Цели:
- Закреплять умение находить им. существительные в речи.
- Развивать умение различать им. сущ. по родам, изменять им. сущ. по числам.
- Обогащать словарный запас.
- Развивать монологическую речь.
- Способствовать формированию навыков контроля и самоконтроля.
Этап усвоения знаний: закрепление и применение знаний и умений.
Оборудование: карточки с заданиями, сигнальные карточки, рисунки детей.
Ход урока
I. Самоопределение к учебной деятельности. (Приложение 1, слайд 1)
- Посмотрите на доску. Какое настроение выражает каждый смайлик? Какое настроение выберем на урок?
Итак, начинаем урок с радостного настроения и не забудем про интерес и удивление.
II. Актуализация знаний. Постановка цели деятельности.
1. Звучит аудиозапись со звуками моря. Читаю отрывок из произведения М. Горького «Случай с Евсейкой» с описанием морского дна.
- Из какого произведения данные строки? Какую картину представили себе?
Сегодня мы вспомним это произведение и его героев еще раз. (Приложение 1, слайд 2)
2. Прочтите слова, написанные на доске:
- Моря
- Озера
- Рыбки
- Вода
- Лещи
- Водоёмы
- Что общего? (им. сущ.)
- Что такое имя существительное?
- Какое слово лишнее? (вода) Почему? (ед.ч.)
- Какое ещё слово можно считать лишним? (рыбки) Почему? (орф. – парная согласная)
- Какую парную согласную пишем? Проверьте. Какую безударную гласную пишем? (Ответы по карточкам с гласными буквами)
- По какому признаку можно разделить на 3 группы? (род)
- Какие слова-помощники используем для определения рода?(он, мой; она, моя; оно, моё)
3. Спишите слова в 3 столбика: 1ст – им. сущ. м.р.; 2 ст. – ж.р.; 3 ст. – ср.р. Проверка.
- Как определили род у им. сущ. в форме множественного числа?
Как думаете, какова будет тема урока? (Приложение 1, слайд 3,4).
III. Чистописание.
Откройте учебники по чтению на стр. 4. Прочтите имя мальчика в названии. Какие орфограммы встретились? Какую букву пишем на месте парного согласного (В)? Попробуйте подобрать проверочное слово. Здесь проверить нельзя, нужно запомнить.
Пропишем слоги с буквой в.
Поменяйтесь тетрадями и подчеркните самое красивое сочетание. Постарайтесь в домашней работе все соединения прописать именно так.
IV. Работа в группах.
Следующую работу вы будете выполнять в группах. Каждая группа получит карточку с заданием, на ней же вы запишете результат работы (приложение 2). Напоминаю, что работать вы должны вместе, советуясь друг с другом. Можно и нужно оказывать помощь товарищам и просить о помощи самим. Затем вы должны выбрать представителя от группы, который будет отвечать. Для этой работы используйте текст на стр. 4, 7, 11. Если возникнут вопросы, трудности, поднимите сигнальную карточку (приложение 3).
- 1 группа – выписать из текста 5 им. сущ. женского рода в форме ед.ч.
- 2 группа – выписать из текста 5 им. сущ. мужского рода в форме ед.ч.
- 3 группа – выписать из текста 5 им. сущ. среднего рода в форме ед.ч.
- 4 группа – выписать из текста 5 им. сущ. в форме множественного ч.
- 5 группа – выписать из текста 5 одушевленных им. сущ.
- 6 группа – выписать из текста 5 неодушевленных им. сущ.
Проверка. (1, 2, 3 гр. – какие слова-помощники использовали для определения рода? 4 гр. – как определить род сущ. во мн.ч.? 5,6 гр. – на какие вопросы отвечают одушевленные им. сущ., неодушевленные им. сущ.? Как думаете, это постоянный признак: могут ли им. сущ. переходить из одной группы в другую?)
Какие признаки им. существительных повторили?
V. Физкультминутка.
Я буду называть им. сущ. разного рода. Если сущ. м.р. – хлопают в ладоши мальчики, ж.р. – девочки, ср.р. – поднимаете руки вверх. Дождь, трава, небо, дом, девочка, солнце, столб, яблоко, яблоня, ученица, книга, труд, огурец, урожай, бревно.
VI. Практическая работа. Письмо герою. (Приложение 1, слайд 5)
Кто был главным героем сказки? Как думаете: положительный персонаж или отрицательный? Почему? Какими качествами обладал? В каких поступках проявились эти качества? Давайте напишем Евсейке письмо, правда сам герой прочесть ваши письма не сможет – это вымышленный персонаж. Мы отправим письма авторам учебника. Они обрадуются тому, что эта история нашла такой отклик в ваших сердцах. Ведь авторы для того и пишут учебники, чтобы, прочитав их, вы чему - то научились на примерах героев, оценили хорошие поступки и осудили плохие.
Поскольку письмо наше необычное, то и план его будет не совсем обычным.
- С чего начинается любое письмо? (С приветствия)
- Какие слова используем? (На доске – запись плана и опорных слов)
В следующей части вы опишите качество героя, которое вам в нём понравилось, и тот момент, где оно проявилось, н-р: ты мне очень понравился своей храбростью, потому что… или мне понравилась твоя воспитанность, т.к…
Следующая часть – это пожелания герою. Что можем пожелать? (Оставаться таким же храбрым, не засыпать на рыбалке, учить иностранный язык и т.д.)
- Чем обычно заканчиваются письма? (Прощание, подпись)
Я могла бы сейчас попросить кого-нибудь составить устно письмо по плану, но не сделаю этого умышленно: у каждого остались свои впечатления и от произведения и от героя. Пусть они и отразятся в ваших письмах.
VII. Рефлексия.
Найдите в вашем письме им сущ. м.р в форме ед. числа, ж.р., ср. р. найдите им. сущ. в форме множественного числа, определите их род.
Ваши работы я обязательно проверю и оценю.
- Какие грамматические признаки им. сущ. повторили?
- Какие слова помогают определить род?
- Какой постоянный признак вспомнили еще?
VIII. Самооценка. (Приложение 1, слайд 6)
Какое задание понравилось больше всего? Почему? У кого все задания получились? Кому не все удавалось? В каких заданиях испытывали трудности?
Выберите и нарисуйте на полях смайлик. Мне было интересно, всё удалось на уроке – смайлик с улыбкой; было интересно, но испытывал трудности – смайлик с удивлением; на уроке было не интересно, все задания – трудные – грустный смайлик.