Нетрадиционная форма работы с родителями. Тема: "О чем плачет березка"

Разделы: Работа с дошкольниками


Одна из моих тем является экологическое воспитание. В прошлом году мы участвовали в городском конкурсе “Эколидер” показали открытое мероприятия в рамках этого конкурса. Очень много внимания уделяем взаимодействия с родителями. Работу с ними ведем нетрадиционными методами. Главное в нашем общении с детьми – личный пример и не только нас педагогов. А в первую очередь – родителей.

Для себя мы определи основные направления работы с родителями:

1. Экологическая информация:

– Данные об экологической ситуации в городе;

– Информация о зависимости состояния здоровья ребенка от качества окружающей среды;

– Комнатные, лекарственные, пищевые растения;

– Выбор экологически безопасных мест для прогулок с детьми;

– Развитие ребенка как личности в процессе экологического образования.

Экологическую информацию родители получают на родительских собраниях, консультациях, через ДОУ в Дни открытых дверей и т.д.

2. Совместная деятельность с детьми:

– Участия в экологических праздниках;

– Совместный уход за животными и растениями;

– Сбор коллекций;

– Выставка совместных рисунков, макетов, поделок из бросового материала;

– Помощь в оборудовании уголка природа;

– Выпуск стенгазет природоведческого характера.

Совместно с родителями проводим народные праздники: Масленицу, Рождество, Пасху, Капустную вечеринку, праздник сороки. Родители приходят в детский сад не только для того, чтобы увидеть народный праздник, но и чтобы деятельно участвовать в них. Народный праздник – не концерт и не смотрины. Это не выдуманный сценарий, где все спланировано до мельчайшей реплики. Это наши старинные обряды, это активные совместные действия и общение людей друг с другом и с природой.

В группе имеется журнал “прикоснись к природе сердцем”. Он обновляется с каждым новым временем года. Родители приносят статьи для него: стихи, пословицы, зарисовки, рисунки, рецепты, фотографии т.д. Такая совместная работа также помогает привить у детей и родителей бережно относится к ней.

Природоохранные акции, приведение акций с детьми дошкольного возраста стало одной из интересных форм работы.

Акция – это ряд действий, предпринимаемых для достижения какой-либо цели, прежде всего для формирования у детей и взрослых определенных нравственных качеств, решения познавательных задач. Так, например, в экологических акциях это формирование экологической культуры, экологического сознания и экологического мировоззрения. Многие акции рождаются как реакция на что-то. Например, акция “Берегиня” – на нерациональное использование воды детьми и взрослыми, “Берегите первоцветы”, “Елочка-зеленая иголочка” – на уничтожение людьми первоцветов и елок. Акция включает в себя как работу с детьми, так и с родителями. Составляется план ее проведения.

Все акции проводятся по схеме: серия занятия с детьми, проведения с ними экскурсий, игр, опытов, чтение художественных произведений. Для родителей оформляется тематические ширмы, пишется объявление о начале и целях акции. Родители привлекаются к проведению экскурсий. Изготовлению дома с детьми плакатов, рисунков, поделок. Все это выставляется в фойе групп и детского сада. Таким образом, активная жизненная позиция взрослых членов нашего коллектива и семьи последовательно передается детям.”

Мы педагоги вместе с родителями стремимся воспитать своих детей “экологически” и тогда мы воспитаем психически здоровое, уравновешенное, эмоциональное открытое поколение, которому предстоит жить в XXI веке”.

Цель урока: познакомить детей с Всемирным днем окружающей среды – 5 июня.

– Формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля.

Уточнить предоставления о разном значении березы и жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном посредством выразительного исполнения ими песен, хороводов, игр, стихотворений.

– Закрепить знание детьми пословиц, загадок, стихов, примет связанных с березой.

– Познакомить с традициями празднования Троицы.

– Развивать музыкально-творческие способности.

– Создать радостное настроение у детей и взрослых от совместного творчества.

Предшествующая работа: Проведение акций: “Берегите березу”, “Земля– наш дом”, разучивание стихов, песен, хороводов о березе.

Оформление: Зал украшен в виде лесной полянки, в середине бутафорская березка.

Ход мероприятий

Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас. Пятое июня – Всемирный день охраны окружающей среды! А что же такое окружающая среда?

1 ребенок: Все – от тополя у забора. До большого темного бора и от озера до пруда – Окружающая среда.

2 ребенок: А еще медведь и лось, и котенок Васька, небось?

1 ребенок: Даже муха!

2 ребенок: Вот это да! – Окружающая среда.

1 ребенок:

Я люблю на озере тишь
И в саду отраженье крыш,
Брать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису.
Я люблю тебя навсегда,
Окружающая среда.

Ведущий: В июне 1980 года в нашей стране был принят Закон об охраге природы, животных и воздуха.

Ребенок: Дерево, трава, цветок и птица. Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.

Ведущий: Величава, богата, могущественна природа Родины. Но и зеленый лес-великан, и прозрачный ручеёк за околицей и муравейник среди малинника, и звонкоголосые птицы – все нуждаются в нашей защите.

Ребенок:

Все-все на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны,
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже хищников – злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд – кто делает мед
И кто делает яд.
Плохи дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки!
Да! Если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны. (Б.Заходер)

Ведущий: Дети, а хотите отправиться в лес? Тогда в путь!

Входит Лесовичок

Лесовичок: Всем моим хитрющим девчонкам и хулиганистым мальчишкам огромный чащобный привет! Ясного вам солнышка и теплого летного ветра! Я старый Лесовичок, узнали? Вот, с гостинцем к вам нынче пожаловал.

Дети встают вокруг березки

1 ребенок: Зеленая, раздольная, ты гибче камыша, березка белоствольная. Ну всем ты хороша!

2 ребенок: Видны тропинок кончики, и звон прошелся вдруг, как будто в колокольчики ударили вокруг!

3 ребенок: У красы березки платье серебрится, у красы березки в золоте косицы.

Вместе: Защитить березку мы бежим гурьбою, чтоб краса березка выросла большую.

Ведущий: Сколько добрых слов сложено о нашей красавице – кудрявой березке. И вот одна из них:

Береза – лебедь белая,
Рядком с тобою стою.
Тебе, моя не смелая,
Я песенку пою.

Хоровод “Ай да березка” музыка Т.Потапенко

Мы вокруг березки встанем в хоровод.
Радостно и звонко каждый запоет.
Ай, да березка, белый ствол!
Зеленей, зеленей ты листвой!
Яркие платочки в руки мы возьмем,
У березки стройной пляску заведем.

Припев:

К вечеру мы дружно скажем ей “Прощай!”
Ты без нас, березка в поле не скучай! (садятся на место)

Ведущий: Дети, а как люди называли березку? Да кудрявой, да стройной, тонкой, белой. Пушистой, веселой, да и мы сегодня с вами сказали ей не мало красивых слов: лебедь, белая. Березка белоствольная, краса березка. Но самые главные слова для березки: Защитить березку, мы бежим гурьбой, чтоб краса березка выросла большой.

Лесовичок: Интересно, чтобы сейчас нам сказала бы березка за такие добрые слова, если бы она заговорила. Хотите, чтобы она ожила? Тогда давайте закроем глаза и скажем:

“Березка, березка. К нам приди!
Березка, березка, с нами поговори!
Березка, березка, мы тебя защитим!
Березка, березка, в обиду на дадим!”

Убирается бутафорская березка и на ее место приходит ребенок – березка. Она плачет.

Лесовичок: Что с тобою, березка, что ты плачешь?

Березка: Я услышала ваши добрые слова, от них любое растение заговорит. Но не все задумываются над тем, что я березка, так похожа на людей. Есть у меня руки – веточки, и волосы – листва, что прядями разбегаются на ветру, и кожа – белая кора и есть кровь – березовый сок. Только он светлый. Прозрачный, точно вода. Он теплого весеннего солнца “кровь” играет – поднимается по стволу вверх, к веточкам, чтобы напоить их жизненной силой. Тогда люди делают в стволе отверстие и вставляют трубочку. Тут сок и начинает капать в бутылочку. На ране появляется красная полоса и в народе говорят: “Плачет береза кровавыми слезами”.

Ведущий: А сейчас поиграем “Кто быстрее поможет Березке”. Нужно пройти по дощечкам и не помять травы. Дощечки, окруженные травой, выкладываются в два ряда. Побеждает тот, кто приходит первым и не оступиться.

Березка:

Чуть солнце пригрело откосы,
И стало в лесу потеплей,
Мои зеленые косы
Развесились с тонких ветвей.
Я в белое платье одета,
В сережках в листве кружевной,
Встречаю горячее лето
Я на опушке весной.

Ребенок:

Наряд ее легкий чудесен, нет дерева сердца мелей,
И столько задумчивых песен
Поется в народе о ней!
Он делит с ней радость и слезы,
И так уж она хороша,
Что кажется – в шуме березы
Есть русская наша душа.

Березка: Да, я сейчас слышала, как вы песню обо мне пели

Ведущий: Значит, вы растения, тоже слышите как животные и мы люди.

Березка: Еще как! Стоило услышать мелодичную песню, которую вы сейчас спели, так я сразу подросла и похорошела. Мы растения, да и животные не любим шума и издалека слышим, когда идет добрый или злой человек. Мы запоминаем даже того человека, который обрывал с нас листочки.

Лесовичок: Что,что ты сказала, Березонька? Вы растения, тоже чувствуете боль?

Березка: Конечно, чувствуем, вот также как и дети. Ребята, сожмите себе пальчики, сильнее еще сильнее. Чувствуете, вам становиться все больнее и больнее. А если нечаянно пораните его? Вам становиться очень больно, от чего маленькие дети часто кричат, плачут. Точно также и у растений. Стоит прикоснуться руками к листочку, но и все части растения.

Ведущий: Значит, растения тоже чувствуют боль, только не могут убежать и сказать об этом?

Березка: Да! У всех растений как будто устали ноги. Они всегда находятся на одном месте. И нельзя им убежать, спрятаться, скрыться и защититься. Все, что хотят дети, то с ними и делают: пройдет один-сорвет цветок. Второй-сломит верхушку дерева, и оно никогда не поднимется высоко, а третий– для забавы обломает веточку. Оборвет листья. Вытопчет траву и даже не сразу вспомнит, что растению не только больно. Но оно может погибнуть.

Ведущий: Успокойся, Березонька! Наши дети совсем не такие. Сейчас ты убедишься.

Игра “Мы березку вылечим” Дети становятся вокруг березки, выполняют соответствующие движения.

Все ребята стали в круг у березки белой. Только березка у окна все стоит, стоит одна. Что Березка, что с тобой? С нами вместе песни пой и поверь нам, не сердись. В круг наш дружный становись.

Березка: Ох ребята, не могу…надломил березку кто-то.

Дети: Ох, медведь твоя работа? Мы березке ствол подвяжем. Уходя, кудрявой скажем: – Ты не сохни, не болей, поправляйся поскорей!

Ведущий: Родители, а вы знаете приметы, связанные с березой?

– Весной у березы течет много сока – лето будет дождливым.

– У березы началось движение сока – наступит теплая погода.

– Если в начале октября на березе листья опадут не полностью– жди позднего снега и холодную зиму.

А сейчас закончите примету, которую я начну:

В мае соловей защелкал,….. (значит, береза лист пустила)

Соловей запевает, когда жжет…. (напиться росы с березового листа)

Дети, почему люди придумали о березе такие загадки?

– Стоят в поле сестрички: платья белены, шапочки зелены.

– Летом цветет. Зимой греет, настанет весна потечет слеза.

– Ее узнают по простой примете: нет дерева белей на свете

– Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.

А теперь тот же вопрос родителям:

– Стоит Аленка, платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан.

– Летом мохнатенькие, зимой сучковатенькие, где они стоят, там и шумят, на четыре дела годятся: первое горницу освещать, другое – стужу согревать, третье – скрип колес унимать, четвертое – чистоту соблюдать (лучина, дрова, деготь, веник)

Родители, а символом какого народного праздника является березка? Да Троицы, которая отмечается через 50 дней после Пасхи, и в этом году этот праздник почти совпадает с Днем охраны окружающей среды. А кто знает, как его праздновали?

Родители: Ходили в лес. Девушки тайно сплетали вершины молодых березок ленточками. При этом загадывали о своей судьбе. Одну из девушек украшали ветками березки, цветами. Она становилась деревцем. Березку ласково называли “гостейкой”, “кумушкой”, “венком”, “цветком”. Около нее, или около настоящей березки водили хороводы, пели песни ей.

Ведущий: Давайте вместе с родителями тоже заведем хоровод.

Хоровод “Во поле березка стояла”.

Лесовичок: Дети, родители ответьте на вопросы:

– Сколько лет живет березка? (80-100 иногда и больше)

– Береза – светолюбивое или теневыносливое дерево? (светолюбивое)

– Когда на березке появляется сережки? (в апреле, мае. Сначала появляются зеленые листья, а потом сережки)

Какие грибы растут на березках? (березовый гриб чага)

– Какую краску получают из листьев березки? (желтую)

– Какие грибы растут под березой? (Сморчки, белые,подберезовики)

Ведущий:

В старину о березке говорили:
Первое дело – мир освещать,
Второе дело – скрип утешать,
Третье дело – больных исцелять,
Четвертое дело – чистоту соблюдать.
Расшифруйте значение каждого дела.

  1. Избы освещали лучиной. А лучину щипали березовую– она хорошо горит, почти без копоти.
  2. Колеса телеги смазывали дегтем, приготовленным из коры березы, чтобы они не скрипели.
  3. Больных исцеляли отваром березовых почек. Он успокаивал боль, заживлял раны.
  4. Парились в бане с березовыми вениками. Использовали в быту и березовые метлы.

Березка: Как же вы много знаете обо мне, ребята! Когда вы будите во дворе. В парке или в лесу, внимательно посмотрите на каждое растение и постарайтесь его меньше обижать. Мы от этого так страдаем. А теперь закройте глаза и послушайте музыку, которую я вам дарю.

Исполняется русская народная песня “Ах ты береза”. В зал вносится бутафорская березка.

Ведущий:

Береза моя, березонька,
Береза моя белая,
Береза раскудрявая!
На тебе, березонька, листья зеленые!
Под тобой березонька, трава шелкова,
В близь тебя, березонька,
Наши дети домой идут
Пора нам дети домой возвращаться!

Лесовичок: Спасибо, ребята что пришли ко мне в гости в мой лес. Помните, что вы в ответе за лес, за землю, за всех животных и растений.

Давайте, люди дружить друг с другом,
Как птица с небом, как ветер с лугом
Как ветер с морем, трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми с нами.
Как хороши приглядитесь,
Клены, березы и ёлки!
Пенью у птицы учитесь,
А трудолюбию у пчелки.
Наша планета Земля
Очень щедра и богата.
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята!

Ведущий: Спасибо тебе за все, Лесовичок, а сейчас мы с ребятами и родителями пойдем на улицу и развесим плакаты в защиту природы на разных зданиях, чтобы не только мы, но и все жители нашего микрорайона знали, что надо беречь окружающую среду.

Дети поют песню “Солнечный круг”, собираются и идут вешать плакаты на зданиях микрорайона.