Тема урока "Они защищали Родину". Итоговый урок по Отечественной истории ХХ в.

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Война - самое страшное событие в жизни страны и народа. Её последствия разрушительные и жестокие. В июне 1941 года, когда началась Великая Отечественная война, все жители нашей страны поднялись на её защиту. Все они: дети, молодёжь, командиры и простые воины, женщины и старики, не задумываясь, выполняли свой долг. Они просто любили и защищали свою Родину.

Эпиграф:

«Патриот – это человек, служащий Родине,
а Родина – это прежде всего народ».
Н.Г.Чернышевский. ( слайд 2)

Цели урока:

  • раскрыть историю трагедии и триумфа нашего народа в Великой Отечественной войне;
  • подвести итоги войны;
  • воспитывать чувство патриотизма (слайд 3)

Задачи урока:

  • развивать навыки работы с историческими источниками и умения
  • анализировать художественные произведения;
  • повторить и систематизировать знания по теме;
  • развивать умения устанавливать взаимосвязи между историческим и литературным процессами;
  • развивать умение использовать информационные технологии в процессе обучения.

Оборудование:

  • карта «Великая Отечественная война1941-1945гг»;
  • портреты полководцев и героев ВОВ;
  • выставка художественной литературы по теме;
  • компьютерная презентация.

Тип урока: обобщающий урок-семинар.

Опережающее задание: класс делится на четыре группы, получает карточки-задания с темой, самостоятельно готовится к выступлению.

План урока:

1. Вступительное слово учителя.

2. Выступление групп по темам:

А) « Женщина на войне».

Б) « Командиры и офицеры».

В) « Молодежь в борьбе против захватчиков».

Г)« Дорогами войны ». ( слайд 4)

3. Обсуждение тем.

4. Итог урока

5.Домашнее задание.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

- Война- самое страшное событие в жизни страны и народа. Её последствия разрушительные и жестокие. В июне 1941 года, когда началась Великая Отечественная война, все жители нашей страны поднялись на её защиту. Все они: дети, молодёжь, командиры и простые воины, женщины и старики, не задумываясь, выполняли свой долг. Они просто любили и защищали свою Родину. Об этом сегодня и наш урок.

2. Выступление групп по темам

Ответы на слайдах презентации.

Они защищали Родину!

Тема № 1. « Женщина на войне». (слайды 5–10)

«Патриот – это человек, служащий Родине, а Родина – это прежде всего народ.» Н.Г.Чернышевский.

Вопросы и задания для обсуждения темы.

  1. С 1941года производился массовый призыв женщин в армию. Каково ваше отношение к этому факту? Нужны ли женщины на войне, ведь война – « мужское дело»?
  2. Были ли среди воевавших женщин ваши родные? Расскажите о них.
  3. Среди произведений художественной литературы о ВОВ есть немало примеров женского героизма. Приведите примеры.
  4. Фильм В.Василевской « Радуга» создан на основе реальных событий войны. Найдите факты, подтверждающие это.
  5. «Шла она неслышно
    От школьного порога
    Уходила девочка
    В бессмертную дорогу…»
    (М.Румянцева)

Один из немецких солдат, присутствовавший на казни Зои Космодемьянской, попал в плен. Там он вспоминал: « Маленькая героиня вашего народа осталась тверда. Она не знала, что такое предательство. Она посинела от мороза, раны её кровоточили, но она не сказала ничего».

А что знаете вы о подвиге этой девушки?

Обязательно: Подготовьте выступления по теме. Подведите итоги и сделайте вывод.

! В помощь: для подготовки можно использовать документы, письма военных лет, учебник, воспоминания родных, отрывки из художественных произведений, стихи о войне, материалы журнала « Родина».

Они защищали Родину!

ТЕМА № 2. « Командиры и офицеры». (слайды 11–15)

«Патриот – это человек, служащий Родине, а Родина – это прежде всего народ.» Н.Г.Чернышевский
 
Вопросы и задания для обсуждения темы.

  1. В американских школьных учебниках в числе крупнейших военных деятелей второй мировой войны названы Д. Эйзенхауэр, Б. Монтгомери, А.Ф.Петен, Ш. де Голль. Считаете ли вы этот перечень полным? Кого бы вы назвали в числе крупных военачальников второй мировой войны? Кратко обоснуйте своё мнение.
  2. Боеспособность армии в начале войны была снижена сталинскими репрессиями. По подсчётам они ( репрессии) унесли из пяти маршалов- трёх( А.И.Егорова, М.Н.Тухачевского, В.К.Блюхера). к началу войны только 7% командиров имели высшее образование. Но не имевшие времени на приобретение опыта, командиры сразу же оказались в сложной ситуации начала войны. Растерянность, неумение организовать взаимодействие войск, потеря управления - это нередкие явления первых боёв. Маршалы войны по праву стали называться героями. Каких знаете вы?
  3. Самым высоким военным званием является генералиссимус. Кому было оно присвоено? Справедливо или нет? Аргументируйте свою точку зрения.
  4. На одном из московских бульваров установлен памятник генерал-лейтенанту инженерных войск, доктору военных наук, попавшему в плен и зверски замученному фашистами( облит ледяной водой зимой). Ему присвоено звание Героя Советского Союза… посмертно. О ком речь?
  5. Многие командиры-лётчики совершали воздушные тараны. А кто совершил первым ночной таран в подмосковном небе?

Обязательно: Подготовить выступление по теме. Сделать вывод и подвести итоги.

! В помощь: для подготовки можно использовать документы, письма военных лет, учебник, воспоминания родных, отрывки из художественных произведений, стихи о войне, материалы журнала « Родина».

Они защищали Родину!

ТЕМА № 3. « Молодежь в борьбе против захватчиков». (слайды 16,17,18)

«Патриот – это человек, служащий Родине, а Родина – это прежде всего народ.» Н.Г.Чернышевский

Вопросы и задания для обсуждения темы.

  1. Вставай, страна огромная,
    Вставай на смертный бой…
    И встала наша страна на смертный бой. Воины, женщины, дети и старцы - все встали в строй. Назовите героев комсомольцев ВОВ.
  2. Летом 1942 года в Краснодоне действовала антифашистская подпольная молодёжная организация « Молодая гвардия». Самому старшему молодогвардейцу было 19 лет, а главному организатору и вдохновителю- Олегу Кошевому – всего 16. Что вы знаете об их подвиге?
  3. «Я ушла из детства в грязную теплушку,
    В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
    Дальние разрывы слушал и не слушал
    Ко всему привыкший сорок первый год.

    Я пришла из школы в блиндажи сырые,
    От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
    Потому что имя ближе, чем « Россия»,
    Не могла сыскать»
    Так писала поэтесса Юлия Друнина, она, как и многие её сверстницы, в 1941году добровольно ушли на фронт. А как поступили бы вы? За что шла воевать наша молодёжь? За Родину? За Сталина? За коммунистическую идею? За свою семью?
  4. На фронтах войны воевали и дети, будущие пионеры-герои. Лёня Голиков, Марат Козей, Валя Котик, Зина Портнова стали Героями Советского Союза. Расскажите, за что они получили эти звания.

Обязательно: Подготовьте выступление по теме. Сделайте вывод и подведите итоги.

! В помощь: для подготовки можно привлекать документы, письма военных лет, учебник, воспоминания родных, отрывки из художественных произведений, стихи о войне, материалы журнала «Родина».

Они защищали Родину!

ТЕМА № 4. « Дорогами войны ». (слайды 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30)

«Патриот – это человек, служащий Родине, а Родина – это прежде всего народ.» Н.Г.Чернышевский

Примерный план выступления лекторской группы.

1418 дней шла Великая Отечественная война.

1418 дней страданий, жертв, героизма, отваги и мужества на фронте и в тылу. Весь советский народ поднялся на защиту Родины. С первых часов войны немецкое наступление натолкнулось на упорное сопротивление.

Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам
О горьком победном пути.
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой победы пройти.

  1. Первыми встретил врага гарнизон легендарной Брестской крепости. В крепости осталось менее двух стрелковых полков, но они смогли задержать целую немецкую дивизию.
  2. Город- герой Смоленск. Именно это сражение (с 10 июля по 10 сентября), проведённое с целью не допустить прорыва немцев на московском направлении, вынудило противника отложить почти на два месяца спланированное наступление на Москву.
  3. С беззаветным мужеством сражались воины, защищая каждую пядь родной земли в грозном 1941 году. У железнодорожного разъезда Дубосеково двадцать восемь солдат панфиловцев остановили фашистскую танковую колонну.
  4. Враг силой не мог нас осилить,
    Нас голодом хочет он взять,
    Отнять Ленинград у России,
    В полон ленинградцев забрать.
    Жители Ленинграда выдержали суровое испытание- 900 долгих блокадных дней. Враги не сумели сломить их мужества, не поколебали их веру в победу.
  5. На 23-м километре Ленинградского шоссе, где осенью 1941года был остановлен враг, на постаменте памятника героическим защитникам Москвы высечены слова:
    И врагу никогда не добиться,
    Чтоб склонилась твоя голова,
    Дорогая моя столица,
    Золотая моя Москва!
  6. После 259 дней упорной обороны 7 июля 1942 года пал Севастополь, героическая защита которого навечно вошла в историю борьбы советского народа с фашистскими захватчиками.
  7. Весь мир, затаив дыхание, следил за исходом Сталинградской битвы.
    И пробил час. Удар обрушен первый-
    От Сталинграда пятится злодей.
    И ахнул мир, узнав, что значит верность,
    Что значит ярость верящих людей.
  8. К лету 1943 г. немецкое командование возлагало особые надежды на наступление под Курском. Но враг был встречен ответным шквалом огня и понёс большие потери. 12 июля близ деревни Прохоровка развернулось самое мощное танковое сражение второй мировой войны.
  9. Красная армия освободила Орёл и Белгород. В честь этого события впервые в Москве был произведён салют.( 12 залпов из 124 орудий).
  10. Освобождение Европы. Взятие Берлина.

Обязательно: Подготовить выступления. Сделать вывод и подвести итоги.

! В помощь: При подготовке можно использовать документы, письма военных лет, учебник, отрывки из художественных произведений, стихи о войне, материалы журнала « Родина».

3. Обсуждение по темам.

4. Итог урока

Все защитники нашей страны патриоты, они любили свою Родину и народ. Они - Герои! Войну не смогли бы выиграть слепые исполнители воли вождя, а только люди, лично ответственные за судьбы страны. Они выстояли, они победили. И мы в неоплатном долгу перед ними.

За давностью лет не забыты
Страницы листов наградных.
Везде они ищут по свету
Былых адресатов своих.
Героев не двое, не трое…
И строки приказов звучат.
Награды находят героев -
Герои не ищут наград! (слайды 31, 32)

5. Домашнее задание

Написать историческое эссе на тему « Судьба семьи в судьбе страны»

Использованная литература:

  1. Победа. Стихи и песни о войне 1941-1945. М, 1985 г.
  2. Кириллов В.В., Чернова М.Н. История России 1800-2002гг. Книга для учителя. Ростов-на-Дону, 2002г.