В настоящее время олимпиадное движение по различным предметам активно развивается и пользуется все большей популярностью среди школьников. Олимпиады создают общую среду для выявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и достижений наиболее одарённых ребят. Необходимость развития системы поддержки талантливых детей, в том числе через олимпиады и конкурсы, систему дополнительного образования, подчеркнута и в Национальной образовательной инициативе “Наша новая школа”, утверждённой Президентом РФ Д.А. Медведевым [1].
Под олимпиадой в данной статье мы понимаем соревнования среди школьников в определенной сфере знаний, проводимых с целью выявления одаренных детей и стимулирования у них интереса к научной деятельности.
Олимпиады по экономике проводятся в России не так давно, по сравнению с такими предметами как математика, физика или русский язык. Так, Всероссийская олимпиада по экономике проводится лишь с 1996 г., но в связи с популярностью экономического образования на сегодняшний день количество экономических олимпиад и конкурсов существенно возросло. Систему олимпиад по экономической тематике образуют: Всероссийская олимпиада школьников по экономике; олимпиады и конкурсы, входящие в перечень олимпиад, утверждаемых Министерством образования и науки; олимпиады, проводимые при поддержке различных организаций и учреждений (рис. 1).
Рисунок 1. Система экономических олимпиад школьников
По значимости и охвату школьников на первом месте стоит Всероссийская предметная олимпиада школьников, которая находится в ведении Министерства образования и науки и проводится в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный, заключительный [3].
Министерство образования и науки РФ определяет также порядок проведения олимпиад, входящих в перечень олимпиад: организационно-методическое обеспечение, правила участия и определения победителей и призеров, права победителей и призеров [2,4]. Организаторами таких олимпиад могут выступать как органы власти, так и вузы, общественные организации, средства массовой информации и иные юридические лица.
В перечень олимпиад школьников на 2010–2011 учебный год вошли 77 олимпиад и конкурсов, из них – 7 по общеобразовательному предмету “экономика”.
Олимпиады также организуются различными организациями и учреждениями. Например, Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по экономике и бизнесу, проводимая Центром дистанционного образования “Эйдос” или Московская олимпиада школьников по экономике, организаторами которой являются Департамент образования и вузы г. Москвы.
Открытая Олимпиада по экономике, организуемая Научно-образовательным центром экономики и информационных технологий ИСЭРТ РАН, является предметной (экономическое направление), очно-заочной, открытой (участие принимают все желающие школьники 5–11 классов общеобразовательных учреждений).
Организатор олимпиады – Научно-образовательный центр экономики и информационных технологий Учреждения Российской академии наук Института социально-экономического развития территорий РАН работает в сфере экономического образования молодежи с 2003 года.
В структуру НОЦ входят очный факультатив по экономике, состоящий из общегородских групп школьников и профильных экономических классов МОУ “Лицей №32”, МОУ “Гимназия №2” г. Вологды и Экономическая Интернет-школа. Общая численность школьников 5-11 классов в 2010-11 учебном году составила более 400 человек, из них 70 человек – учащиеся Экономической Интернет-школы. Общегородские группы и профильные классы МОУ “Лицей №32” и МОУ “Гимназия №2” формируются на конкурсной основе среди школьников общеобразовательных учреждений г. Вологды. Учащимся Экономической Интернет-школы может стать любой школьник, проявляющий интерес к экономической науке. Среди форм работы с учащимися НОЦ важное место занимают и олимпиады.
Открытая олимпиада по экономике в Научно-образовательном центре проводится второй год подряд. Численность школьников, принявших участие в олимпиаде в 2009-10 учебном году, составила 425 человек, из них – 24 старшеклассника г. Сокола и г. Грязовца.
В следующем учебном году численность участников олимпиады возросла до 591 человека, расширилась и география: 17 школьников из п. Юбилейный Вологодской области, 8 – из г. Череповца, 5 – из г. Хасавюрт Республики Дагестан, 7 – из г. Старые Дороги Республики Беларусь.
В 2009-10 учебном году олимпиада проводилась в два очных тура, в 2010-11 учебном году был организован заочный и очный тур, причем заочный состоял из трёх этапов. Заочный тур был проведен в течение трех месяцев, каждому этапу соответствовал определенный вид заданий. Очный тур проходил в течение одного месяца, включая время на оповещение участников и подведение итогов. Информация о проведении олимпиады, положение, задания и результаты каждого тура были размещены на сайте Научно-образовательного центра (http://noc.vscc.ac.ru/), а также направлены в образовательные учреждения г. Вологды и Вологодской области.
Заочный тур, который включал в себя три этапа – тесты, задачи и эссе, носил одновременно и обучающий характер. Время на выполнение заданий не ограничивалось, что позволило справиться с заданиями и учащимся, которые медленно работают.
Анализируя результаты заочного этапа, можно отметить, что олимпиадные задания являются выполнимыми для большинства участников и часть школьников набрала максимальный балл (табл. 1).
Таблица 1
Результаты I (заочного) тура олимпиады НОЦ
Этап | Класс | Количество участников | Максимальный балл | Средний балл | Минимальный балл | ||
чел. | % | Возможный | Набранный | ||||
Тесты | 5 | 70 | 12 | 42 | 40 | 26,4 | 10 |
6 | 112 | 19 | 42 | 40 | 29 | 14 | |
7 | 108 | 18 | 50 | 48 | 26,7 | 10 | |
8 | 107 | 18 | 50 | 46 | 26,5 | 4 | |
9 | 123 | 21 | 60 | 53 | 22,3 | 9 | |
10 | 49 | 8 | 65 | 45 | 25,4 | 12 | |
11 | 22 | 4 | 65 | 47 | 35,3 | 17 | |
Задачи | 5 | 10 | 5 | 25 | 25 | 23 | 19 |
6 | 37 | 20 | 25 | 25 | 22 | 12 | |
7 | 44 | 23 | 34 | 34 | 23 | 1,5 | |
8 | 49 | 26 | 34 | 34 | 27 | 7,5 | |
9 | 11 | 6 | 39 | 34 | 25 | 9 | |
10 | 27 | 14 | 46 | 46 | 17 | 4 | |
11 | 11 | 6 | 46 | 41 | 25 | 11 | |
Эссе | 5 | 21 | 12 | 31 | 28 | 16,9 | 7 |
6 | 45 | 26 | 31 | 31 | 14,9 | 7 | |
7 | 39 | 22 | 34 | 34 | 15,1 | 8 | |
8 | 34 | 20 | 34 | 30 | 18 | 8 | |
9 | 6 | 4 | 30 | 26 | 17 | 4 | |
10 | 23 | 14 | 41 | 35 | 18,6 | 3 | |
11 | 3 | 2 | 41 | 34 | 28,3 | 24 |
Участие в олимпиаде помогает реализовать учащимся и свой творческий потенциал. Например, на третьем этапе “Эссе” заочного тура всем классам предлагалось проанализировать экономическую информацию. Пятиклассники должны были поразмышлять о том, как правильно распределить семейный бюджет. Следующая возрастная группа (7-8 класс) изучала кредитные риски. Девятиклассники сравнивали положение на рынке труда в советский период и на современном этапе. Старшеклассники анализировали проблемы перехода российской экономики на инновационный путь развития.
Приводим некоторые выдержки из эссе школьников, которые показывают, что дети учатся думать и предлагать варианты решений экономических проблем.
Мочалов Алексей (5 класс МОУ “СОШ №1” г. Вологда): “Ведение семейного бюджета позволит постепенно накопить деньги в резервном фонде семьи. Тогда экстренные ситуации (болезнь, поломка бытовой техники, увольнение) не застанут врасплох и не втянут в кабалу долгов. Если с деньгами обращаться неаккуратно, любые доходы будут “улетать в трубу”.
Аркадьева Линда (7 класс, МОУ “Лицей №32” г. Вологда): “С одной стороны хорошо получить желаемую вещь сразу и пользоваться ею в условиях инфляции по цене “до подорожания”. Но нужно посчитать – не перекроют ли уплаченные проценты и комиссии банку за кредит этот рост цен. А ведь нужно еще возвращать и основной долг. Будет ли радостна покупка, если денег на платежи не хватит. Может, стоило все посчитать и набраться терпения, пока накопишь деньги на покупку, не влезая в кредиты”.
Хаджахмедова Наида (9 класс, МОУ “ХМЛ” г. Хасавюрт): “Для меня все недостатки трудовых отношений в советский период ассоциируются с фильмом “Приключения Шурика”. Например, это слова героя фильма Феди: “Кто не работает, тот ест”, его отношение к труду, к товарищам по работе”.
Гудкова Мария (11 класс, МОУ “Гимназия №2” г. Вологда): “Среди основных путей повышения конкурентоспособности России, я бы выделила путь технологической модернизации за счет отечественных научных разработок и импорта передовых инновационных решений”.
В очном туре задания были объединены, время на их выполнение уже строго ограничивалось. Если 5-9 классы справляются со всеми заданиями и набирают близкие к максимальным баллы, то у старшеклассников задания, в основном задачи, вызывают значительные трудности (табл. 2). Для исправления такой диспропорции, необходимо в переходных 8-9 классах усиливать олимпиадную подготовку и усложнять задания.
Таблица 2
Результаты II (очного) тура Олимпиады по
экономике НОЦ 2010–11 уч.г.
Класс | Количество участников | Максимальный балл | Средний балл | Минимальный балл | ||
чел. | % | Возможный | Набранный | |||
5 | 42 | 20 | 58 | 56 | 34,2 | 24 |
6 | 59 | 27 | 58 | 56 | 41,6 | 22 |
7 | 40 | 18 | 58 | 54 | 39,9 | 18 |
8 | 45 | 20 | 58 | 56 | 39,8 | 20 |
9 | 8 | 4 | 58 | 52 | 38,25 | 20 |
10 | 20 | 9 | 106 | 62 | 30,2 | 15 |
11 | 5 | 2 | 106 | 44 | 28,4 | 20 |
Возможность участия в очном этапе была предоставлена и тем школьникам, которые не могли лично приехать на олимпиаду. На портале Экономической Интернет-школы НОЦ (http://e-learning.vscc.ac.ru) в строго определенное время были размещены инструкции для участников и преподавателей, а также сами задания олимпиады. Таким образом, дистанционно приняли участие в этом этапе школьники из п. Юбилейный Вологодской области, г. Хасавюрт Республики Дагестан и г. Старые Дороги Республики Беларусь.
Мотивы участия самих школьников в олимпиаде были следующими: интерес к предмету, по которому проводится олимпиада (56%), стремление занять призовое место (15%) возможность высказать свои творческие идеи (15%), престижно участвовать в олимпиаде (11%). Это свидетельствует в первую очередь о том, что экономика является одним из увлекательных предметов, так как соединяет в себе и возможность высказать свое мнение на проблему и произвести математические расчеты. Важно, что олимпиада не ассоциируется у детей с проверкой знаний, участие в мероприятии добровольное не вызывает неблагоприятных последствий (например, отрицательная отметка в журнал).
Часть школьников отметила, что задания сложные и требуют отдельной подготовки. Именно участие в таких мероприятиях помогает им выявить пробелы в знаниях и повысить мотивацию к посещению дополнительных занятий и самостоятельного изучения материала.
Олимпиада в НОЦ является важной частью образовательного процесса, так как проводится с целью не только выявить талантливых учеников, но и определить, есть ли у школьников, обучающихся в Центре, стремление к получению новых знаний самостоятельно, расширить кругозор и углубить знания по предмету, помочь определиться с выбором будущей профессии.
Следует отметить, что в течение всего учебного года в НОЦ проходили занятия по подготовке к олимпиадам. Проводил их аспирант ИСЭРТ РАН О.Е. Лапин – выпускник НОЦ, сам в недавнем прошлом победитель областного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экономике. Как показывает практика, для того, чтобы молодежь показывала хорошие результаты на олимпиадах, нужна самостоятельная работа, поддержка родителей, а также усилия педагогов.
Необходимо также общественное признание и поощрение побед и достижений школьников. По итогам Открытой Олимпиады НОЦ состоялось торжественное мероприятие, на котором учащиеся были награждены грамотами и памятными подарками. Результаты олимпиады с фотографиями победителей были также размещены на сайте и в газете НОЦ.
Успешное участие в олимпиаде требует от школьников интеллектуальной зрелости, коммуникабельности, умения быстро принимать решения в стрессовой ситуации, оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи. Данные качества помогут молодому человеку уверенно чувствовать себя в будущем на рынке труда. Олимпиада – это один из способов выявить учащихся, имеющих особые способности, дать им мотив и возможности для дальнейшего развития и реализации этих способностей.
Опыт проведения олимпиад для школьников выявил и ряд недостатков, которые необходимо учесть в будущем.
Это, во-первых, подготовка олимпиадных заданий. Данный этап является одним из важных, так как именно олимпиадные задания формируют у школьников общее впечатление об олимпиаде. Интересные и разнообразные задания должны быть основаны на общеобразовательной программе. Нужно также, чтобы задания отражали специфику олимпиады и были направлены на реализацию ее целей. Поэтому важно привлекать на этом этапе квалифицированных специалистов. В этом направлении Научно-образовательный центр планирует приглашать сотрудников ИСЭРТ РАН, филиала Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г. Вологде, Вологодского государственного педагогического университета, имеющих учёную степень по экономическому направлению и опыт составления олимпиадных заданий.
Во-вторых, необходимо четко проработать схему участия школьников в режиме он-лайн на сайте Экономической Интернет-школы с учетом технических и других особенностей дистанционного участия. Для этого важно тесное сотрудничество преподавателей с организаторами олимпиады и разработка для них четких инструкций.
В-третьих, должны быть точно и неукоснительно соблюдены сроки проведения и размещения на сайте заданий и результатов олимпиады и другие требования, указанные в положении. Решение этой проблемы мы видим в систематическом контроле со стороны всех заинтересованных лиц (организаторов олимпиады, участников, педагогов и родителей).
Коллектив Научно-образовательного центра ИСЭРТ РАН намерен и дальше с учетом предыдущего опыта проводить экономическую Олимпиаду и привлекать к участию большее количество школьников, заинтересовывать общеобразовательные учреждения, привлекать внимание общественности, а также работать над повышением уровня и достижением целей олимпиады.
Литература:
- Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа” (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. № Пр-271)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 ноября 2010 г. №1162 “Об утверждении Перечня олимпиад школьников на 2010-2011 учебный год”.
- Приказ Минобрнауки РФ от 02.12.2009 №695 (ред. от 07.02.2011) “Об утверждении Положения о всероссийской олимпиаде школьников”.
- Приказ Минобрнауки РФ от 22.10.2007 №285 (ред. от 11.10.2010) “Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников”.