Цели урока:
образовательная – формировать умения и навыки нахождения неизвестного слагаемого в усложненных уравнениях; отрабатывать и совершенствовать приемы письменного сложения и вычитания многозначных чисел;
развивающая – развивать познавательный интерес и умение наблюдать, сравнивать и делать выводы, развивать логическое мышление и умение самостоятельно работать;
воспитательная – воспитывать аккуратность, умение доводить до конца начатую работу, оценивать свой труд.
Оборудование: учебник “Математика” 4 класс (М.И.Моро), листы для устного счета, тесты.
Ход урока
Организационный момент.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не зеваем.
Сообщение темы и целей урока.
(Запись на доске)
x + 5 = 9 |
5 + а = 8 |
5 + 8 = 13 |
9 – 4 = 5 |
4 + x = 6 |
x + 13 = 71 |
– Распределите эти математические записи на две группы по какому – нибудь признаку? (Числовые выражения и уравнения.)
– Как называется группа выражений с неизвестным компонентом? (Уравнение.)
(На доске записаны два уравнения.)
х + 60 = 320 |
80 + х = 60 + 100 |
– Что общего в записи этих уравнений?
– Какое уравнение требует дополнительных вычислений? (Второе.) Почему? (Усложнена правая часть.)
– Сформулируйте тему урока. (Нахождение неизвестного слагаемого.)
Учитель:
– Будем учиться находить неизвестное слагаемое в усложненных уравнениях.
Устный счет.
Игра “Верю, не верю”.
(Учитель читает предложение. Если высказывание верное, учащиеся ставят знак “+”, если высказывание неверное, ставят знак “-”. )
– Слагаемое, слагаемое, сумма – это название компонентов при сложении. (+)
– Число 100 больше 1 в 10 раз. (-)
– Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо произведение разделить на множитель? (-)
– Сумма 25 и 52 равна 77. (+)
– Первое слагаемое – 40, второе слагаемое – 23, сумма – 63. (+)
– Если к 1 + 0, то получится 0. (-)
– Действие сложение проверяется вычитанием. (+)
– Чтобы найти сумму двух чисел, их надо сложить. (+)
(Выстраивается “цепочка” ответов: +,-,-,+,+,-,+,+. Взаимопроверка. Оценивание результатов.)
Занимательная задача
.Человек научился брать у пчел мед и воск. Чтобы сделать 2 кг воска, 300 000 пчел работают в течение жизни. Сколько пчел должно работать, чтобы получить 8 кг воска?
( 8 : 2 = в 4 (раза) увеличилось количество пчел.
300 000 · 4 = 1 200 000 (пчел) должно работать, чтобы получить 8 кг воска.
Ответ: 1 200 000 пчел.)
Работа по теме урока.
– Решим уравнение: х + 60 = 320
– На какое действие дано уравнение?
– Как называется неизвестный компонент?
– Как найти неизвестное слагаемое?
(У доски решает “слабый” ученик с объяснением.)
– Решим уравнение: х + 60 = 300 + 20
– Что общего в данном и предыдущем уравнениях?
– Чем различаются?
– Что нужно сделать, чтобы привести данное уравнение к виду первого уравнения?
– Какой можно сделать вывод? (У доски решает “слабый” ученик с объяснением.)
(В это время сильные ученики работают по индивидуальным карточкам.)
Примеры карточек (2 варианта):
60 : 4 + х = 15 · 3 |
90 : 15 + х = 11 · 6 |
х + (100 – 16 ) = 500 : 5 |
х + (100 – 49 ) = 600 : 6 |
(Взаимопроверка.)
Работа по учебнику.
Стр. 69, №380
(Запись уравнений и их решение проводится в группах. Проверка.)
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше,
И легко, легко подышим.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
Повторение пройденного материала.
Работа по учебнику.
Стр. 69, № 381, № 382.
(Задание выполняется по рядам. 1 ряд – первые примеры, 2 ряд – вторые примеры, 3 ряд – третьи примеры. Одновременно у доски работают ученики с каждого ряда. Проверка по решению на доске.)
Работа с тестами (2 варианта).
1 вариант
1. Укажи выражение, в котором первое действие сложение:
а) 9792 : 32 + 8364 : 82; б) (242530 + 18350) : 60; в) 30000 – (2486 + 335104 : 47).
2. В каком из двух уравнений неизвестное число находится вычитанием:
а) 480 + х =600; б) х – 10 = 480.
3. Какое из выражений верно?
а) 8 + 2 · 10 = 100; б) (8 + 2) · 10 = 100.
4. Во сколько раз 1 минута больше 1 секунды?
а) в 10 раз; в) в 6 раз; б) в 100 раз; г) в 60 раз.
5. Сравни: 420 : 6 * 4200 : 60
а) > ; б) < ; в) = .
2 вариант
1. Укажи, в каком из выражений первое действие вычитание:
а) 500100 – 78052 : 26 · 48; б) 932 · 65 + (571 – 263) · 64; в) 981 – 306 · 75 : 25.
2. В каком из двух уравнений неизвестное число находится сложением:
а) 40 + х = 320; б) х – 120 = 5.
3. Какое из выражений верно?
а) 10 + 7 · 5 = 85; б) (10 + 7 ) · 5 = 85.
4. Во сколько раз 1 час больше 1 минуты?
а) в 10 раз; б) в 100 раз; в) в 60 раз.
5. Сравни: 540 : 9 * 5400 : 90
а) > ; б) < ; в) = .
Домашнее задание.
Стр. 69, № 383.
Итог урока.
– Что нужно сделать, чтобы уравнения х + 17 = 96 : 4 и 186 + х = 10 000 : 20 привести к более простой записи?
– Какие получаем уравнения?
(х + 17 = 24 и 188 + х = 500).