Пояснительная записка
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сензитивный период развития. В любом речевом высказывании проявляется целый ряд умений: быстрая ориентировка в условиях общения, умение спланировать свою речь и выбрать содержание, а для этого надо найти языковые средства для его передачи.
Цель занятия: активизировать нравственно-мыслительную аналитическую работу ума ребенка (самопознание, самовоспитание собственной личности); развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека.
Обучающие задачи: продолжать воспитывать навыки культурного общения: слушать друг друга, не перебивать, соблюдать в беседе очередность, доброжелательность.
– закреплять умение образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме, учить образовывать слова во множественном числе и родительном падеже;
– упражнять в правильном произношении звуков с – ш в словах и фразах, упражнять в развитии голосового аппарата, темпа речи;
– учить составлять интересные рассказы о товарищах по группе (описание внешности и характера), вызвать у детей интерес и доброе отношение друг к другу;
– активизировать словарный запас.
Материал к занятию: Зеркала на всех детей; костюм Бабушки-Загадушки; бумага; карандаши.
Ход занятия
1. Дидактическая игра “Какой это человек?”
Воспитатель: Ребята, очень часто людей сравнивают с разными животными или его поведением, внешностью, чтобы показать, какой это человек, какими чертами внешнего сходства он обладает с этим животным, или похоже двигается, ест, ведет себя с другими… Я вам сейчас буду называть такие определения, а вы мне объясните, какому человеку подходит такое определение (сравнение). Итак, начали.
Львиная грива. О каком человеке это можно сказать?
Дети: О человеке, у которого на голове пышная, огромная прическа, много волос.
Воспитатель: Крокодиловы слезы.
Дети: Так можно сказать о человеке, проливающем лживые слезы.
Воспитатель: Слоновый топот или топает, как слон.
Дети: Это человек с тяжелой походкой.
Воспитатель: Про кого можно сказать, что у него кожа, как у бегемота?
Дети: О человеке, которого ничем не удивишь. Это толстокожий человек.
Воспитатель: Обезьяньи ужимки.
Дети: Так говорят о том, кто любит кривляться.
Воспитатель: Черепаший шаг.
Дети: У человека, который очень медленно ходит.
Воспитатель: Вас ожидает сюрприз. Закройте глаза (наряжается в костюм Бабушки – Загадушки). Откройте глаза, мои внучатки! Это я к вам в гости пришла, Бабушка – Загадушка.
Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи – загадки?
Где отгадка, там конец.
Кто подскажет – молодец!
Загадка.
Ванька-встанька из волчка
В нем увидит толстячка.
Иностранка кукла Синди
В нем красавицу увидит,
Ну а мой знакомый Сашка
В нем увидит замарашку.
(Зеркало.)
Бабушка-Загадушка: Верно, верно! Угадали!
Будто где его видали!
Я не просто так пришла,
Зеркала вам принесла.
Раздает детям зеркала.
Попробуйте, ребятки,
Разгадать мои загадки.
Никто ответ не подскажет,
А зеркало вам их покажет.
2. Загадки.
Он бывает самым разным:
Добрым, вредным,
Гордым, важным,
Длинным, маленьким, горбатым,
Толстым, тонким, конопатым. (Нос.)У зверюшки – на макушки,
А у нас – ниже глаз. (Уши.)Два Егорки живут возле горки,
Живут дружно, а друг на друга не глядят. (Глаза.)За красными жердочками сидят белые курочки. (Рот: губы, зубы.)
Их не сеют, не сажают, они сами вырастают. (Волосы.)
Есть у радости подруга в виде полукруга.
На лице она живет, То куда – то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится. Грусть – тоска ее боится. (Улыбка.)
Бабушка-Загадушка: Какое слово среди ваших ответов было лишнее? Почему?
Дети: Это слово “улыбка”. Остальные слова обозначают части лица человека.
3.Воспитатель предлагает детям провести зарядку для язычка.
3. Дидактическая игра “Мой, моя, мое”.Язык кверху – ша, ша, ша, наша Маша хороша.
Язык книзу – са, са, са, укусила нос оса.
Язык кверху – ши, ши, ши, наши уши хороши.
Язык книзу – сы, сы, сы, у осы усы, усы.
Бабушка – Загадушка: Возьмите свои зеркала и рассмотрите свои лица. (Помогает детям наводящими вопросами.)
? Какие у тебя глаза? (Мои глаза серые, большие, красивые…)
? Какие у тебя волосы? (Мои волосы густые, длинные, блестящие…)
? Какой у тебя нос? (Мой нос длинный, тонкий, конопатый, курносый…)
? Какой у тебя рот? (Мой рот маленький, аккуратный…)
? Какие у тебя уши? (Мои уши небольшие, красивые…)
Бабушка – Загадушка просит двоих – троих детей описать свое лицо полностью.
4. Бабушка-Загадушка:
Для чего человеку руки? (Ноги? Голова? Глаза? Уши? И т. д.)
Воспитатель просит детей описать внешность и характер своего друга, а остальные дети должны угадать кто это. (3-4 описания, воспитатель помогает наводящими вопросами детям, имеющим трудности в описании. Остальные дети составляют описания в свободное время)
5. Физкультминутка.Дети выполняют движения согласно тексту.
6. Дидактическая игра “Один – много” (в кругу с мячом)Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели – встали, сели – встали
И на месте побежали.
Бабушка-Загадушка: Один – рот, а много?
Дети: Рты.
Бабушка-Загадушка: Один – нос, а много?
Дети: Носы.
Бабушка-Загадушка: Один – глаз, а много?
Дети: Глаза.
Бабушка-Загадушка: Одно – ухо, а много?
Дети: Уши.
Бабушка-Загадушка: Одна – шея, а много?
Дети: Шеи.
Бабушка-Загадушка: Одно – плечо, а много?
Дети: Плечи.
Бабушка-Загадушка: Одно – бедро, а много?
Дети: Бедра.
И т. д.
Бабушка-Загадушка предлагает детям отгадать загадку:
Что все это значит?
Дочка, а не плачет,
Спать уложишь – будет спать
День, и два, и даже пять. (Кукла)
(Воспитатель достает куколку) Рассмотрите мою куколку, какая она хорошенькая, маленькая. Так как куколка у нас маленькая, то и части тела у нее тоже маленькие.
7. Давайте поиграем в игру “Большой – маленький”.Бабушка-Загадушка: У вас, ребятки, есть рука, а у куколки? (Ручка)
У ребенка – нога, а у куколки? (Ножка)
У ребенка – голова, а у куколки? (Головка)
У ребенка – шея, а у куколки? (Шейка)
У ребенка – ухо, а у куколки? (Ушко)
У ребенка – нос, а у куколки? (Носик)
8.
Бабушка-Загадушка: А теперь мы отправимся с вами в страну настроений. Люди могут испытывать разные чувства. Попробуйте сейчас испытать и показать.
Осторожность
Передайте друг другу вазу так, чтобы она не разбилась.
Страх
Вы гуляете по лесу и вдруг… по ноге проползла холодная змея.
Веселье
Веселый клоун в цирке вас сильно насмешил.
Печаль, грусть
Ваш друг заболел и не пришел в детский сад.
Радость
Вы получили в подарок.
Счастье Закройте глаза. Вспомните или придумайте сами, когда человек ощущает счастье, какое оно? Откройте глаза! Покажите счастье и расскажите, когда вы испытывали такие чувства.
Бабушка-Загадушка: А сейчас мы с вами попробуем нарисовать настроение, которое вам больше всего нравится, но сначала сделаем пальчиковую гимнастику.
9. Пальчиковая гимнастика “Пальцы – дружная семья”.
Пальцы – дружная семья, |
(Сжимаем пальцы каждой руки
в кулачки и разжимаем их). |
Раздают шаблоны лиц и дети выполняют задание. По окончании работы дети рассматривают и выбирают лучшие. Бабушка – Загадушка хвалит детей, прощается и уходит.
Используемая литература:
Л.Е. Белоусова “Удивительные истории”, С-П, 2001г.
З.А. Репина, В.И. Буйко “Уроки логопедии”, Екатеринбург, 2002г.