Цель урока: развитие творческих способностей обучающихся в процессе обучения работы в технике рваная мозаика
Задачи урока:
- Обучающие:
- закреплять умение работать в технике «рваная мозаика».
- Развивающие:
- развивать творческие способности, воображение, фантазию;
- развивать наблюдение.
- Воспитательные:
- воспитывать аккуратность;
- формировать интерес к окружающему миру, представление о прекрасном.
Задание: выполнение бабочки
Тип урока: закрепление знаний
Форма урока: практикум.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная.
Зрительный ряд: плакат «Насекомые», фотографии и иллюстрации бабочек; творческие работы учащихся прошлых лет, зрительная опора «геометрические фигуры», рисунок с изображением цветочного луга, презентация к уроку «Бабочки на лугу».
Литературный ряд: стихи, загадки о бабочках.
Музыкальный ряд: Моцарт «Соната № 15».
Оборудование: интерактивная доска; клеенка; салфетка; кисточки; цветная бумага; картон; клей; тряпочка для клея; шаблоны контура бабочки; двухсторонний скотч; карточка «симметрия»; изображения красных и синих бабочек.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие класса.
Проверка готовности к уроку.
II. Подготовка обучающихся к восприятию новой темы
– Закройте глаза и послушайте загадку, мысленно представляя себе загадываемый объект. Это поможет вам зрительно представить необходимый объект и назвать тему нашего урока:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел (Бабочка)
– Посмотрите на представленные работы и
вспомните, с помощью какой техники выполнены они.
– «Рваная мозаика».
– Давайте вспомним, что такое «рваная мозаика» и
как выполняется аппликация с помощью этой
техники.
– Как вы думаете, для чего мы вспомнили эту
технику?
Вводный рассказ
В природе встречается огромное разнообразие
бабочек: крепкоголовка, капустница, адмирал,
крапивница, белянка, перломутровка, голубянка...
Они все поражают нас своей красотой и нежностью.
Вот уже запорхали на полянке «живые цветочки». У
бабочек Адмиралов общий фон крыльев
темно-коричневый или чёрный. Отличительная
особенность адмирала – ярко-красная полоса на
тёмном фоне и белые пятна в вершинных углах
передних крыльев. На переднем крыле 9 белых пятен,
3 из которых сливаются в полоску, идущую от
переднего края. Через переднее крыло от
переднего края до заднего проходит
красно-оранжевая, чуть изогнутая, полоса. По
внешнему краю заднего крыла проходит узкая
красноватая полоска со светлыми краевыми
лунками и рядом черных точек на ней. У заднего
угла 2 маленьких синих пятна. У самок на красной
полосе передних крыльев находится белая точка. У
Крапивниц общий фон крыльев красно-оранжевый. По
внешнему краю передних и задних крыльев
располагается ряд крапинок. Эти синие пятнышки
имеют форму полумесяца и придают бабочке
особенно красивый вид. Бабочка имеет полный ряд
оранжевых лунок на верхней стороне крыльев.
Голубой цвет на крыльях отсутствует. Нижняя
сторона более яркая, чем у изменчивой
многоглазки, с коричневым оттенком, краевые
пятна более крупные. К крепкоголовки лесной
крылья жёлто-коричневые с чёрными пятнами. Кайма
может быть тёмной или в основной цвет
крыльев. У перламутровки большой
крылья сверху имеют светящуюся
оранжево-коричневую окраску с разбросанными
чёрными точками и штрихами. На исподе бросаются в
глаза серебристо-белые полоски и окантовка. Но
вдруг подул сильный ветер и сдул всех бабочек с
полянки. Поляна опустела без ярких бабочек.
Давайте поможем вернуть их обратно.
– Сегодня на уроке мы будем выполнять творческую работу «Бабочки на лугу» с помощью техники «рваная мозаика»
Анализ строения бабочки
– Внимательно посмотрите на изображение бабочки и ответьте:
– Из скольких отделов состоит тело бабочки?
– Какой формы голова бабочки?
– Что находится на голове бабочки?
– Какой формы тело бабочки?
– Что находиться на груди бабочки?
– Сколько крыльев у бабочки?
– Как расположены крылья?
– Какова форма крыльев бабочки?
– Крылья украшены или безликие?
– Сколько пар ног?
– Каких бабочек видели вы? Опишите их.
III. Планирование работы
– Перед началом работы мы с вами обговорим порядок наших действий, определим последовательность выполнения работы и составим опору:
- Лист картона белого цвета сложи пополам.
- Обведи шаблон, приложив его к линии сгиба листа.
- Вырежи контур бабочки.
- Подбери узор для украшения крыльев.
- Нарви кусочки цветной бумаги нужной формы и нужного цвета.
- Проверь сочетание цветов, разложив все детали узора.
- Приклей все детали
IV. Новая тема
– Сейчас мы применим приём «Рисование в
воздухе носом». Попробуйте в воздухе носом
нарисовать сначала тело бабочки, а затем две пары
крыльев. Глазами следим за прорисовкой в воздухе.
– Крылышки у бабочки располагаются симметрично
или нет?
– Чтобы сделать симметричную форму бабочки из
бумаги, необходимо согнуть лист картона пополам,
приложить шаблон к линии сгиба листа и обвести
его и вырезать.
– Каким способом будем выполнять детали из
цветной бумаги?
– Мозаика – разновидность аппликации, где
изображение выполняется из мелких частиц. С
помощью «рваной мозаики» выполняют и контурные,
и сплошные изображения. Сплошная мозаика – это
техника выполнения работы, при которой мелкие
кусочки цветной бумаги выкладываются по всей
площади изображения. Контурная мозаика – это
мозаика, в которой выполняется только контур, то
есть кусочки рваной бумаги выкладываются по
линии рисунка
– Какие части работы мы будем выполнять с
помощью контурной мозаики?
– Узоры и крылья.
– Какую часть работы мы будем выполнять сплошной
мозаикой?
– Тело.
Показ и обсуждение возможных мотивов для аппликации.
– Я вам даю право выбора для украшения бабочки.
Бабочка у вас должна получиться нарядной и яркой.
– Используя зрительную опору «геометрические
фигуры», предлагаю вам составить узор из
геометрических фигур.
– Перед тем, как приступить к наклеиванию,
разложите все детали узора на листе бумаги и ещё
раз проверьте сочетания цветов.
Физкультминутка
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – осой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Пальчиковая гимнастика
– Перед тем, как приступить к работе, закройте еще раз глаза и представьте красоту бабочки, узоры на ее крылышках. Откройте глаза и представьте: Бабочка спит в твоем кулачке. Вот она начинает медленно просыпаться. Сначала затрепетало маленькое крылышко (мизинец), потом – другое (безымянный палец). Наконец запорхало большое крыло (средний палец). Крылышки быстро двигаются, но бабочка еще не взлетела, а сидит на ладошке другой руки. Подуй на нее! Полетела!
V. Закрепление
– При выполнении работы используйте составленный нами план. Выполненные бабочки прикрепите с помощью двухстороннего скотча на рисунок с изображением цветочного луга.
Работа выполняется под музыку Моцарта «Соната № 15» (Приложение 2).
VI. Подведение итогов
Анализ и оценивание работ.
– С помощью какой техники мы выполнили
сегодняшнюю работу? (Рваная мозаика).
– С какими видами рваной мозаики вы
познакомились? (Контурная и сплошная).
VII. Рефлексия
– У вас у каждого на парте лежат красные и синие бабочки. На доске вывешен рисунок с изображением цветочного луга. Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите на поляну красную бабочку, если не понравилось, – голубую бабочку.