Цель:
- Обучить этикету, своду правил, регулирующих нормы поведения.
- развивать такт с опорой на мир чувств ребенка.
- Воспитывать умение общаться с людьми.
Оборудование: презентация, цветные карточки, у учащихся на столе альбомы, цветные карандаши.
Ход мероприятия
I. Орг. Момент
II. Мотивация.
Сегодня мы отправимся с вами в небольшое, но очень важное путешествие, в страну «Этика». (1 слайд).
А что это за страна такая – этика? Что означает это слово?
Вы, конечно, знаете, что, если нам непонятно значение какого-либо слова или мы хотим уточнить его, то должны обратиться за помощью к толковому словарю. Слово «этика» имеет по словарю Ожегова два значения (2 слайд):
- Философское учение о морали, ее развитии, нормах в поведении.
- Совокупность норм поведения.
Иными словами, этика помогает вырабатывать свою жизненную ориентацию и дает возможность оценить свои поступки и поступки окружающих людей.
Эпиграфом нашего занятия я выбрала слова народной пословицы: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». (3 слайд).
- Как вы думаете, почему так происходит? О чем гласит народная мудрость? (Характер человека воспитывается его поступками, и от того, каким он будет, зависит наша судьба. Правильно оценивая свое поведение, можно избежать неприятностей).
Но я вам не сказала самое главное. Страну под названием «Этика» вы, ребята, будете создавать сами. Для этой цели у вас у каждого на столе лежат альбомные листы и цветные карандаши. Итак, улыбнитесь мне и друг другу, мы начинаем творить чудеса, а для этого нам понадобится хорошее настроение. Именно его мы изобразим первым вы на листах. А я на слайдах.
III. Создание страны «Этика».
1. Настроение.
- В виде чего вы представляете себе хорошее настроение? Может в виде цветов, капельки росы или какого-нибудь другого предмета. Лично я в виде солнышка, ведь когда светит солнце, то на душе тепло, легко и радостно. В нашей стране «Этика» всегда у людей прекрасное настроение, поэтому и солнышко светит там по-особому, согревая нас душевным теплом). (4 слайд)
Дети рисуют.
- А для чего нужно людям хорошее настроение?
(Вы, наверное, замечали, что когда настроение хорошее, то многие вещи нам нравятся, дела все ладятся, все получается, а когда плохое – все как бы окрашено в черный цвет. Поэтому важно, вовремя оценить свое настроение. Попробуйте неделю понаблюдать за собой и в своей записной книжке ставить соответствующие знаки, узнаваемые только вами. Например, когда у вас радостное настроение, то нарисуйте солнышко, когда грустное – звездочку, а когда совсем плохо – синюю тучку. Вы убедитесь, что когда у вас жизнерадостное настроение, то все идет хорошо. Так вы научитесь чутче относится е только к себе, но и к окружающим вас людям.) (5 слайд).
2. Закончи фразу.
- А теперь давайте поиграем с вами в логическую игру, которая называется «Закончи фразу». Я начинаю предложение, а вы заканчиваете.
- Иметь опрятный чистый вид нужно…
- Нельзя ходить злым и раздражительным…
- Говорить взрослым, что они ничего не понимают, свидетельствует о том, что…
- Здороваться первым значит…
- Если ты хочешь что-то спросить, нужно…
Я представила ваши ответы в виде цветов, которые растут на поляне и «питаются» хорошими качествами человека, такими как аккуратность, приветливость, благодарность, вежливость и учтивость.(7 слайд) А вы в виде чего нарисуете качества человека? Дети рисуют.
3. Давайте говорить друг другу комплименты.
- Что такое комплимент? Это слово иностранного происхождения и его значение мы можем посмотреть в «Словаре иностранных слов». Оно означает следующее: одобрительное, приятное замечание, похвала. (8 слайд) У меня в руках необычная палочка. Вы сейчас будете ее передавать по кругу и говорить друг другу комплимент.
- Я думаю, что вы все убедились, что добрые слова поднимают настроение всем: и тому,к кому они обращены, и тому, кто их произносит. А как мы изобразим в нашей стране комплименты? Я в виде легких облачков, с которых даже в ненастную погоду в качестве дождинок или снега будут рассыпаться комплименты. (9 слайд).
4. Мелочи жизни.
Как вы думаете, существуют ли на самом деле мелочи жизни? Чтобы ответить на этот вопрос, я вам раздам сигнальные карточки. Если вы считаете мое утверждение мелочью жизни, то поднимите красную карточку, если так не считаете – зеленую.
- Входит в комнату человек, со всеми здоровается…
- Ученик опаздывает в школу, при входе всех расталкивает…
- Говорить спокойным, ровным голосом…
- Плакать по пустякам…
- Сидеть за столом, чавкать и болтать ногами…
- Сердиться, если ты не попал на просмотр фильма…
- Глотать наспех завтрак в буфете…
- Вы обещали позвонить по телефону и забыли…
- Вы опоздали на запланированную встречу…
(10 слайд)
Я думаю, что все поняли, что надо делать не только то, что хочется, но и то, что надо. Нельзя допускать, чтобы небрежность в человеческих отношениях вошла в привычку.
В виде чего мы изобразим в нашей стране хорошие привычки? Я в виде дерева, а вы? Нарисуйте. (11 слайд)
5. Просмотр видеофильма по этике, его обсуждение.
6. Разыгрываем ситуации:
Я вам предлагаю ситуации, а вы мне предположительные ответы.
- Тебя сегодня нечаянно толкнули. Что ты скажешь?
- Твой друг стал победителем спортивных соревнований. Что ты ему скажешь?
- Твоя подруга достала для тебя книгу, которую ты очень хотела почитать. Какие слова благодарности ты найдешь?
- Тебе подарили вещь, о приобретении которой ты давно мечтала. Как ты проявишь чувство удовольствия?
- Тебя пропустили вперед при входе в помещение? Как ты поблагодаришь?
- Ты забыл на урок принести чистую тетрадь, а тебя выручил одноклассник. Твои действия?
- Тебя в ссоре обидели, но ты не хочешь портить отношения. Что ты скажешь?
- Тебе не ответили на письмо. Что ты напишешь снова? (12 слайд)
Мы должны быть терпимыми к недостаткам других людей, уметь радоваться не только своим достижениям, но и успехам окружающих нас людей. У нас есть русская пословица: «Друг познается в беде». Что она означает? А в Америке она звучит иначе: «Друг познается в радости». Но они дополняют друг друга. (13 слайд)
7. Качества человека.
Все вы знаете такую песенку: Точка, точка, запятая, вышла рожица кривая, а еще добавим палочек - получился человечек. Что вы можете сказать о нем? Можно ли назвать его воспитанным человечком? Мы с вами должны наградить его такими качествами, благодаря которым человека можно было бы назвать культурным.
Но для начала давайте вспомним, какие качества бывают у человека. Я вам буду называть их, а вы относить либо к положительным , либо к отрицательным . (14 слайд)
Скромность, понимание, честность, искренность, благородство, мелочность, болтливость, сдержанность, хвастовство, нахальство, раздражительность, зависть. Если бы вам предложили нарисовать человека с положительными качествами, то какие бы вы выбрали цвета? Нарисуйте. (15 слайд).
8. Музыкальная пауза.
На мотив «Крылатые качели»
Куплет.
Мы сегодня говорили
О вежливости, доброте,
И, конечно, не забыли
О душевной красоте.
Быть этичным очень важно –
Можно радость всем дарить,
Так давайте чаще будем
Комплименты говорить (2 раза)
Припев:
Пусть миром вечно правит
Добро и красота
Хорошие манеры
Помогут нам всегда.
9. Представление своих работ учащимися.
10. Подведение итогов.
Итак, мы создали с вами замечательную страну «Этика». С помощью улыбки, такта и настроения мы можем изменить свою судьбу, отношение к нам окружающих нас людей. Я думаю, что вы всегда будете искренними в своих поступках, следовать правилам хорошего тона не только в исключительных случаях, но и в повседневной жизни. Будьте добрыми и красивыми, потому что душевная красота спасет мир.