Опыт организации и проведения олимпиады по экономике в Научно-образовательном центре ИСЭРТ РАН

Разделы: Экономика


В настоящее время олимпиадное движение по различным предметам активно развивается и пользуется все большей популярностью среди школьников. Олимпиады создают общую среду для выявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и достижений наиболее одарённых ребят. Необходимость развития системы поддержки талантливых детей, в том числе через олимпиады и конкурсы, систему дополнительного образования, подчеркнута и в Национальной образовательной инициативе “Наша новая школа”, утверждённой Президентом РФ Д.А. Медведевым [1].

Под олимпиадой в данной статье мы понимаем соревнования среди школьников в определенной сфере знаний, проводимых с целью выявления одаренных детей и стимулирования у них интереса к научной деятельности.

Олимпиады по экономике проводятся в России не так давно, по сравнению с такими предметами как математика, физика или русский язык. Так, Всероссийская олимпиада по экономике проводится лишь с 1996 г., но в связи с популярностью экономического образования на сегодняшний день количество экономических олимпиад и конкурсов существенно возросло. Систему олимпиад по экономической тематике образуют: Всероссийская олимпиада школьников по экономике; олимпиады и конкурсы, входящие в перечень олимпиад, утверждаемых Министерством образования и науки; олимпиады, проводимые при поддержке различных организаций и учреждений (рис. 1).

Рисунок 1. Система экономических олимпиад школьников

По значимости и охвату школьников на первом месте стоит Всероссийская предметная олимпиада школьников, которая находится в ведении Министерства образования и науки и проводится в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный, заключительный [3].

Министерство образования и науки РФ определяет также порядок проведения олимпиад, входящих в перечень олимпиад: организационно-методическое обеспечение, правила участия и определения победителей и призеров, права победителей и призеров [2,4]. Организаторами таких олимпиад могут выступать как органы власти, так и вузы, общественные организации, средства массовой информации и иные юридические лица.

В перечень олимпиад школьников на 2010–2011 учебный год вошли 77 олимпиад и конкурсов, из них – 7 по общеобразовательному предмету “экономика”.

Олимпиады также организуются различными организациями и учреждениями. Например, Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по экономике и бизнесу, проводимая Центром дистанционного образования “Эйдос” или Московская олимпиада школьников по экономике, организаторами которой являются Департамент образования и вузы г. Москвы.

Открытая Олимпиада по экономике, организуемая Научно-образовательным центром экономики и информационных технологий ИСЭРТ РАН, является предметной (экономическое направление), очно-заочной, открытой (участие принимают все желающие школьники 5–11 классов общеобразовательных учреждений).

Организатор олимпиады – Научно-образовательный центр экономики и информационных технологий Учреждения Российской академии наук Института социально-экономического развития территорий РАН работает в сфере экономического образования молодежи с 2003 года.

В структуру НОЦ входят очный факультатив по экономике, состоящий из общегородских групп школьников и профильных экономических классов МОУ “Лицей №32”, МОУ “Гимназия №2” г. Вологды и Экономическая Интернет-школа. Общая численность школьников 5-11 классов в 2010-11 учебном году составила более 400 человек, из них 70 человек – учащиеся Экономической Интернет-школы. Общегородские группы и профильные классы МОУ “Лицей №32” и МОУ “Гимназия №2” формируются на конкурсной основе среди школьников общеобразовательных учреждений г. Вологды. Учащимся Экономической Интернет-школы может стать любой школьник, проявляющий интерес к экономической науке. Среди форм работы с учащимися НОЦ важное место занимают и олимпиады.

Открытая олимпиада по экономике в Научно-образовательном центре проводится второй год подряд. Численность школьников, принявших участие в олимпиаде в 2009-10 учебном году, составила 425 человек, из них – 24 старшеклассника г. Сокола и г. Грязовца.

В следующем учебном году численность участников олимпиады возросла до 591 человека, расширилась и география: 17 школьников из п. Юбилейный Вологодской области, 8 – из г. Череповца, 5 – из г. Хасавюрт Республики Дагестан, 7 – из г. Старые Дороги Республики Беларусь.

В 2009-10 учебном году олимпиада проводилась в два очных тура, в 2010-11 учебном году был организован заочный и очный тур, причем заочный состоял из трёх этапов. Заочный тур был проведен в течение трех месяцев, каждому этапу соответствовал определенный вид заданий. Очный тур проходил в течение одного месяца, включая время на оповещение участников и подведение итогов. Информация о проведении олимпиады, положение, задания и результаты каждого тура были размещены на сайте Научно-образовательного центра (http://noc.vscc.ac.ru/), а также направлены в образовательные учреждения г. Вологды и Вологодской области.

Заочный тур, который включал в себя три этапа – тесты, задачи и эссе, носил одновременно и обучающий характер. Время на выполнение заданий не ограничивалось, что позволило справиться с заданиями и учащимся, которые медленно работают.

Анализируя результаты заочного этапа, можно отметить, что олимпиадные задания являются выполнимыми для большинства участников и часть школьников набрала максимальный балл (табл. 1).

Таблица 1
Результаты I (заочного) тура олимпиады НОЦ

Этап Класс Количество участников Максимальный балл Средний балл Минимальный балл
чел. % Возможный Набранный
Тесты 5 70 12 42 40 26,4 10
6 112 19 42 40 29 14
7 108 18 50 48 26,7 10
8 107 18 50 46 26,5 4
9 123 21 60 53 22,3 9
10 49 8 65 45 25,4 12
11 22 4 65 47 35,3 17
Задачи 5 10 5 25 25 23 19
6 37 20 25 25 22 12
7 44 23 34 34 23 1,5
8 49 26 34 34 27 7,5
9 11 6 39 34 25 9
10 27 14 46 46 17 4
11 11 6 46 41 25 11
Эссе 5 21 12 31 28 16,9 7
6 45 26 31 31 14,9 7
7 39 22 34 34 15,1 8
8 34 20 34 30 18 8
9 6 4 30 26 17 4
10 23 14 41 35 18,6 3
11 3 2 41 34 28,3 24

Участие в олимпиаде помогает реализовать учащимся и свой творческий потенциал. Например, на третьем этапе “Эссе” заочного тура всем классам предлагалось проанализировать экономическую информацию. Пятиклассники должны были поразмышлять о том, как правильно распределить семейный бюджет. Следующая возрастная группа (7-8 класс) изучала кредитные риски. Девятиклассники сравнивали положение на рынке труда в советский период и на современном этапе. Старшеклассники анализировали проблемы перехода российской экономики на инновационный путь развития.

Приводим некоторые выдержки из эссе школьников, которые показывают, что дети учатся думать и предлагать варианты решений экономических проблем.

Мочалов Алексей (5 класс МОУ “СОШ №1” г. Вологда): “Ведение семейного бюджета позволит постепенно накопить деньги в резервном фонде семьи. Тогда экстренные ситуации (болезнь, поломка бытовой техники, увольнение) не застанут врасплох и не втянут в кабалу долгов. Если с деньгами обращаться неаккуратно, любые доходы будут “улетать в трубу”.

Аркадьева Линда (7 класс, МОУ “Лицей №32” г. Вологда): “С одной стороны хорошо получить желаемую вещь сразу и пользоваться ею в условиях инфляции по цене “до подорожания”. Но нужно посчитать – не перекроют ли уплаченные проценты и комиссии банку за кредит этот рост цен. А ведь нужно еще возвращать и основной долг. Будет ли радостна покупка, если денег на платежи не хватит. Может, стоило все посчитать и набраться терпения, пока накопишь деньги на покупку, не влезая в кредиты”.

Хаджахмедова Наида (9 класс, МОУ “ХМЛ” г. Хасавюрт): “Для меня все недостатки трудовых отношений в советский период ассоциируются с фильмом “Приключения Шурика”. Например, это слова героя фильма Феди: “Кто не работает, тот ест”, его отношение к труду, к товарищам по работе”.

Гудкова Мария (11 класс, МОУ “Гимназия №2” г. Вологда): “Среди основных путей повышения конкурентоспособности России, я бы выделила путь технологической модернизации за счет отечественных научных разработок и импорта передовых инновационных решений”.

В очном туре задания были объединены, время на их выполнение уже строго ограничивалось. Если 5-9 классы справляются со всеми заданиями и набирают близкие к максимальным баллы, то у старшеклассников задания, в основном задачи, вызывают значительные трудности (табл. 2). Для исправления такой диспропорции, необходимо в переходных 8-9 классах усиливать олимпиадную подготовку и усложнять задания.

Таблица 2
Результаты II (очного) тура Олимпиады по экономике НОЦ 2010–11 уч.г.

Класс Количество участников Максимальный балл Средний балл Минимальный балл
чел. % Возможный Набранный
5 42 20 58 56 34,2 24
6 59 27 58 56 41,6 22
7 40 18 58 54 39,9 18
8 45 20 58 56 39,8 20
9 8 4 58 52 38,25 20
10 20 9 106 62 30,2 15
11 5 2 106 44 28,4 20

Возможность участия в очном этапе была предоставлена и тем школьникам, которые не могли лично приехать на олимпиаду. На портале Экономической Интернет-школы НОЦ (http://e-learning.vscc.ac.ru) в строго определенное время были размещены инструкции для участников и преподавателей, а также сами задания олимпиады. Таким образом, дистанционно приняли участие в этом этапе школьники из п. Юбилейный Вологодской области, г. Хасавюрт Республики Дагестан и г. Старые Дороги Республики Беларусь.

Мотивы участия самих школьников в олимпиаде были следующими: интерес к предмету, по которому проводится олимпиада (56%), стремление занять призовое место (15%) возможность высказать свои творческие идеи (15%), престижно участвовать в олимпиаде (11%). Это свидетельствует в первую очередь о том, что экономика является одним из увлекательных предметов, так как соединяет в себе и возможность высказать свое мнение на проблему и произвести математические расчеты. Важно, что олимпиада не ассоциируется у детей с проверкой знаний, участие в мероприятии добровольное не вызывает неблагоприятных последствий (например, отрицательная отметка в журнал).

Часть школьников отметила, что задания сложные и требуют отдельной подготовки. Именно участие в таких мероприятиях помогает им выявить пробелы в знаниях и повысить мотивацию к посещению дополнительных занятий и самостоятельного изучения материала.

Олимпиада в НОЦ является важной частью образовательного процесса, так как проводится с целью не только выявить талантливых учеников, но и определить, есть ли у школьников, обучающихся в Центре, стремление к получению новых знаний самостоятельно, расширить кругозор и углубить знания по предмету, помочь определиться с выбором будущей профессии.

Следует отметить, что в течение всего учебного года в НОЦ проходили занятия по подготовке к олимпиадам. Проводил их аспирант ИСЭРТ РАН О.Е. Лапин – выпускник НОЦ, сам в недавнем прошлом победитель областного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экономике. Как показывает практика, для того, чтобы молодежь показывала хорошие результаты на олимпиадах, нужна самостоятельная работа, поддержка родителей, а также усилия педагогов.

Необходимо также общественное признание и поощрение побед и достижений школьников. По итогам Открытой Олимпиады НОЦ состоялось торжественное мероприятие, на котором учащиеся были награждены грамотами и памятными подарками. Результаты олимпиады с фотографиями победителей были также размещены на сайте и в газете НОЦ.

Успешное участие в олимпиаде требует от школьников интеллектуальной зрелости, коммуникабельности, умения быстро принимать решения в стрессовой ситуации, оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи. Данные качества помогут молодому человеку уверенно чувствовать себя в будущем на рынке труда. Олимпиада – это один из способов выявить учащихся, имеющих особые способности, дать им мотив и возможности для дальнейшего развития и реализации этих способностей.

Опыт проведения олимпиад для школьников выявил и ряд недостатков, которые необходимо учесть в будущем.

Это, во-первых, подготовка олимпиадных заданий. Данный этап является одним из важных, так как именно олимпиадные задания формируют у школьников общее впечатление об олимпиаде. Интересные и разнообразные задания должны быть основаны на общеобразовательной программе. Нужно также, чтобы задания отражали специфику олимпиады и были направлены на реализацию ее целей. Поэтому важно привлекать на этом этапе квалифицированных специалистов. В этом направлении Научно-образовательный центр планирует приглашать сотрудников ИСЭРТ РАН, филиала Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г. Вологде, Вологодского государственного педагогического университета, имеющих учёную степень по экономическому направлению и опыт составления олимпиадных заданий.

Во-вторых, необходимо четко проработать схему участия школьников в режиме он-лайн на сайте Экономической Интернет-школы с учетом технических и других особенностей дистанционного участия. Для этого важно тесное сотрудничество преподавателей с организаторами олимпиады и разработка для них четких инструкций.

В-третьих, должны быть точно и неукоснительно соблюдены сроки проведения и размещения на сайте заданий и результатов олимпиады и другие требования, указанные в положении. Решение этой проблемы мы видим в систематическом контроле со стороны всех заинтересованных лиц (организаторов олимпиады, участников, педагогов и родителей).

Коллектив Научно-образовательного центра ИСЭРТ РАН намерен и дальше с учетом предыдущего опыта проводить экономическую Олимпиаду и привлекать к участию большее количество школьников, заинтересовывать общеобразовательные учреждения, привлекать внимание общественности, а также работать над повышением уровня и достижением целей олимпиады.

Литература:

  1. Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа” (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. № Пр-271)
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 ноября 2010 г. №1162 “Об утверждении Перечня олимпиад школьников на 2010-2011 учебный год”.
  3. Приказ Минобрнауки РФ от 02.12.2009 №695 (ред. от 07.02.2011) “Об утверждении Положения о всероссийской олимпиаде школьников”.
  4. Приказ Минобрнауки РФ от 22.10.2007 №285 (ред. от 11.10.2010) “Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников”.