Урок по изобразительному искусству по теме "Бабочки на лугу". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цель урока: развитие творческих способностей обучающихся в процессе обучения работы в технике рваная мозаика

Задачи урока:

  • Обучающие:
    • закреплять умение работать в технике «рваная мозаика».
  • Развивающие:
    • развивать творческие способности, воображение, фантазию;
    • развивать наблюдение.
  • Воспитательные:
    • воспитывать аккуратность;
    • формировать интерес к окружающему миру, представление о прекрасном.

Задание: выполнение бабочки

Тип урока: закрепление знаний

Форма  урока: практикум.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Зрительный ряд: плакат «Насекомые», фотографии и иллюстрации бабочек; творческие работы учащихся прошлых лет, зрительная опора «геометрические фигуры», рисунок с изображением цветочного луга, презентация к уроку «Бабочки на лугу».

Литературный ряд: стихи, загадки о бабочках.

Музыкальный ряд: Моцарт «Соната № 15».

Оборудование: интерактивная доска; клеенка; салфетка; кисточки; цветная бумага; картон; клей; тряпочка для клея; шаблоны контура бабочки; двухсторонний скотч; карточка «симметрия»; изображения красных и синих бабочек.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие класса.
Проверка готовности к уроку.

II. Подготовка обучающихся к восприятию новой темы

– Закройте глаза и послушайте загадку, мысленно представляя себе загадываемый объект. Это поможет вам зрительно представить необходимый объект и назвать тему нашего урока:

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел (Бабочка)

– Посмотрите на представленные работы и вспомните, с помощью какой техники выполнены они.
– «Рваная мозаика».
– Давайте вспомним, что такое «рваная мозаика» и как выполняется аппликация с помощью этой техники.
– Как вы думаете, для чего мы вспомнили эту технику?

Вводный рассказ

В природе встречается огромное разнообразие бабочек: крепкоголовка, капустница, адмирал, крапивница, белянка, перломутровка, голубянка... Они все поражают нас своей красотой и нежностью.
Вот уже запорхали на полянке «живые цветочки». У бабочек Адмиралов общий фон крыльев темно-коричневый или чёрный. Отличительная особенность адмирала – ярко-красная полоса на тёмном фоне и белые пятна в вершинных углах передних крыльев. На переднем крыле 9 белых пятен, 3 из которых сливаются в полоску, идущую от переднего края. Через переднее крыло от переднего края до заднего проходит красно-оранжевая, чуть изогнутая, полоса. По внешнему краю заднего крыла проходит узкая красноватая полоска со светлыми краевыми лунками и рядом черных точек на ней. У заднего угла 2 маленьких синих пятна. У самок на красной полосе передних крыльев находится белая точка. У Крапивниц общий фон крыльев красно-оранжевый. По внешнему краю передних и задних крыльев располагается ряд крапинок. Эти синие пятнышки имеют форму полумесяца и придают бабочке особенно красивый вид. Бабочка имеет полный ряд оранжевых лунок на верхней стороне крыльев. Голубой цвет на крыльях отсутствует. Нижняя сторона более яркая, чем у изменчивой многоглазки, с коричневым оттенком, краевые пятна более крупные. К крепкоголовки лесной крылья жёлто-коричневые с чёрными пятнами. Кайма может быть тёмной или в основной цвет крыльев.    У перламутровки большой крылья сверху имеют светящуюся оранжево-коричневую окраску с разбросанными чёрными точками и штрихами. На исподе бросаются в глаза серебристо-белые полоски и окантовка. Но вдруг подул сильный ветер и сдул всех бабочек с полянки. Поляна опустела без ярких бабочек. Давайте поможем вернуть их обратно.

– Сегодня на уроке мы будем выполнять творческую работу «Бабочки на лугу» с помощью техники «рваная мозаика»

Анализ строения бабочки

– Внимательно посмотрите на изображение бабочки и ответьте:

– Из скольких отделов состоит тело бабочки?
– Какой формы голова бабочки?
– Что находится на голове бабочки?
– Какой формы тело бабочки?
– Что находиться на груди бабочки?
– Сколько крыльев у бабочки?
– Как расположены крылья?
– Какова форма крыльев бабочки?
– Крылья украшены или безликие?
– Сколько пар ног?
– Каких бабочек видели вы? Опишите их.

III. Планирование работы

– Перед началом работы  мы с вами обговорим порядок наших действий, определим последовательность выполнения работы и составим опору:

  • Лист картона белого цвета сложи пополам.
  • Обведи шаблон, приложив его к линии сгиба листа.
  • Вырежи контур бабочки.
  • Подбери узор для украшения крыльев.
  • Нарви кусочки цветной бумаги нужной формы и нужного цвета.
  • Проверь сочетание цветов, разложив все детали узора.
  • Приклей все детали

IV. Новая тема

– Сейчас мы применим приём «Рисование в воздухе носом». Попробуйте в воздухе носом нарисовать сначала тело бабочки, а затем две пары крыльев. Глазами следим за прорисовкой в воздухе.
– Крылышки у бабочки располагаются симметрично или нет? 
– Чтобы сделать симметричную форму бабочки из бумаги, необходимо согнуть лист картона пополам, приложить шаблон к линии сгиба листа и обвести его и вырезать.
– Каким способом будем выполнять детали из цветной бумаги?
– Мозаика – разновидность аппликации, где изображение выполняется из мелких частиц. С помощью «рваной мозаики» выполняют и контурные, и сплошные изображения. Сплошная мозаика – это техника выполнения работы, при которой мелкие кусочки цветной бумаги выкладываются по всей площади изображения. Контурная мозаика – это мозаика, в которой выполняется только контур, то есть кусочки рваной бумаги выкладываются по линии рисунка
– Какие части работы мы будем выполнять с помощью контурной мозаики?
– Узоры и крылья.
– Какую часть работы мы будем выполнять сплошной мозаикой?
– Тело.

Показ и обсуждение возможных мотивов для аппликации.

– Я вам даю право выбора для украшения бабочки. Бабочка у вас должна получиться нарядной и яркой.
– Используя зрительную опору «геометрические фигуры», предлагаю вам составить узор из геометрических фигур.
– Перед тем, как приступить к наклеиванию, разложите все детали узора на листе бумаги и ещё раз проверьте сочетания цветов.

Физкультминутка

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – осой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

Пальчиковая гимнастика

– Перед тем, как приступить к работе, закройте еще раз глаза и представьте красоту бабочки, узоры на ее крылышках. Откройте глаза и представьте: Бабочка спит в твоем кулачке. Вот она начинает медленно просыпаться. Сначала затрепетало маленькое крылышко (мизинец), потом – другое (безымянный палец). Наконец запорхало большое крыло (средний палец). Крылышки быстро двигаются, но бабочка еще не взлетела, а сидит на ладошке другой руки. Подуй на нее! Полетела!

V. Закрепление

– При выполнении работы используйте  составленный нами план. Выполненные бабочки прикрепите с помощью двухстороннего скотча на рисунок с изображением цветочного луга. 

Работа выполняется под музыку Моцарта «Соната № 15» (Приложение 2).

VI. Подведение итогов

Анализ и оценивание работ.

– С помощью какой техники мы выполнили сегодняшнюю работу? (Рваная мозаика).
– С какими видами рваной мозаики вы познакомились? (Контурная и сплошная).

VII. Рефлексия

– У вас у каждого на парте лежат красные и синие бабочки. На доске вывешен рисунок с изображением цветочного луга. Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите на поляну красную бабочку, если не понравилось, – голубую бабочку.