Цели:
- Воспитательные – способствовать формированию ответственного отношения к учению, воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования и самоконтроля, организованность, ответственность.
- Образовательные – познакомить с понятиями: обыкновенные дроби, числитель и знаменатель дроби, закрепить эти понятия на конкретных примерах, совершенствовать вычислительные навыки;
- Развивающие – развивать внимание, логическое мышление и память, познавательный интерес.
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер, презентация к уроку, рисунок, карточки с заданиями творческой самостоятельной работы, желтые и красные фломастеры.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку; определение отсутствующих. Запись даты на доске и в рабочих тетрадях. (Тема и цель урока не сообщается.)
II. Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности
Главная цель изучения математики в 5 классе, это повышение вычислительной культуры учащихся. Поэтому урок математики начинаю с устного счета. Устный счет не только помогает совершенствовать вычислительные навыки учащихся, но и активизирует мыслительную деятельность, концентрирует внимание учащихся, настраивает на продуктивную работу на протяжении всего урока.
Учитель: Итак, мы начинаем урок с устного
счета. Пройдите в лабиринте от старта до финиша,
при этом решая примеры на своем пути (слайд 2).
Самопроверка (один ученик называет ответы)
(слайд3).
III. Изучение нового материала
Учитель: С какими числами мы с вами выполняли действия?
Ученик: с натуральными.
Учитель: А теперь представили себе, что мама отправляет вас в магазин и вам надо записать с помощью натуральных чисел набор продуктов: 2 кг картофеля, 3 пакета молока и пол буханки хлеба.
Ученик: пол буханки не записать с помощью натуральных чисел.
Учитель: Оказывается, еще в древности люди столкнулись с такой же проблемой. И если бы у нас была машина времени и мы оказались бы в Древнем Египте, пол буханки записали бы с помощью следующего значка (слайд 4). А в Индии в 4 веке нашей эры (щелчок) пол буханки записывали следующим образом , где 2 показывает, что буханку нужно разрезать на 2 куска, а 1 говорит о том, что купить вам нужно только одну половинку. Таджикский ученый ал-Насави записал бы пол буханки вот так (щелчок), где 0 говорит о том, что целых буханок вам покупать не нужно. А вот арабский ученый ал – Хассар в XII в.н.э. придумал записывать пол буханки вот таким образом (щелчок), такая запись сохранилась по настоящее время. И называются такие числа – обыкновенные дроби. Это тема нашего сегодняшнего урока (слайд 5). Сообщение темы и цели урока, запись темы в рабочие тетради.
Учитель: Итак что же показывает число 1? (слайд 6)
Ученик: Сколько частей взяли
Учитель: Правильно, и называется – числитель дроби (щелчок). Что показывает число 2?
Ученик: На сколько частей разделили.
Учитель: Правильно, и называется – знаменатель дроби (щелчок). Черта, разделяющая эти числа, называется дробной чертой (щелчок). Лучше запомнить название чисел в дробях вам поможет стих и рисунок, который выполнила ученица 6 класса
IV. Закрепление и коррекция знаний
Учитель: У нас есть поговорка “попал в
тупик”, т.е. попал в такое положение, откуда нет
выхода. У немцев есть аналогичная поговорка,
которая гласит “попасть в дроби”, т.е. попасть в
очень трудное положение. Поговорка эта
напоминает нам о том времени, когда дроби
считались самым трудным и самым запутанным
разделом математики. А тот, кто
знал дроби, признавался настоящим мудрецом
сведущим в математике. Ребята, а вы хотите стать
мудрецами?
Учащиеся: Да.
Учитель: Тогда я расскажу вам сейчас одну интересную историю, а вы мне будете в этом помогать. История называется «Мышки, сыр и дроби». Учитель рассказывает историю, а учащиеся называют дроби (слайды 7-23).
Учитель: Молодцы, вы отлично мне помогали. А теперь самостоятельная практическая работа. Начертите квадрат (слайд 24) и закрасьте в нем 1/4 часть, причем найдите как можно больше способов выполнить это задание.
Самопроверка (слайд 25).
Учитель: По рисунку (слайд 26) записать, какая часть круга закрашена красным цветом?
Ученик: 3/12
Учитель: Верно, а какой дробью еще можно записать эту часть круга?
Ученик: 1/4?
Учитель: Верно (щелчок).
Учитель: Ребята, посмотрите на рисунок на вашем столе (слайд 27). Поздней осенью, листья с деревьев опали, но на нашей веточке еще остались несколько листочков. Дорисуйте на ней желтые и красные листочки, если известно, что листья, которые остались составляют 1/3 тех, которые были на ветке(щелчок).
V. Итоги урока
VI. Информация о домашнем задании: № 884, 925, 934 (а), для увлеченных учащихся придумать и оформить стих о дробях или их составляющих.