими видели славян историки и путешественники?
Ответ:
- Некоторые историки разделяли славян на два основных типа: светловолосые небольшого роста и темноволосые высокого роста.
- Византийские и арабские писатели VI-IX век знают славян как высоких блондинов.
- Прокопий – византийский писатель, историк, живший в 6 в., говорит, что славяне очень сильны, высокого роста, цвет волос имеют не темный, не слишком светлый, но все они рыжие.
- У арабов славяне всегда именуются русыми.
Предки наши были язычники, идолопоклонники, т.е молились идолам и приносили им жертвы, даже иногда человеческие. Богов у них было много, но главным божеством был Перун – бог грома и молнии, войны и мира. Славяне представляли его высоким, плечистым, черноволосым и черноглазым человеком с золотой бородкой. В правой руке у него лук, в левой кочан со стрелами. Он мчится по небу в колеснице и пускает огненные стрелы.
Вопрос: Каких еще славянских богов вы можете назвать?
Ответ: Почитали также бога ветра Стрибога. Покровителя стад, бога скота называли Велесом. Все они считались детьми одного божества _ бога неба Сварога. Верили и в низших божеств: в лесу, по древнему верованию наших предков, жил лесной бог – леший, в воде – водяной, в руслах рек – русалки. Особенно чтили домашнего бога – домового.
С музыкой рождалось и стихотворство. Одни песни народные славили мужество и память великих предков, другие – уводили от житейских горестей. Пожалуй, народные песни о старине, былины могут дать ответ на вопрос: “Откуда есть пошла земля русская?”
Вопрос: Каких былинных героев вы знаете?
Ответ: Только самых главных героев русского героического эпоса – более 50. Их именами, как правило, названы былины, различавшиеся самими сказителями, не по темам, а по именам, про кого былина: про Илью Муромца, про Добрыню, про Алешу, про Чурилу, про Никиту Кожемяку… Женских персонажей можно назвать несколько десятков: Авдотья Рязаночка, княгиня Апраксия, Забава Путятична, Марья лебедь белая…
Все тяжелее нашим предкам становилось жить разрозненно. Между славянскими племенами не было согласия. Некоторые племена, рассудив, что добру от этого не бывать, решили выбрать себе князя, но не из своих, а из чужих, что бы своим родным не потакал. Для этого отправлены были за море к соседнему варяжскому племени послы и велено держать им такую речь: “Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и володеть нами”. Три князя, Рюрик и два брата его, пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началось в 862 г. по Рождестве Христовом Русское государство.
Цель: Пополнить знания об истории нашей Родины; расширять представления учащихся о жизни и бытие древних славян; формировать чувство патриотизма, любви к Родине.
Оформление: Книжная выставка “Древняя Русь”, презентация(Приложение 1), аудиозаписи.
Звучит музыка, слайд 1,2.
Ведущий 1:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле бога самого
Самостоянье человека, –
Залог величия Его.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Без них наш целый мир – пустыня,
Душа – алтарь без божества.
(А.С. Пушкин 1830 г.)
Ведущий 2: Место, где человек родился, он называет своей родиной. Землю, на которой издревле жили отцы и деды, именует Отечеством, Отчизной, отчим краем. Но живя на русской земле, считая ее своей по праву, часто ли мы вспоминаем тех, кто обитал на ней раньше нас и для кого она тоже была родиной? Слайд 3
Ведущий 1: Наши далекие предки прорубали путь сквозь дремучие леса, пробирались через топкие болота, по течению малого лесного ручейка шли к руслам больших рек и там, выдолбив из стволов узкие длинные челны, плыли дальше предположительно с северо-запада на юго-восток. Движение это было медленным, но остановить его было невозможно. Оно продолжалось целое тысячелетие. Так заселялась среднерусская равнина.
Вопрос: Знаете ли вы, как происходило расселение славян? слайд 4
Ответ: Славяне, сначала селились по нижнему течению Дуная и заняли земли к северу от него, вплоть до Карпатских гор. На Дунае жить было привольно: климат теплый, земли плодородные, растительность богатая. Не ушли бы они по своей воли, да стали их теснить другие народы. Пришлось славянам раздробиться и двинуться на север, спасаясь от врагов. Слайд 5
Часть их все таки осталась на Дунае. От этих славян ведут начало сербы и болгары. Те, что пошли на север, северо-восток, расселились по Днепру и его притокам да по Ильменю и Волхову. Эти славяне и были нашими предками. От них ведет начало русский народ. Слайд 6
Ведущий 2: Славяне разделились на несколько племен, которые назывались так: поляне, северяне, кривичи, ляхи и др. только одно племя не имело особого имени и называлось просто славянским. Племя это осело по берегам Ильменя и Волхова, в нынешней Новгородской области. Слайд 7
Ведущий 1: Наши предки старались селиться по берегам рек и озер. К выбору мест относились придирчиво: нужна была непременно близость к воде, лучше всего к речному устью, богатому рыбой. Нужны щедрые леса и луга. Нужна была земля, пригодная для пахоты. Для селения место выбиралось ровное, высокое на пригорке, что бы весеннее половодье ни подмывало жилище. Слайд 8
Ведущий 2: Ненастье и стужа заставили уже в древности предков наших задумываться о том, как бы получше устроить себе кров.
Ведущий 1: А климат тогда был очень суровый. Вот как рассказывает Н.м. Карамзин о том, какое впечатление произвел климат нашей страны на греческого историка Геродота: “Он за чудо сказывает своим единоземцам, что зима продолжается там восемь месяцев, и воздух в сие время, по словам скифов, бывает наполнен летающими перьями, т.е. снегом; что море Азовское замерзает, жители ездят на санях чрез неподвижную глубину его, и даже конные сражаются на воде, густеющей от холода; что гром гремит и молния блистает у них единственно летом”.
Явления эти, привычные для нас, северных людей, конечно, удивляли жителей такой теплой и благодатной страны, как Греция.
Ведущий 2: Непогода заставила славян обмазывать свои плетеные шалаши глиной. Там, что вдоволь было леса, научились делать стены из плотно сложенных бревен и строить избы.
Ведущий 1: Печей и дымовых труб совсем не умели складывать, а устраивали среди жилищ очаги, где и разводили огонь; дым уходил в отверстие в крыше или в стене. Скамьи, столы и домашняя утварь делались из дерева.
Вопрос: Какое занятие древних славян удивляло путешественников?
Ответ: Баня. Изумленный путешественник писал: “Удивительное видел я во Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и разожгут их до красна, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеную, и только так оживут. И творят это всякий день, никем же немучимые, но сами себя мучат, и тот совершают омовение себя, а не мученье”. Слайд 9
Вопрос: Назовите первый известный текст, повествующий о жизни наших предков. Кем и когда он был составлен?
Ответ: “Нестор, инок монастыря Киево-Печерского, прозванного в дальнейшем отцом российской истории (XI век): одаренный умом любопытным слушал со вниманием изустные предания древности, народные исторические сказы: видел памятники, могилы князей; беседовал с вельможами, старцами киевскими, путешественниками, жителями иных областей российских, читал византийские хроники, записки церковные и сделался первым летописцем нашего отечества, составив первую летопись “Повесть временных лет”.
Ведущий 2: Предки наши называли себя славянами, производя это слово от “слава”, означавшее тоже, что и хвала. Называли они себя и словенами, т.е разумеющими слово. Слайд 10
Ведущий 1: Каковы же были древние славяне? Н.М. Карамзин пишет, что “историки того времени изображают их бодрыми, сильными, неутомимыми. Греки же хвалят их стройность, высокий рост и мужественную приятность лица. Загорая от жарких лучей солнца, они казались смуглыми и все без исключения были русыми, подобно другим коренным европейцам”. Слайд 11
Ведущий 2: Русский поэт XIX века А.Н.Майков в стихотворении “Никогда” так представлял первую встречу славян с римлянами. Слайд 12
И с престола римский царь
Говорит с послами,
Незнакомый люд стоит
Пред его очами.
Молодец все к молодцу:
Кудри золотые
Густо вьются по плечам,
Очи – голубые;
Словно все в одно лицо
Та ж краса и сила,
Словно всех-то их одна матерь породила. Слайд 13
Вопрос: Какими видели славян историки и путешественники?
Ответ:
- Некоторые историки разделяли славян на два основных типа: светловолосые небольшого роста и темноволосые высокого роста. Слайд 14
- Византийские и арабские писатели VI-IX век знают славян как высоких блондинов.
- Прокопий – византийский писатель, историк, живший в 6 в., говорит, что славяне очень сильны, высокого роста, цвет волос имеют не темный, не слишком светлый, но все они рыжие.
- У арабов славяне всегда именуются русыми. Слайд 15
Ведущий 1: Рассказывают, будто славяне были так честны, что в обещаниях своих вместо клятв говорили только: “ Если я не сдержу моего слова, да будет мне стыдно!” – и всегда исполняли обещанное; так храбры, что и отдаленные народы боялись их. Обычаи гостеприимства были настолько важны, что наказывался всякий, у кого гость чем-нибудь оскорблен был. Выходя из дома, славянин не запирал дверь и на столе оставлял разную еду, на случай если зайден странник. У них не считалось даже бесчестьем, если хозяин за бедностью украдет что-нибудь для гостя. Слайд 16
Ведущий 2: Славяне жили родами, т.е. каждый со всеми людьми, находившимся с ним в родстве. Глава целого рода назывался князем, он был, как правило, старший и мудрейший. Ему все оказывали большие почести; он творил суд и правду между родичами.
Ведущий 1: Славяне своими нравами производили на иностранцев выгодное впечатление:” в них нет ни зложелательства, ни коварства, – говорил один византийский писатель, – они любят свободу, не выносят ига рабства и повиновения, соблюдают целомудрие и исполнены мужества и кротости; честность их такова, что им вовсе не известно воровство и обман”.
Ведущий 2: Родителей славяне почитали, заботясь об их старости.
Вопрос: Но не для всех племен характерны такие нравы. Что вы можете сказать о древлянах, северянах, радимичах?
Ответ: Как писал Н.М. Карамзин, “древляне имели обычаи дикие, подобно зверям. Питались всякой нечистью; в распрях убивали друг друга; не знали браков, но уводили и похищали девиц. Северяне, радимичи и вятичи уподоблялись нравам древлян; многоженство было у них в обыкновении”
Ведущий 1: Женщины у славян не были в таком унижении, как у других необразованных народов; до замужества им была дана полная свобода. По славянскому обычаю, можно было иметь несколько жен, но больше одной имели только богатые, потому что за каждую жену нужно было давать плату родителям невесты. Любовь славянских жен к мужьям была очень велика, так что нередко по смерти мужа жена сама убивала себя, что бы быть с мужем и на том свете. Слайд 17
Ведущий 2: Предки наши были язычники, идолопоклонники, т.е молились идолам и приносили им жертвы, даже иногда человеческие. Богов у них было много, но главным божеством был Перун – бог грома и молнии, войны и мира. Славяне представляли его высоким, плечистым, черноволосым и черноглазым человеком с золотой бородкой. В правой руке у него лук, в левой кочан со стрелами. Он мчится по небу в колеснице и пускает огненные стрелы. Слайд 18,19,20
Вопрос: Каких еще славянских богов вы можете назвать? Слайд 21,22
Ответ: Почитали также бога ветра Стрибога. Покровителя стад, бога скота называли Велесом. Все они считались детьми одного божества _ бога неба Сварога. Верили и в низших божеств: в лесу, по древнему верованию наших предков, жил лесной бог – леший, в воде – водяной, в руслах рек – русалки. Особенно чтили домашнего бога – домового. Слайд 23
Ведущий 1: Солнце славяне праздновали несколько раз в году. Праздник Коляда был в конце декабря, когда солнце поворачивает на весну и дни начинают прибывать. В это время ходили из дома в дом славили божество и собирали подаяние, что бы принести богу жертву. Этот языческий обряд сохранился на Руси во многих местах и поныне: колядуют в сочельник перед Рождетсвом слайд 24
Ведущий 2: Другой праздник был весенний, его справляют и теперь и называют Масленицей. Весну обыкновенно встречали на красной горке и водили хороводы, а зиму сжигали, сделав для этого женское чучело. Слайд 25
Ведущий 1: Еще большой праздник у славян был 23 июня и назывался Купала. Вечером в этот день собирали травы, купались, зажигали костры и прыгали через них. Приносили в жертву солнцу белого петуха, а чучело топили в воде. Этот праздник справляют у нас и поныне, только называют его не просто Купалой, а Иваном Купалом, потому, что он приходится на Иванов день.
Вопрос: Какие языческие праздники и обряды сохранились и после введения христианства на Руси? Слайд 26
Ответ: Масленица. Справляли масленицу в старину, славя Власьев день, отзываясь на доброе покровительство скотьего бога Велоса. Из далекой древности дошли до нас поверья о Велосе, что пособлял крестьянскому хозяйству. У Велоса борода в масле. Пышки, блины пеклись – чевствоали Велоса.
Пасха. Воскрешение. Наши предки верили, что жизнь не уходит навсегда; будь то время года, трава, звери, птицы или сам человек, всему придет время возвращения. Вешнее солнышко, по словам наших предков, воскрешает и землю. Воскрешение – возвращение к жизни, духовное обновление.
Троица. В русской обрядовой традиции этот праздник связан с культом березы. В этот день девушки завивали березки. Завивание березки – обряд из далекой древности. Девушки верили, что свяжут крепко-накрепко думы свои с крепко полюбившимся парнем.
Покров 14 октября. Каков Покров – такова и зима. Считалось, что в Покров надобно натопить избу без дров, т.е. утеплить.
Солнцеворот. День солнцеворота отмечен в русском календаре 25 декабря. В древних календарях, на притолке амбарных дверей, на прялках изображали солнечный знак – оберег в виде косого креста. И поныне, считается, что с 25 декабря солнце – на лето, зима – на мороз
Ведущий 2: Было у славян божество, который называлось Живый. Славяне думали, что Живый оборачивается весною в кукушку, и поэтому спрашивали у кукушки, кому сколько лет жить. Ныне в Живого никто не верит и мало кто про него слыхивал, а про года у кукушки все также спрашивают.
Ведущий 1: Было у наших предков верование в загробную жизнь. Покойников своих они закапывали в землю, но чаще сжигали. С покойным зарывали в могилу или клали в костер с ним пожитки его, утварь, а так же оружие и боевого коня, если покойник был воином. Предки наши верили, что умершие снова воскреснут, и тогда им понадобится все, что помогало им в жизни.
Звучит музыка слайд 27,28
Ведущий 2: Наши предки умели наслаждаться и музыкой. Вот что мы читаем об этом в “Истории государства Российского”: “Северные венеды в VI веке сказывали греческому императору, что главное услаждение жизни их есть музыка и что они берут обыкновенно в путь с собой не оружие, а гусли, ими выдуманные”. Слайд 29
Ведущий 1: С музыкой рождалось и стихотворство. Одни песни народные славили мужество и память великих предков, другие – уводили от житейских горестей. Пожалуй, народные песни о старине, былины могут дать ответ на вопрос: “Откуда есть пошла земля русская?”
Вопрос: Каких былинных героев вы знаете? Слайд 30,31
Ответ: Только самых главных героев русского героического эпоса – более 50. Их именами, как правило, названы былины, различавшиеся самими сказителями, не по темам, а по именам, про кого былина: про Илью Муромца, про Добрыню, про Алешу, про Чурилу, про Никиту Кожемяку… Женских персонажей можно назвать несколько десятков: Авдотья Рязаночка, княгиня Апраксия, Забава Путятична, Марья лебедь белая… Слайд 32,33.34
Ведущий 2: Одежду славяне шили из тканей, а так же шкур диких и домашних животных. Мужчины надевали порты из холста и на плечи накидывали рубахи: в холодное время окутывались кожухами и мехами, на ноги обували лапти, сплетенные из липового лыка, кожаные сапоги. Верхним платьем, служившим защитой от холода и непогоды был плащ – четырехугольный кусок какой-либо ткани, который набрасывался на левое плечо, так что бы правая рука осталась свободной, готовой к защите и нападению. Люди состоятельные носили одежды более пышные и богатые. Византийские летописцы отмечают, что славяне особой роскошью не отличались. Слайд 35,36
Ведущий 1: Женщины носили более длинные рубахи и такие же плащи, как у мужчин. В те давние времена, как и сейчас, любили женщины наряжаться: украшали себя кольцами, серьгами, ожерельями. Слайд 37
Ведущий 2: Посуда и разные предметы домашнего обихода славян были из дерева и глины. Глиняные сосуды изготавливались руками, позднее в употребление вошел гончарный круг. Слайд 38
Ведущий 1: Все тяжелее нашим предкам становилось жить разрозненно. Между славянскими племенами не было согласия. Некоторые племена, рассудив, что добру от этого не бывать, решили выбрать себе князя, но не из своих, а из чужих, что бы своим родным не потакал. Для этого отправлены были за море к соседнему варяжскому племени послы и велено держать им такую речь: “Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и володеть нами”. Три князя, Рюрик и два брата его, пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началось в 862 г. по Рождестве Христовом Русское государство. Слайд 39
Ведущий 2:
В Киеве ясном и пасмурном Суздале,
В холмной Москве и болотистом Питере,
Сжав топоры,
Внедряясь в боры,
Строили наши прародичи Русь.
Строили долго, с умом и без устали, –
Ворога выгнав и зверя повытуря,
Чащу паля, чапыжник валя,
Двигались дальше под пламень и хруст.
Били меж делом лисицу и соболя,
Дело же делали в лад, не в особицу –
Клали сосну, бревно к бревну
Крепко вбивали в них гвоздь за гвоздем.
Глядь – табуны по проталам затопали,
Ульи поют, и смола уж топится.
Первые ржи, сияют в глуши…
Пахнет в ней дымом и хлебом – жильем.
Встретятся с мерею, с чудьей, с ордынцами,
– Бьются, бывало, иль мудро хоронятся.
Взор – вдалеке,
Свое – в кулаке.
Идут или ждут – усмехаются в ус.
И зацвели городки за детинцами –
Вышки, избушки, соборы и звонницы
В пестром письме, в резной бахроме,
В светлых трезвонах…
Так строилась Русь. Слайд 40
Ведущий 1: Таким было наше прошлое – а лучше сказать наше начало.