Война - самое страшное событие в жизни страны и народа. Её последствия разрушительные и жестокие. В июне 1941 года, когда началась Великая Отечественная война, все жители нашей страны поднялись на её защиту. Все они: дети, молодёжь, командиры и простые воины, женщины и старики, не задумываясь, выполняли свой долг. Они просто любили и защищали свою Родину.
Эпиграф:
«Патриот – это человек, служащий Родине,
а Родина – это прежде всего народ».
Н.Г.Чернышевский. ( слайд 2)
Цели урока:
- раскрыть историю трагедии и триумфа нашего народа в Великой Отечественной войне;
- подвести итоги войны;
- воспитывать чувство патриотизма (слайд 3)
Задачи урока:
- развивать навыки работы с историческими источниками и умения
- анализировать художественные произведения;
- повторить и систематизировать знания по теме;
- развивать умения устанавливать взаимосвязи между историческим и литературным процессами;
- развивать умение использовать информационные технологии в процессе обучения.
Оборудование:
- карта «Великая Отечественная война1941-1945гг»;
- портреты полководцев и героев ВОВ;
- выставка художественной литературы по теме;
- компьютерная презентация.
Тип урока: обобщающий урок-семинар.
Опережающее задание: класс делится на четыре группы, получает карточки-задания с темой, самостоятельно готовится к выступлению.
План урока:
1. Вступительное слово учителя.
2. Выступление групп по темам:
А) « Женщина на войне».
Б) « Командиры и офицеры».
В) « Молодежь в борьбе против захватчиков».
Г)« Дорогами войны ». ( слайд 4)
3. Обсуждение тем.
4. Итог урока
5.Домашнее задание.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
- Война- самое страшное событие в жизни страны и народа. Её последствия разрушительные и жестокие. В июне 1941 года, когда началась Великая Отечественная война, все жители нашей страны поднялись на её защиту. Все они: дети, молодёжь, командиры и простые воины, женщины и старики, не задумываясь, выполняли свой долг. Они просто любили и защищали свою Родину. Об этом сегодня и наш урок.
2. Выступление групп по темам
Ответы на слайдах презентации.
Они защищали Родину!
Тема № 1. « Женщина на войне». (слайды 5–10)
«Патриот – это человек, служащий Родине, а Родина – это прежде всего народ.» Н.Г.Чернышевский.
Вопросы и задания для обсуждения темы.
- С 1941года производился массовый призыв женщин в армию. Каково ваше отношение к этому факту? Нужны ли женщины на войне, ведь война – « мужское дело»?
- Были ли среди воевавших женщин ваши родные? Расскажите о них.
- Среди произведений художественной литературы о ВОВ есть немало примеров женского героизма. Приведите примеры.
- Фильм В.Василевской « Радуга» создан на основе реальных событий войны. Найдите факты, подтверждающие это.
- «Шла она неслышно
От школьного порога
Уходила девочка
В бессмертную дорогу…»
(М.Румянцева)
Один из немецких солдат, присутствовавший на казни Зои Космодемьянской, попал в плен. Там он вспоминал: « Маленькая героиня вашего народа осталась тверда. Она не знала, что такое предательство. Она посинела от мороза, раны её кровоточили, но она не сказала ничего».
А что знаете вы о подвиге этой девушки?
Обязательно: Подготовьте выступления по теме. Подведите итоги и сделайте вывод.
! В помощь: для подготовки можно использовать документы, письма военных лет, учебник, воспоминания родных, отрывки из художественных произведений, стихи о войне, материалы журнала « Родина».
Они защищали Родину!
ТЕМА № 2. « Командиры и офицеры». (слайды 11–15)
«Патриот – это человек, служащий Родине, а Родина – это прежде всего народ.» Н.Г.Чернышевский
Вопросы и задания для обсуждения темы.
- В американских школьных учебниках в числе крупнейших военных деятелей второй мировой войны названы Д. Эйзенхауэр, Б. Монтгомери, А.Ф.Петен, Ш. де Голль. Считаете ли вы этот перечень полным? Кого бы вы назвали в числе крупных военачальников второй мировой войны? Кратко обоснуйте своё мнение.
- Боеспособность армии в начале войны была снижена сталинскими репрессиями. По подсчётам они ( репрессии) унесли из пяти маршалов- трёх( А.И.Егорова, М.Н.Тухачевского, В.К.Блюхера). к началу войны только 7% командиров имели высшее образование. Но не имевшие времени на приобретение опыта, командиры сразу же оказались в сложной ситуации начала войны. Растерянность, неумение организовать взаимодействие войск, потеря управления - это нередкие явления первых боёв. Маршалы войны по праву стали называться героями. Каких знаете вы?
- Самым высоким военным званием является генералиссимус. Кому было оно присвоено? Справедливо или нет? Аргументируйте свою точку зрения.
- На одном из московских бульваров установлен памятник генерал-лейтенанту инженерных войск, доктору военных наук, попавшему в плен и зверски замученному фашистами( облит ледяной водой зимой). Ему присвоено звание Героя Советского Союза… посмертно. О ком речь?
- Многие командиры-лётчики совершали воздушные тараны. А кто совершил первым ночной таран в подмосковном небе?
Обязательно: Подготовить выступление по теме. Сделать вывод и подвести итоги.
! В помощь: для подготовки можно использовать документы, письма военных лет, учебник, воспоминания родных, отрывки из художественных произведений, стихи о войне, материалы журнала « Родина».
Они защищали Родину!
ТЕМА № 3. « Молодежь в борьбе против захватчиков». (слайды 16,17,18)
«Патриот – это человек, служащий Родине, а Родина – это прежде всего народ.» Н.Г.Чернышевский
Вопросы и задания для обсуждения темы.
- Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой…
И встала наша страна на смертный бой. Воины, женщины, дети и старцы - все встали в строй. Назовите героев комсомольцев ВОВ. - Летом 1942 года в Краснодоне действовала антифашистская подпольная молодёжная организация « Молодая гвардия». Самому старшему молодогвардейцу было 19 лет, а главному организатору и вдохновителю- Олегу Кошевому – всего 16. Что вы знаете об их подвиге?
- «Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем « Россия»,
Не могла сыскать»
Так писала поэтесса Юлия Друнина, она, как и многие её сверстницы, в 1941году добровольно ушли на фронт. А как поступили бы вы? За что шла воевать наша молодёжь? За Родину? За Сталина? За коммунистическую идею? За свою семью? - На фронтах войны воевали и дети, будущие пионеры-герои. Лёня Голиков, Марат Козей, Валя Котик, Зина Портнова стали Героями Советского Союза. Расскажите, за что они получили эти звания.
Обязательно: Подготовьте выступление по теме. Сделайте вывод и подведите итоги.
! В помощь: для подготовки можно привлекать документы, письма военных лет, учебник, воспоминания родных, отрывки из художественных произведений, стихи о войне, материалы журнала «Родина».
Они защищали Родину!
ТЕМА № 4. « Дорогами войны ». (слайды 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30)
«Патриот – это человек, служащий Родине, а Родина – это прежде всего народ.» Н.Г.Чернышевский
Примерный план выступления лекторской группы.
1418 дней шла Великая Отечественная война.
1418 дней страданий, жертв, героизма, отваги и мужества на фронте и в тылу. Весь советский народ поднялся на защиту Родины. С первых часов войны немецкое наступление натолкнулось на упорное сопротивление.
Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам
О горьком победном пути.
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой победы пройти.
- Первыми встретил врага гарнизон легендарной Брестской крепости. В крепости осталось менее двух стрелковых полков, но они смогли задержать целую немецкую дивизию.
- Город- герой Смоленск. Именно это сражение (с 10 июля по 10 сентября), проведённое с целью не допустить прорыва немцев на московском направлении, вынудило противника отложить почти на два месяца спланированное наступление на Москву.
- С беззаветным мужеством сражались воины, защищая каждую пядь родной земли в грозном 1941 году. У железнодорожного разъезда Дубосеково двадцать восемь солдат панфиловцев остановили фашистскую танковую колонну.
- Враг силой не мог нас осилить,
Нас голодом хочет он взять,
Отнять Ленинград у России,
В полон ленинградцев забрать.
Жители Ленинграда выдержали суровое испытание- 900 долгих блокадных дней. Враги не сумели сломить их мужества, не поколебали их веру в победу. - На 23-м километре Ленинградского шоссе, где осенью 1941года был остановлен враг, на постаменте памятника героическим защитникам Москвы высечены слова:
И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва! - После 259 дней упорной обороны 7 июля 1942 года пал Севастополь, героическая защита которого навечно вошла в историю борьбы советского народа с фашистскими захватчиками.
- Весь мир, затаив дыхание, следил за исходом Сталинградской битвы.
И пробил час. Удар обрушен первый-
От Сталинграда пятится злодей.
И ахнул мир, узнав, что значит верность,
Что значит ярость верящих людей. - К лету 1943 г. немецкое командование возлагало особые надежды на наступление под Курском. Но враг был встречен ответным шквалом огня и понёс большие потери. 12 июля близ деревни Прохоровка развернулось самое мощное танковое сражение второй мировой войны.
- Красная армия освободила Орёл и Белгород. В честь этого события впервые в Москве был произведён салют.( 12 залпов из 124 орудий).
- Освобождение Европы. Взятие Берлина.
Обязательно: Подготовить выступления. Сделать вывод и подвести итоги.
! В помощь: При подготовке можно использовать документы, письма военных лет, учебник, отрывки из художественных произведений, стихи о войне, материалы журнала « Родина».
3. Обсуждение по темам.
4. Итог урока
Все защитники нашей страны патриоты, они любили свою Родину и народ. Они - Герои! Войну не смогли бы выиграть слепые исполнители воли вождя, а только люди, лично ответственные за судьбы страны. Они выстояли, они победили. И мы в неоплатном долгу перед ними.
За давностью лет не забыты
Страницы листов наградных.
Везде они ищут по свету
Былых адресатов своих.
Героев не двое, не трое…
И строки приказов звучат.
Награды находят героев -
Герои не ищут наград! (слайды 31, 32)
5. Домашнее задание
Написать историческое эссе на тему « Судьба семьи в судьбе страны»
Использованная литература:
- Победа. Стихи и песни о войне 1941-1945. М, 1985 г.
- Кириллов В.В., Чернова М.Н. История России 1800-2002гг. Книга для учителя. Ростов-на-Дону, 2002г.