Цель:
- Закрепить знания детей о некоторых свойствах воды.
- Уточнить, что вода - важная составляющая всего живого.
- Дать понятие о рациональном ее использовании.
- Развивать любознательность, мышление.
- Воспитывать бережное отношение к воде и ее обитателям.
Активизация и обогащение словаря: жидкость, бесцветная, безвкусная, пресная, соленая.
Предварительная работа:
- Изготовление панно "Кому нужна вода?".
- Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
- Беседы на темы: "Кто обитает в воде?", "Вода вокруг нас"
Материал и оборудование: Панно "Кому нужна вода?"; стаканы с водой для детей; карта мира; картинки с обитателями водной среды.
Ход занятия
Дети входят в группу, рассаживаются на стульчики.
Воспитатель: Ребята послушайте и отгадайте загадку:
"В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять"
Дети. Вода
Воспитатель: Правильно, это вода. Вы наверно догадались, о чем мы сегодня будем говорить - о воде.
(Раздается стук в дверь. Входит Незнайка)
Незнайка: Здравствуйте. Я проходил мимо и услышал, как вы произнесли слово "вода". Не о ней ли вы сегодня будете беседовать?
Воспитатель: Да, о ней. А что?
Незнайка: Можно я посижу и послушаю. Я ведь ничего о ней не знаю.
Воспитатель: Ребята поможем Незнайке, расскажем ему, что мы знаем о воде и что нового сегодня узнаем.
"Вы слыхали о воде!
Говорят она везде!
Мы ее не замечаем
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда"
(Предлагаю детям перелить воду из одного стакана в другой)
Ребята, так что же такое "вода"?
Дети: Вода - это жидкость. Ее можно наливать и переливать.
Воспитатель: Правильно. Незнайка ты усвоил, что вода это жидкость?
Незнайка: Да
Воспитатель: Незнайка, а как ты думаешь, какого цвета вода?
Незнайка: Белого.
Воспитатель: А как вы думаете, ребята?
Дети: Бесцветная
Воспитатель: Сейчас мы это проверим. Посмотри Незнайка.
(Ставлю на стол стакан с молоком, другой с водой). Ну и какого же цвета вода, Незнайка?
Незнайка: Бесцветная.
Воспитатель: Молодец! А имеет ли вода вкус? Давайте все вместе ее попробуем.
Ну что скажете, ребята, и ты Незнайка? (ответ - безвкусная)
Незнайка: Как хорошо, что я к вам зашел. Узнал, что вода это жидкость, бесцветная, не имеющая вкуса.
Воспитатель: Мы рады, Незнайка, что познакомили тебя с водой. Но это еще не все.
Дети, а как вы думаете, кому нужна вода? (Вывешиваю панно "Кому нужна вода?")
Дети: (ответы)
Воспитатель: Без воды все живое на земле погибнет. Вода - это жизнь.
"Без воды вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
"Без воды вам не прожить!"
А как вы думаете, много ли воды на Земле, хватит ли ее всем?
Дети: (ответы)
Воспитатель: (Вывешиваю карту на доску)
Ребята, синим цветом на карте обозначена вода. Это моря, океаны, озера.
Как вы думаете, много ли ее на нашей планете?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Правильно. На земле воды много.
А теперь я предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка: "Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем.
Моем тело, моем уши,
После вытираем суше"
(Дети выполняют движения, согласно тексту)
Воспитатель: А кто из вас ребята был с родителями на море?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Кто знает, какого вкуса морская вода?
Дети: Соленая
Воспитатель: Правильно, она соленая. А можно ли пить такую воду?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Конечно нельзя.
Ребята, мы с вами пьем только пресную воду. А где в природе ее можно встретить?
Дети: В реке, в водоеме, в озере.
Воспитатель: Верно. А теперь я вам покажу на карте моря, океаны, реки и озера.
(Показываю) Мы уже знаем, что в морях вода соленая, а в реках и озерах - пресная.
Давайте сравним, какой же воды на планете больше: соленой или пресной?
Дети: Соленой.
Воспитатель: Правильно. А могут ли жить в такой воде рыбы?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Как в пресной, так и в соленой воде живут рыбы.
Раз мы с вами уже знаем, что пресной воды меньше на земле, то как мы должны к ней относиться?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Воду конечно нужно беречь. Незнайка, а ты бережешь воду?
Незнайка: А как ее нужно беречь?
Воспитатель: Ребята, давайте ему подскажем, как мы бережем воду.
Дети: Не включать сильно кран; закрывать его при умывании; не оставлять воду без присмотра, когда поливаешь цветы из шланга; не загрязнять реки и озера.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Ну как Незнайка, понравилось тебе у нас? Мы надеемся, что ты много знаний получил о воде.
Незнайка: Спасибо. Вы мне очень помогли.
Воспитатель: На следующем занятии мы с вами поговорим, какой температуры бывает вода и что в ней растет. А закончить я хочу наше занятие отрывком из стихотворения:
"Что такое вода?
Минерал, не имеющий цвета,
Не имеющий запаха, формы,
Но ты оглянись -
Это главное таинство,
Главное чудо планеты,
Это главный исток,
Из которого вылилась Жизнь!"