Цели:
- образовательная – углубление знаний, представлений учащихся о вреде курения для детского организма; формировать понятие «здоровый образ жизни»;
- развивающая – формирование навыков публичного выступления, выразительного чтения, коммуникативных навыков; развитие мышления, памяти; развитие творческих возможностей детей;
- воспитательная – воспитание бережного отношения к собственному здоровью, к окружающей среде; воспитывать неприязнь к вредным привычкам; воспитание патриотизма.
Оборудование: Плакат с высказыванием О. де Бальзака о курении, карикатуры, рисунки о вреде курения, плакаты «Внутренние органы человека», Дыхательная система человека», указка, костюм Сигареты, проектор и экран, мультфильм «Курение и дети», записи песен А.Пугачёвой «Брось сигарету», «Этот мир».
Ход мероприятия
На сцене трое учеников. Один читает книгу, остальные прогуливаются.
Ученик 1. Так хочется поскорее вырасти, стать взрослым.
Ученик 2. А я знаю, как это сделать, можно научиться курить и сразу повзрослеешь.
Ученик 3. Ребята, вы неправы. Курить – здоровью вредить. Курение приносит только зло.
Ученик 1. А ты откуда знаешь?
Ученик 3. Из книг, от знакомых узнал и от врачей. Хотите и вы узнать?
Ученики 1 и 2. Да!
Входят врач и медсестра в белых халатах.
Медсестра. 31 мая отмечают Всемирный день борьбы с курением. Ежегодно почти 400 тысяч Россиян умирает от пристрастия к этой пагубной привычке. По данным ученых, курение практически полностью ответственно за смерть людей от рака гортани и легких, и провоцирует сердечнососудистые заболевания.
Врач. К тому же большая часть курильщиков болеет хроническим бронхитом. По статистике, в России курят 63 процента взрослых. Причем каждая четвертая из них – женщина. К тому же наша страна находится на первом месте в мире по курению среди подростков. Именно курение – важнейшая причина инфаркта и инсульта, многих злокачественных опухолей, язвы желудка. Возможно, для молодежи риск рака легкого выглядит слишком далекой опасностью. Самое печальное: пристрастие к табаку все время молодеет и все чаще имеет женское лицо.
Медсестра. Курение злейший враг красоте. У женщин, которые постоянно курят появляются морщины вокруг глаз, голос становится грубым, желтеют зубы, плохо пахнет изо рта. Если человек за год курит по одной пачке сигарет в день, он поглощает очень много вредных веществ, которые могут вызвать страшное заболевание рак. Рак неизлечим. Человек, который курит, чаще болеет бронхитом. Курение часто способствует развитию заболеваний внутренних органов (сердца, желудка, легких). (Показывает на плакате органы человека.)
Ученик 2. А что происходит с ребёнком, который начинает курить?
Врач. У него постоянно кружится голова, постепенно слабеет зрение, ухудшается слух, кашель, бессонница. Ребенок плохо растет и развивается. Да вы сейчас сами увидите.
Сценка 1
Ученик 1. Привет, ребята, завтра кросс 3 км. Нужно представит от класса лучшего бегуна.
Ученица 2. Серёжка пусть идёт, конечно! Он в прошлом году лучше всех пробежал!
Ученик 3. Серёжка! Помоги, не урони честь класса!
Серёжа, пряча сигарету. Хорошо! Легко!
(Мальчик медленно бежит. Дети кричат: «Быстрей! Быстрей!»)
Ученица 4. Серёжа! Серёжа! Что это с ним? Задыхается! Отстал от всех.
Ученик 1. А что это у него выпало из кармана? Сигареты?!
Ученик 2. Да ты куришь! Класс позоришь!
Серёжа. Ребята, я брошу, снова спортом займусь! Весь год буду тренироваться, а на следующий год мы победим!
Ученица 2. Что же принесло Серёже курение?
Дети поднимают таблички со словами: кариес, болезни лёгких, одышка, вялость, одышка, бледность.
Все (хором). «Курить – здоровью вредить!»
Беседа социального педагога. Демонстрация мультфильма «Курение и дети».
Сценка 2
Врач. А вот какая история произошла с учеником другого класса.
Автор. Ваня Петров учится в 5 классе, 11 лет. За последний год из отличников стал троечником. В начале года начал курить, подражая взрослым. Сейчас втянулся, без сигарет не обходится ни один день.
(Ваня спит. Звонок в дверь).
Ваня. Кто там? (Встаёт, открывая дверь. Входит Сигарета.)
Сигарета. Ну что, не ждал?
Ваня. Да как сказать? Неожиданно как-то это.
Сигарета. А люди вообще начинают курить неожиданно, мало, кто это планирует!
Ваня. А! Ну да!
Сигарета. Ну, так я к тебе непросто так. Что- то нам стало тесновато в пачке. Мы решили у тебя в квартире пожить. Свой порядок навести, вон стол у тебя какой чистый. Ни одного окурка – безобразие! Мы это исправим быстро! Ты о нас почаще вспоминать будешь. Зубы у тебя – вон какие белые – безобразие! Они должны быть коричневые! Вот идеал красоты! Не сразу, конечно, сначала – жёлтые, потом – коричневые! Цвет лица побледнее, серо-зелёный – вот какой мы тебе сделаем! А про свой любимый футбол можешь забыть сразу! Курильщики быстро не бегают. Они курят! Глядишь, через год, два и голос твой никто не узнает! Захрипишь, засипишь, закашляешь! И про пятёрки можешь забыть – навсегда! Курильщики – это плохая компания, она хорошему не научит. Что – то я заболталась, проголодалась. Угости же меня чем-нибудь!
Ваня. А что ты ешь?
Сигарета. Я питаюсь твоим организмом, разве не знаешь?
Сигарета тянет руки к Ване, он в ужасе просыпается.
Ваня. Ну, уж нет! Я бросаю курить и пойду сейчас к тренеру, попрошусь обратно в секцию. Спорт лучше любых сигарет!
Врач. Вот что происходит с детьми, которые курят.
Ученик 1. А я прочитал сказку о том, как медведь курил.
Ученики 2 и 3. Расскажи и нам, пожалуйста.
Инсценировка сказки
(По мотивам сказки Михалкова С. «Как медведь трубку нашёл».)
Лесная полянка. На полянке дятел.
Дятел.
Я, дятел, врач лесного царства.
Лечу я без лекарства:
Тук-тук, тук-тук, тук-тук
Появляется медведь.
Дятел. Как здоровье?
Медведь. Все в порядке!
Дятел. Приступить пора к зарядке.
Медведь.
Как приятно быть здоровым!
Ранним утречком вставать,
И еловым, и сосновым,
Чистым воздухом дышать!
(Прижимает к себе с одной стороны деревце, понюхает, то с другой.)
Музыка. Идет медведь по лесу, раздвигает лапами ветки.
Медведь.
Не боюсь я, Мишка бурый,
Свежей утренней росы.
Под моей мохнатой шкурой
Сердце бьется как часы.
(Прислушивается к сердцу): Тук-тук, тук-тук.
Поднимает указательный палец вверх и говорит: "О!"
Я с утра в лесу гуляю,
Не боюсь я никогда,
Мне здоровье закаляет,
Солнце, воздух и вода!
Автор. Шел, шел медведь по лесу, да вышел на полянку. А на полянке из земли торчит пенек, а на нем лежит трубка, кисет и самодельная зажигалка. Оставил кто-то свое добро, потерял! Подошел медведь к находке, взял в лапы.
Медведь. Ох, горячая какая!
Бросил, потом осторожно поднял, понюхал (чихает 2 – 3 раза).
Автор. Чихнуть-то чихнул, а бросить жалко. Вертел, вертел, потом взял и лизнул. Невкусно, плюет. Понюхал снова, а бросить жалко. Взял и сунул трубку в пасть, затянулся, заливается слезою.
Медведь. Ладно, возьму.
Музыка. Появляется медведь с трубкой у дерева. Раннее утро. Лучи солнца зазолотили верхушки деревьев. Что это такое? Что за дым в лесу? Проснулись птицы, кашляют, чихают. Появляется медведь с трубкой у дерева. Под деревом лежит медведь и мрачно курит.
Лиса.
Здравствуй, Мишка! Ты ли это?
Мы не виделись все лето.
Как ты бедный похудел,
Будто целый год не ел!
Что с тобою? Ты больной?
Медведь (жалобно).
Сам не знаю, что со мной!
Нездоровится мне что-то,
Лезет шерсть, в костях ломота,
Колет сердце, в лапах дрожь.
Лиса (участливо).
Что ж ты к дятлу не пойдешь?
К дятлу надо обратиться,
Он у нас такая птица,
Сразу скажет, что к чему!
Не ленись, сходи к нему!
Медведь.
Вот недельку обожду,
Станет хуже, я пойду!
Автор. Вот прошла неделя, прошла другая.
(Медведь идет, на палку опирается, курит, кашляет)
Медведь.
Вот привык к заразе этой,
Больше сил моих уж нету.
Волк (идет навстречу).
Слушай, Миша – Михаил,
Что ты делал, как ты жил?
Провалилися бока,
Шкура стала велика.
Ты хвораешь?
Медведь (грустно). Да, хвораю.
Волк (участливо). Что с тобой?
Медведь.
Сам не знаю.
Нездоровится мне что-то,
Лезет шерсть, в костях ломота.
Ничего почти не ем,
Аппетита нет совсем,
Ноет сердце, в лапах дрожь,
Пропадаю!
Волк.
Пропадешь!
Если к дятлу не пойдешь,
Надо к дятлу обратиться.
Он у нас такая птица,
Разберется, даст совет,
Да, так да! А нет, так нет!
Медведь. Завтра я к нему пойду!
Волк. А найдешь его?
Медведь. Найду!
Музыка. Подходит к дереву Медведь, поднимает голову.
Медведь.
Дятел, дятел! Старый друг!
Ты спустись на нижний сук!
Дятел (спускается на нижний сук).
Ба! Топтыжкину – привет!
Ты здоров ли!
Медведь.
Видно, нет! Нездоровится мне что-то,
Лезет шерсть, в костях ломота,
Ничего почти не ем,
Аппетита нет совсем,
Стал я раньше спать ложиться.
Да не сплю, совсем не спится,
Кашель душит по утрам.
Дурнота по вечерам,
Ноет сердце, в лапах дрожь!
Дятел (качает головой). Верно куришь, коль не пьешь?
Медведь (удивленно). Да, курю! Откуда знаешь?
Дятел.
Больно дымом ты воняешь,
Ну-ка, сядь на этот сук!
Дай-ка спину! Тук-тук-тук!
(Выслушивает да высматривает медведя.)
Да-с! Выслушивать непросто, медведей такого роста!
(Медведь тяжело, уныло сопит.)
Дятел.
Не дышать и не сопеть!
Ты больной, хоть и медведь!
Ну-с! Мне все как будто ясно.
Медведь (испуганно). Не смертельно? Не опасно?
Дятел.
Накопилась в легких копоть,
От куренья вся беда!
Ты, Топтыжка, хочешь топать?
Брось куренье навсегда!
Медведь.
Как же так? Это невозможно!
Бросить? Трубку? Зажигалку?
И с сухим листом кисет?
Дятел. Точно так!
Медведь. Не брошу, жалко!
Дятел.
Выполняй-ка мой совет!
А не то в своей берлоге,
Ты протянешь скоро ноги!
Автор. Поплелся медведь домой. Одышка замучила, еле доплелся. Лег под дерево и закурил. Выбегает собачка.
Собака. Тяв-тяв-тяв!
Лесник.
Ой, медведь-то настоящий,
Да к тому ж еще курящий,
Он от курева ослаб.
И стрелять его не надо,
И вязать его не надо!
Автор. Лесник взял да и вынул у медведя из пасти трубку. А медведь покорно стоит и дожидается, что с ним дальше делать будут. Только голову поворачивает, за лесником наблюдает, жалкий такой Мишка!
Лесничиха. Что привез из леса Федя?
Лесник. Что привез? Привез медведя! (Показывает на сани.)
Лесничиха (всплескивает руками). Настоящий?
Лесник.
Настоящий!
Да к тому ж еще курящий!
Завтра утром на возу,
В город, в цирк его свезу,
Он для них готовый номер.
Тю (смотрит на медведя),
Да он как будто помер!
Музыка.
Автор. Меховой магазин. Город, фасад углового дома с большой вывеской. У входа в магазин чучело медведя с табличкой "Не курить!".
Все (хором). Что тут много говорить – постарайся не курить!
У учеников в руках таблички «Спорт!», «Музыка!», «Творчество!», «Дружба!», «Любовь к близким!», «Природа!», «Жизнь!».
Ученик 1. Наш мир прекрасен.
Ученик 2. В нём много интересного: спорт, музыка, творчество,
Ученик 3. любовь близких, дружба, твоя любовь к природе, животным.
Ученик 4. Тебе решать – останется ли он таким же разноцветным и радостным, или будет тусклым и серым от табачного дыма.
Все (хором). А что выбираешь ты?
Дети поют песню «Этот мир». Под музыку дети уходят со сцены.