Мир драмы. В.В. Медведев. «Экзамен на рыцаря, или Рыцарь на экзамене»

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • продолжить формирование первичных представлений о родах литературы (эпос, лирика, драма)

Задачи:

  • через анализ литературного текста дать учащимся представления о драматическом произведении, его родовых особенностях, принадлежащих одновременно и театру, и литературе
  • формировать уважительное отношение к слову автора, учить наблюдать за «внешней» отстраненностью автора и его присутствием в произведении
  • воспитывать нравственные качества через отношение ребенка к персонажам
  • на всех этапах работы обучать выразительному чтению произведения.

Материалы и оборудование:

  1. Матвеева Е.И. «Литературное чтение», 4 класс, книга 2.
  2. Матвеевой Е.И. «Тетрадь по литературному чтению», 4 класс, № 2.
  3. Таблица «Особенности драмы»
  4. Презентация

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

– Мы продолжаем работать над произведением Валерия Владимировича Медведева «Экзамен на рыцаря, или Рыцарь на экзамене».

Приложение 1. Слайд 2

2.1. Давайте вспомним, как называется литературный род, в котором повествуется о событиях и героях? (Ответы детей. Эпос – один из литературных родов, в котором повествуется о событиях и героях.)

– Какие эпические произведения вы читали? (Ю.Нагибин «Зимний дуб», А.Аверченко «Предводитель Лохмачев», Ю.Яковлев «Рыцарь Вася», Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», А.Чехов «детвора», С.Черный «Счастливый карп», Н.Лесков «Неразменный рубль» и т.д.)

– Как называется литературный род, в котором изображаются чувства героев? (лирика– один из литературных родов, в котором художественный мир отражает внутренние переживания и чувства героя, эмоциональное восприятие действительности)

– Чем текст В.В.Медведева «Экзамен на рыцаря, или Рыцарь на экзамене» отличается от всех предыдущих произведений? (Не сплошной текст, а разбито на роли, которые надо играть.)

– Как называется такое произведение? Найдите определение в словарике.

(Драма – один из литературных родов, художественный мир, которого предполагает сценическое воплощение в виде спектакля.) Слайд 3

В узком смысле драма – пьеса. Найдите определение пьесы в словарике.

(Пьеса – термин, обозначающий любое драматическое произведение, предназначенное для постановки на сцене.)

Дети записывают в рабочей тетради (таблица) слова драма (действие). Слайд 4.

2.2. Действительно, драма – такое произведение, которое специально пишется для сцены. Вспомните, как, начиная с 1 –го класса мы с вами инсценировали те или иные произведения. Ставили спектакли «Золушка на современный лад» во 2 классе, карнавал сказок в 3 классе, в 4 классе – «Путешествие во времени», «Золушка» на немецком языке. Слова учителя сопровождаются слайдами 5,6.

2.3. Недавно мы прочитали стихотворение – пьесу Заходера Б.В. «Неужто вы могли забыть?» Вспомните, в этом произведении всего два героя – Горшок и Люди. Они напоминают нам участников диалога античной трагедии (одного актера и хор).

– В рабочей тетради вы читали статью о древнегреческом театре. Давайте вспомним, о чем она. Слово предоставляется одной их учениц (Она кратко пересказывает статью А.Н.Макаровой «Театр Древней Греции»).

Пересказ сопровождается слайдами 7–14.

Слово «театр» происходит от греческого – место для зрелищ. Театр – это искусство, в котором объединяются выразительные средства литературы, музыки, живописи и других видов искусств. В театре зритель как бы становится соучастником того, что происходит на сцене.

Рождение греческой драмы и театра связано с обрядовыми играми, которые посвящались богам земледелия. Отсюда и возникли три жанра древнегреческой драмы: трагедия, комедия и сатира, Трагедия отражала серьезную сторону жизни, комедия – карнавальную.

В театре Древней Греции был один актер и хор. Действие состояло в том, что актер обращался к хору с вопросами или отвечал на вопросы хора. Он изображал по ходу действия различных персонажей.

В трагедиях рассказывалось о героических событиях. В комедиях же о жизни ремесленников, торговцев. Так как актеров было мало на сцене, использовались маски. Каждому определенному характеру и настроению соответствовала «своя» маска. Театральные зрелища были особенно любимы греками.

2.4. Что же такое театр? Зачитайте мысли философа М.Мамардашвили в рабочей тетради. Выслушиваются ответы детей. Слайд 15.

– Итак, драма граничит с двумя видами искусства – литературой (собственно текст драмы) и театром (возможность его инсценирования).

– Мы можем добавить в схему: драма – это театр +литература.

3. Восприятие, осмысление

– Дома вы прочитали драматическое произведение В.В.Медведева «Экзамен на рыцаря, или Рыцарь на экзамене». В рассказе Ю. Яковлева «Рыцарь Вася» мы уже встречались со словом «рыцарь». Что оно обозначает? (У Ожегова – 1 значение : в феодальной Европе военный на коне; 2 значение – в переносном смысле: самоотверженный, благородный)

– О чем произведение В.В.Медведева? (В основе этой пьесы лежит комическая ситуация – проба на рыцаря, которая заканчивается конфликтом героев. Идея, замысел у девочек был хороший. Они хотели, чтобы одноклассники были вежливы, тактичны в любой ситуации: дома, в школе, на улице.)

– Прочитаем начало пьесы. (Пьеса разделена на 6 частей.) Обратите внимание на то, что мы ни разу не произнесем слово «автор». Ведь на сцене играют не созданное самими актерами произведение, да и актеры говорят не то, что им вздумается, а то, что для них написал автор. Автор только поясняет актерам, режиссерам, как герои должны произносить слова, как двигаться по сцене, как они должны быть одеты, в какой обстановке происходит действие.

– Обратите внимание на слова в начале произведения, на слова в скобках. Что мы узнаем из этих слов? (Описание места действия, действующих лиц, что должны делать герои.)

– Это ремарки (пояснения, которыми драматург сопровождает ход действия пьесы)

– Для чего даются ремарки? (Для тог ,чтобы мы лучше понимали персонажи, его характер, внешний вид, они подсказывают нам, читателям, как надо читать).

– Добавим в нашу таблицу – ремарки (пояснения)

– Дети читают по ролям – 1 часть

– Вспомните еще раз отличие драмы от прозы, в ней нет повествования, мало информации, ничего неизвестно о жизни героев, только одни слова персонажей.

– Как называется разговор двух людей? (диалог) В нашей пьесе разговаривают три школьника. Добавим в нашу таблицу – диалог.

– Прочитаем 2–5 части.

– Драма отличается от прозы еще и тем, что нет портретов героев

– Попробуем нарисовать портреты всех героев этого произведения. Что нам поможет определить внешние и внутренние черты каждого персонажа? (ремарки и слова, которые произносит герой).

– Да, в речи выявляется характер. Читатель может представить себе место и время действия, внешний облик героев, их манеру говорить, их движения, жесты, мимику, почувствовать, что скрывается за словами и поступками в душе каждого из персонажей.

– Зина – ответственная, беспокоящаяся обо всем, боязливая, незлопамятная девочка.

– Нина – активная, эмоциональная, быстрая, энергичная, строгая, ироничная девочка.

– Игорь – невоспитанный, любопытный, самоуверенный, трусливый, грубый мальчик.

– Удалось ли девчонкам осуществить на деле экзамен на рыцаря? Почему? С какими трудностями они столкнулись?

– В результате развития действия мы видим противоречие между девочками и мальчиком – конфликт. Запись в таблице.

Что означает это термин в литературном произведении? Найдите в словарике читателя. (конфликт – создание с помощью изобразительных средств такой ситуации, которая требует от персонажей художественного произведения активных действий, выбора)

В чем основной смысл конфликта в этой пьесе? (Игорь не понимает , как это быть вежливым, воспитанным человеком).

Звучит школьная музыка.

– Посмотрите последнюю часть драмы в исполнении ваших одноклассников. Попробуйте оценить, как ребята поняли тот или иной образ героя, как поняли характер своего героя, обратите внимание на то, какую мимику, жесты, интонации, движения выбрали артисты для исполнения своей роли.

– Добавим в таблицу термины – мимика, жесты, интонации, движения.

– Оценивание инсценировки.

– За счет чего, каких изобразительных средств достигается эффект влияния автора на читателя, почему так смешно становится читателю от высказываний героев. (комическая ситуация, контраст, повторы, неожиданный конец )

– Можно ли Игоря назвать рыцарем? Успешно ли он выдержал экзамен на рыцарское звание? Почему?

– Если бы вам пришлось организовать конкурс на современного рыцаря, что бы можно было предложить ребятам для его проведения? Подумайте над этим дома.

4. Итог урока

– Каковы особенности драматического произведения? (чтение таблицы). Слайд 16.

Особенности драмы
Драма (действие)
Театр + литература
Ремарки
Диалоги, монологи
Конфликт
Мимика, жесты, интонации, движения

– Урок закончен. Всем спасибо!