Цели урока:
– развивать творческую фантазию, ассоциативное мышление путем предоставления каждому ученику свободы художественно-творческого решения учебной задачи.
– познакомить учащихся с основами цветоведения;
– дать понятия цветового круга, основных, составных цветов, дополнительного цвета;
– холодного и теплого цветов; светлоты, цветового контраста, насыщенности цвета;
– научить получать новые цвета через смешивание красок;
– воспитывать художественный вкус;
– помочь школьникам научиться работать в холодной и теплой цветовой гамме и уметь передавать настроение изображаемой картины.
– формировать позитивное отношение к окружающему миру и желание откликаться на его красоту.
План урока.
- Организационный момент.
- Сообщение темы и целей.
- Актуализация знаний учащихся.
- Сообщение новых теоретических знаний.
- Практическая работа – 25 мин.
- Анализ ученических работ. Закрепление изученного.
- Итог урока – 5 мин.
Оборудование: проектор, компьютер.
Материалы:
Презентация PowerPoint, гуашевые краски, рисунки детей.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Ребята, у нас на уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем.
2. Сообщение темы и целей.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами закрепим изученный материал и перейдём к изучению нового.
3. Актуализация знаний учащихся.
Презентация. “Пейзаж в живописи”.
Учитель: Давайте ответим на следующие вопросы.
Слайд №2. Закрепление изученного материала.
- Назовите виды ИЗО?
- Что такое графика?
- Что является основой языка графики?
- Назовите материалы, которые используют для выполнения графической работы?
- Что такое живопись?
- Что является основой языка живописи?
- Назовите материалы, которые используют для выполнения живописной работы?
4. Сообщение новых теоретических знаний
Учитель: Именно с помощью этих материалов живопись обретает основное средство выразительности – цвет.
Учитель: Ребята посмотрите на доску и скажите, как вы думаете, что мы сегодня будем рисовать? (на доске фото осень и зима).
Слайд №3. Тема урока.
Тема урока: “Пейзаж родного края”.
Задача урока: изобразить живописный пейзаж.
Живопись – это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль.
Живопись – искусство изображать предметы и явления реального мира с помощью красок.
(В словаре Ефремовой)
Лучше понять особенности цвета, использовать его в живописи, применить в декоративном искусстве помогает художникам наука о цвете – цветоведение.
Слайд №4. Ахроматические цвета.
Слайд №5. Хроматические.
Слайд №6. Тёплые и холодные.
Слайд №7. Основные и составные.
Слайд №8. Картина донского художника. Осень.
Учитель: Какое время года изображено на картине? В каких тонах?
У нас за окном тоже осень прекрасная осенняя пора.
Какие стихи об осени вы знаете? Ведь русские поэты тоже
воспевали это прекрасное время года в своих стихах.
Учитель: Вот как описывает осень донской писатель Колесников в своём произведении “Тайны степного леса”. Осень. Яркая палитра Осень – великолепная художница. Чеканной медью и старой бронзой украшает осень яблони и груши степных садов. А на опушках лесных полос холодными кострами вспыхивают жерделы. Нет, наверное, ни одного оттенка желтого, оранжевого, красного, фиолетового который осень не бросила бы на наши степные сады, леса и перелески. И только серебристые тополя, так и не поддавшись очарованию осени, сбрасывают на землю свои узорные листы в летнем зеленом уборе…
Колесников Г. Яркая палитра // Тайны степного леса / Г. Колесников. Ростов н/Д, 1987. С.
Слайд №9. Картина донского художника. Зима.
Зима в степи
Учитель: Зима в степи легла снежная. У лесных полос наело такие сугробы, что из-за них виднелись только верхушки деревьев. Овраги и балки завалило снегом – выровняло степь. И она лежала большая, белая, бесприютная.
Колесников Г. Подсудимый // Тайны степного леса / Г. Колесников. Ростов н/Д, 1987. С. 30-34.
5. Практическая работа.
Учитель: Мы с вами увидели красоту донского края в произведениях изобразительного искусства и литературы.
Учитель: Сейчас мы с вами приступаем к практической работе.
Учитель: Постарайтесь и вы в своих работах показать красоту родного края и любовь к нему.
Слайд №10. Практическая работа.
Учитель: Ваша задача изобразить живописный пейзаж в тёплых и холодных тонах.
Слайд №11. Последовательность работы над пейзажем.
Учитель: Приступаем к работе над пейзажем в цвете.
6. Анализ ученических работ. Закрепление изученного.
Прикрепить работы на доске “Пейзаж родного края”
Слайд №12. Вопросы.
- Что такое живопись?
- Что является основой языка живописи?
- Назовите тёплые и холодные цвета?
Учитель: Родина – это место, где ты родился, где сделал свои первые шаги, Пошел в школу, нашел друзей настоящих и верных. А еще это место, где человек стал Человеком, научился отличать плохое от хорошего, творить добро, любить, где услышал первые добрые слова и песни…
Учитель: Нет дороже места, где ты родился и вырос. Для нас – это наше родное село. Приглашаю Вас на прогулку по родному краю.
Презентация. “Пейзаж родного края”
7. Итог урока.
Учитель: Не забывайте о своей Родине, родителях, школе, школьных друзьях. Сделайте эти места более красивыми.
Учитель: Я надеюсь, ребята, что вам и конечно нашим гостям урок понравился.
Учитель: На доске есть листочек со смайликом, приклейте и свои смайлики туда же если вы получили удовольствие на уроке.