Цель урока: закрепление и проверка навыков сравнения, сложения и вычитания десятичных дробей, проверка знаний теоретического материала, продолжить развитие быстрых вычислительных навыков и обучение рациональным приёмам счёта, углубить и упрочить полученные знания и навыки в решении задач.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Ход урока
I. Организационный момент
1. Ребята мы сегодня работаем под девизом «Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные»
2. Тема сегодняшнего урока «Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей»
3. Рассказать план урока.
II. Устный счёт
Известно, какое важное значение имеет запятая в русском языке. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, «Казнить, нельзя помиловать» и «Казнить нельзя, помиловать». В математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства.
- Расставьте в следующих равенствах запятые:
7 36 - 3 36 = 4,
3 2 + 1 8 = 5,
52 + 18 = 5,
5 7 – 4 = 1 7. - Сравните дроби:
6,37 и 6,299,
10,1 и 10,099,
9,004 и 9,04. - Решите уравнение:
c – 0,5 = 0,9,
с + 0,2 = 0,3,
1,3 + а = 1,31,
2,3 – а = 2,03. - Продолжи ряд чисел:
0,2; 0,7; 1,2; 1,7; … - Найдите какое-нибудь значение х, при котором верно неравенство:
3,4 < x < 3,5,
1,25 < x < 2,54. - При каких натуральных значениях х верно неравенство:
2,11 < x < 4,7,
9,3 < x < 12,42,
0,12 < x < 0,15. - Моторная лодка идёт вверх по реке. Какова скорость движения лодки, если скорость течения 2,9 км/ч, а собственная скорость лодки 14,4 км/ч?
III. Работа на местах (по карточкам)
Карточка 1.
Вычислите устно:
Сравните результаты в
- №1 и №2
- №2 и №3
- №1 и №3.
Карточка 2.
Выполните действия:
а) 0,894 + 89,4
б) 241,608 + 24,7 + 6,54
в) 6,4 – 2,96
г) 50,1 – 9,323
Карточка 3.
1) Запишите в виде десятичных дробей:
; ; ; .
2) сравните дроби:
- 12,003 и 10,3126,
- 2,141 и 2,2,
- 0,338 и 0,34.
Карточка 4.
- Увеличьте число 0,5 на 3,2.
- Уменьшите число 3,52 на 0,2.
- Прибавьте 0,1 к 2,572.
- Отнимите 0,1 от 6,44.
- Решите уравнение:
а) х + 3,2 = 5,7,
б) х – 0,5 = 0,13.
Карточка 5.
Выразите:
а) в метрах:
- 540 см
- 42 дм
- 4343 мм
б) в тоннах:
- 355 кг
- 26 ц
- 6 т 4 ц 13 кг
Карточка 6.
Реши задачу.
Скорость ветра 1,78 м/с. Ласточка летит по направлению ветра со скоростью 7,4 м/с. Сколько метров пролетит ласточка за 3 с протеев ветра?
IV. Работа у доски (по карточкам во время устного счёта)
Карточка 1.
Выполните действия и ответы расположите в порядке возрастания:
- 0,5 – 0,03
- 0,38 + 1,02
- 2 – 0,92
- 1,4 + 0,06
- 2,5 – 0,7
Карточка 2.
Реши задачу.
Скорость катера против течения 32,7 км/ч, а скорость течения 2,8 км/ч. Найдите скорость катера по течению.
Карточка 3.
1) Замените * цифрой так, чтобы получилось верное неравенство:
- 9,1 > 9,*9
- 7,*9 < 7,12
2) Какие одинаковые цифры можно поставить вместо *, чтобы получилось верное неравенство: 5,4* > 5,*4
3) Замените все * одной и той же цифрой так, чтобы оба неравенства были верными: 0,*6 < 0,6* и 0,*3 > 0,3*.
V. Решение задач на закрепление
№1.
(Разобрать план решения с классом, решают самостоятельно)
Вычислите периметр треугольника ABC, если АВ = 490 мм, ВС = 48 см, АС = 4,1 дм.
№2.
Теплоход прошёл 2 часа по течению реки и 3 часа против течения реки. Найдите весь путь теплохода, если его скорость равна 30,5 км/ч, а скорость течения реки равна 3,5 км/ч.
№3.
а) Упростите выражение 0,48y – 0,29y + 5,21y и найдите его значение при у = 99; у = 207.
б) Упростите выражение 5,8а – 0,9а + а – 0,01а и найдите его значение при а = 0; а = 1.
№4.
Найдите значение выражения:
а) 24,16 – (15,21 – 8,374) + 3,88,
б) 24,08 – (50 – (40 – 5,03)).
VI. Самостоятельная работа
На «3» №1; №2.
На «4» №1; №2; №3.
На «5» №2; №3; №4.
Вариант 1
№1. Собственная скорость теплохода (скорость в стоячей воде) равна 23,4 км/ч, скорость течения реки 3,5 км/ч. Найдите скорость теплохода по течению реки и скорость теплохода против течения реки.
№2. Сравните числа:
- 4,3** и 4,7**
- **,512 и *,9*
- 0,342 и 0,341***
- *,*** и **,*
№3. Выразите в тоннах: 123 ц; 1 ц 32 кг; 5 т 7 ц 3 кг.
№4. Решите уравнение .
Вариант 2.
№1. Собственная скорость теплохода (скорость в стоячей воде) равна 27,7 км/ч, скорость течения реки 3,8 км/ч. Найдите скорость теплохода по течению реки и скорость теплохода против течения реки.
№2. Сравните числа:
- 7,8** и 7,6**
- *,5* и **,425
- 2,567*** и 2,568
- **,** и *,****
№3. Выразите в тоннах: 524 ц; 7 ц 5 кг; 7 т 2 ц 65 кг.
№4. Решите уравнение .
VII. Итог урока
Сегодня мы еще раз повторили правила сравнения, сложения и вычитания десятичных дробей.
Как сравнивать десятичные дроби?
Как выполнять сложение и вычитание десятичных дробей?
VIII. Домашнее задание
На «3»
- Теплоход идёт вниз по реке. Какова скорость движения теплохода, если скорость течения реки 3,7 км/ч, а собственная скорость теплохода (скорость в стоячей воде) равна 21,03 км/ч.
- Замените * цифрой так, чтобы получилось верное неравенство:
9,3 > 9,*9;
7,*9 < 7,22. - Решите уравнение: х + 27,621 = 38.
На «4»
- Собственная скорость катера 14,3 км/ч. Скорость течения реки 3,8 км/ч. Найдите скорость катера по течению и против течения.
- Какие одинаковые цифры можно поставить вместо *, чтобы получилось верное неравенство: 6,*3 < 6,3*;
- Решите уравнение: 80,6 – (х – 7,98) = 63,4.
На «5»
- Скорость катера при движении по течению реки равна 40,5 км/ч, а при движении против течения она составляет 34,5 км/ч. Какова скорость течения реки?
- Замените все * одной и той же цифрой так, чтобы оба неравенства были верными: 0,*5 > 0,5* и 0,*8 < 0,8*.
- Решите уравнение: .