Программные задачи
- учить самостоятельно определять музыкальные жанры;
- развивать чувство ритма, координацию движений, речь, мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;
- формировать умение подыгрывать простейший ритм на детских шумовых инструментах;
- вызывать у детей эмоциональный отклик, подвижность, активность во время занятия;
- воспитывать коммуникативные навыки, дружеские отношения.
Предварительная работа
- разучивание пальчиковой игры «Здравствуй!» и пальчиковой игры с пением «Паучина»;
- разучивания движений танца с лентами;
- разучивание мелодии и текста песен «Детский сад», «Веснянка»;
- обучение игре на бубне, погремушке, деревянных ложках;
- разучивание игры «Муравьи проснулись рано».
Оборудование
- демонстрационное: кукла в костюме весны; музыкально-дидактическая игра «Что делают в домике?»;
- раздаточное: детские музыкальные инструменты – бубны, ложки, погремушки; цветные ленты;
- ТСО: музыкальный центр;
- музыкальный инструмент: фортепиано.
Ход занятия
Под марш дети входят в зал.
Музыкальный руководитель (м.р.). Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуйте!
М.р. Ребята, отгадайте-ка загадку.
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Когда это бывает? [5]
Ответы детей.
М.р. Правильно, ребята, весной. Вот и сегодня к нам в детский сад пришла Весна. (Воспитатель показывает нарядную куклу с веночком на голове.) А давайте поздороваемся с Весной нашей любимой пальчиковой игрой.
Здравствуй!
Пальчиковая игра по стихотворению Т.Сикачёвой. [1]
М.р. и дети.
Здравствуй, солнце золотое! (Показывают «солнце»: кисти рук перекрещены, пальцы растопырены.)
Здравствуй, небо голубое! (Показывают «небо»: руки поднимают вверх.)
Здравствуй, вольный ветерок! (Плавные движения руками над головой.)
Здравствуй, маленький дубок! (Соединяют вместе предплечья, кисти разводят в стороны – «крона дерева».)
Здравствуй, утро! (Жест вправо.)
Здравствуй, день! (Жест влево.)
Нам здороваться (обе руки к груди) не лень (разводят руки в стороны)!
М.р. Ребята, как дружно мы с вами поздоровались! А сейчас Весна зовёт нас в весенний лес. Вы готовы? Поедем в лес на поезде. Будем внимательно слушать музыку и все движения выполнять правильно.
Поезд
Игровое упражнение [8]
И.п.: дети стоят друг за другом, руки согнуты в локтях.
Музыка А. «Едет поезд».
Дети двигаются топающим шагом, вращая согнутыми в локтях руками – как «поезд».
Музыка В. «Остановка».
Дети переходят на марш и расходятся в разных направлениях.
Музыка С.
М.р. говорит детям, что они приехали в весенний лес, где расцвели первые подснежники, и предлагает детям собирать цветы. Дети «собирают цветы».
Музыка А. «Едет поезд».
М.р. обращает внимание детей на сигнал поезда к отправлению. Все дети снова становятся друг за другом и двигаются топающим шагом.
М.р. Молодцы! Посмотрите, Весна принесла нам ленты. Они такие яркие и красивые, как весенние цветы. С лентами мы будем танцевать.
Танец с цветными лентами.
(Трёхчастная полька по выбору музыкального руководителя) [4]
Описание. Дети стоят в кругу. У каждого ребёнка в правой руке цветная лента (чётное число цветов).
Музыка А.
Дети ходят в разных направлениях, держа в поднятой правой руке ленту. Глазами заранее находят себе пару с лентой такого же цвета.
Музыка В.
Пары с одинаковыми лентами встают друг напротив друга. Левой рукой берут ленту своего партнёра за кончик, и выполняя пружинку, руками перед собой делают движение вперёд-назад («пилят»).
Музыка С.
Также держась за свою ленту и партнёра, дети разводят руки в стороны и кружатся.
Танец повторяется 2 раза.
М.р.Хорошо танцевали, ребята, молодцы! А теперь присядем на ковёр.Посмотрите, какую интересную игру нам принесла Весна. (Показывает картинку с домиком.) Игра называется «Что делают в домике?»В домике живут дети. Они все чем-то заняты. Чтобы узнать, чем они занимаются – надо послушать музыку. Будьте внимательны при слушании. Подумайте, что можно делать под звучащую музыку – петь, танцевать или маршировать.
Музыкально-дидактическая игра «Что делают в домике?» [6] [Приложение]
М.р. включает в записи в оркестровом исполнении «Марш» И.Дунаевского, «Детскую польку» М.Глинки, «Детский сад» А.Филиппенко. Дети узнают музыку и для проверки после каждого прослушанного произведения поворачивают картинку с домиком обратной стороной.
М.р. Всё правильно вы услышали – в первом домике дети маршировали, во втором домике – танцевали, в третьем домике – пели. А сейчас и мы с вами споём. Подходите ко мне, присаживайтесь на стульчики. Наступила весна, начали просыпаться насекомые – бабочки, жучки, паучки. Про паучков мы и споём Весне нашу распевку.
Паучина
Из коллекции детского мирового фольклора.
Пальчиковая игра с пением [2]
Пау-паучина паутину сшил. (1-й палец левой руки соединить со 2-м пальцем правой, затем наоборот.)
Вдруг закапал дождик, паутину смыл. (Щёлкать 1 и 3 пальцами, в конце фразы правой ладонью быстро скользнуть по левой.)
Вот и солнце вышло, стало подсыхать. (Соединив ладони, поднять руки вверх, поворачивая их то в одну сторону, то в другую.)
Пау-паучина трудится опять! (Быстро перебирая пальцами, постукивать подушечками.)
Попевка исполняется 3 раза с повышением по полутонам.
М.р. Молодцы! Пальчики у вас хорошо плели паутину и пели вы тоже дружно. А сейчас повторим слова песни «Детский сад».
Дети поют песню без аккомпанемента.
«Детский сад»
Музыка А.Филиппенко, слова Т.Волгиной [7]
- Рано утром детский сад малышей встречает.
Там игрушки ждут ребят, в уголке скучают.
Припев.
Красный мяч, синий мяч, куклы, медвежата –
Детский сад, детский сад любят все ребята.
- Мы водили хоровод, голубей кормили,
Поливали огород, песенку учили.
Припев.
- Вот стемнело во дворе, нам пора прощаться.
С детским садом детворе жалко расставаться.
Припев.
М.р. Все дети запомнили слова, молодцы. Весна принесла вам музыкальные инструменты. (М.р. достаёт из корзинки и показывает детям музыкальные инструменты.) Назовите их. (Дети называют бубны, погремушки, ложки.) А теперь мы споём песню «Детский сад» и сыграем на музыкальных инструментах. Вступление будут играть ребята на ложках, после первого куплета играют погремушки, после второго - бубны, а после третьего куплета будем играть все вместе. Слушайте вступление и играйте под музыку.
Дети повторно исполняют песню «Детский сад»
под музыкальное сопровождение с игрой на музыкальных инструментах.
М.р. Ребята, хорошо спели и сыграли песню про детский сад. Весне понравилось. А давайте ещё порадуем Весну и споём для неё «Веснянку».
Дети встают в хоровод и исполняют «Веснянку»
музыка и слова О. Девочкиной [3]
- Мы поём веснянку, мы поём веснянку,
Песня так и льётся, песня так и льётся.
Мальчикам и девочкам, мальчикам и девочкам
Хорошо живётся, хорошо живётся! (Идут по кругу взявшись за руки.)
Припев.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля, хорошо живётся!
Ля-ля-ля, ля-ля-ля, хорошо живётся!
(На месте кружатся шагом, руки выполняют «фонарики».)
- А в саду так звонко, а в саду так звонко (идут в центр круга)
Птички распевают, птички распевают (идут из центра спиной),
Солнечные зайчики, солнечные зайчики
В лужицах сверкают! (Руки на поясе у мальчиков, за юбочки у девочек, «пружинка».)
Припев.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля, в лужицах сверкают!
Ля-ля-ля, ля-ля-ля, в лужицах сверкают!
(На месте кружатся шагом, руки выполняют «фонарики».)
М.р. Нашей гостье Весне, конечно, понравился этот хоровод. Мы с вами говорили, что весной просыпаются насекомые, а в том числе муравьи. Поиграем в весёлую игру «Муравьи проснулись рано».
Игра «Муравьи проснулись рано»
слова Е. Шаламоновой [9]
Дети сидят на корточках врассыпную, закрыв глаза, руки под щёчкой – «спят».
М.р.
Муравьи проснулись рано (открывают глазки),
Потянулись (встают, тянутся вверх), встали прямо (опускают руки вниз).
Прыг да скок, прыг да скок – новый начался денёк (прыжки на двух ногах)!
Улыбнулись всем друзьям (поворачиваются вправо-влево, улыбаются)
Побежали по делам (под музыку бегают врассыпную).
С окончанием музыки дети опять садятся на корточки и закрывают глазки.
Игра повторяется 2 раза.
М.р. Молодцы, ребята! Сегодня вы хорошо танцевали, пели, играли для нашей гостьи Весны. С весной мы не прощаемся, вы встретитесь с ней на прогулке, понаблюдаете за её приметами. А всем гостям пропоём:
М.р. (поёт). … до сви-да-ни-я!
Дети (поют). До сви-да-ни-я!
Под марш дети выходят из зала.
Литература:
- Бодраченко И. Вышли пальцы погулять. //Музыкальный руководитель № 1 - 2006 с. 14;
- Боровик Т. Пути педагогического творчества. //Музыкальный руководитель № 2 - 2004 с. 24;
- Девочкина О. Веснянка //Музыкальный руководитель № 2 - 2008 с. 73;
- Интернет-ресурс: http://forum.in-ku.com/;
- Карпенко М.Т. Сборник загадок. М.: Просвещение, 1988;
- Комиссарова Л., Костина Э. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. М.: Просвещение, 1986;
- Метлов Н. Песни для детского сада. М.: Советский композитор» 1979;
- Cуворова Т. «Танцуй, малыш» выпуск № 1 С.-П. 2006;
- Шаламонова Е. Весёлая гимнастика.// Музыкальный руководитель № 3-2007 с.7.