«Если вы заглядываете на год вперед, сажайте рис. |
Цель: познакомить учащихся с группой политических прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ.
Задачи:
- сформировать у учащихся понимание значимости политических прав и свобод для гражданина и общества;
- продолжить воспитание активной гражданской позиции школьников.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник Л.Н. Боголюбов «Введение в обществознание»8-9 кл, документы, Конституция.
Урок рассчитан на класс с высокой подготовкой.
План урока.
- Право участвовать в управлении делами государства;
- Право на равный доступ к государственной службе;
- Право на обращение в государственные органы и местного самоуправления;
- Свобода собраний;
- Свобода ассоциаций;
- Свобода слова.
Ход урока
Слово учителя
Прежде всего, человеку должны быть гарантированы его личные права. Он должен быть уверен, что никто не вмешается в его личную переписку, не прослушивает его телефонные переговоры, незаконно не арестуют. Если гарантированы его личные права и он уверен в своей личной безопасности, только тогда он может активно участвовать в политической жизни.
Те права человека, которые позволяют ему свободно участвовать в политической жизни общества и обеспечивают ему политическую свободу, принято считать политическими правами. Это-
- Право участвовать в управлении делами государства;
- Право на равный доступ к государственной службе;
- Право на обращение в государственные органы и местного самоуправления;
- Свобода собраний;
- Свобода ассоциаций;
- Свобода слова.
Вопрос к классу: Право участвовать в управлении делами государства: что это значит?
Работа по Конституции
Ст. 32 п.1,2 Конституции.
Избирательное право всеобщее – все граждане с 18 лет получают право избирать;
Кто не имеет право принимать участие в выборах? П.3
(Не могут принимать участие в выборах граждане – недееспособные признанные по суду, находящиеся в местах лишения свободы). Почему?
Какие ограничения ещё существуют?
Возрастные– в Государственную Думу– с 21года; на должность президента– с 35
лет.
Ценз осёдлости – Президентом может стать гражданин, проживающий в России не
менее 10 лет.
Вопрос к классу: Почему существуют такие ограничения?
Самостоятельная работа о преимуществе тайного голосования. Прочитать текст и ответить на вопросы.
Рассказ депутата парламента одной из республик бывшего СССР.
В республике проводились выборы первого президента. Но его выбирал не весь народ, а парламент, членом которого я в то время являлся.
Один из кандидатов-А – был честным и к тому же моим другом. Я, конечно, хотел отдать свой голос ему. А второй-Б – наоборот, был экстремистом.
Накануне выборов в мою квартиру без приглашения заявились пятеро молодчиков и в очень корректной форме провели беседу о достоинствах кандидата Б. Спросили напрямую, собираюсь ли я голосовать за Б.?
Мне ничего не оставалось делать, как ответить утвердительно. А сам надеялся, что воспользуюсь тайным голосованием и вычеркну Б. в бюллетене в закрытой кабине для голосования.
Не тут-то было! На другой день перед самым голосованием ко мне подошел один из вчерашних визитёров и ещё более корректно попросил выполнить данное обещание – прямо при нем вычеркнуть А. в бюллетене.
Что оставалось делать? Рваться в кабину? К тому же молодой человек проявил готовность оказать услугу– сам отнес бюллетень к урне и опустил его.
Почему депутату пришлось действовать против собственного желания? Что такое свободные выборы? Что такое тайное голосование?
Вопрос к классу: Что влияет на выбор избирателя?
– программа
– агитация
– СМИ
– симпатии, антипатии
– субъективное и объективное отношение
– силовое давление
Какими чертами должен обладать народный избранник? Написать не менее 5 позиций.
Слайд. О чём может рассказать эта картина?
Самостоятельная работа – действия избирателя.
Укажите правильную последовательность действий избирателя в период проведения выборов в органы государственной власти.
- знакомство с программами кандидатов
- участие в опросе на выходе с избирательного участка
- получение при необходимости открепительного талона
- заполнение избирательного талона
- заполнение избирательного бюллетеня
- принятие решения об участии в голосовании.
Вопрос к классу: Какую власть избирают граждане?
– законодательную (Думу), президента, главу района, главу местного самоуправления.
Граждане выбирают власть разного уровня. Что от этого зависит? (Благополучие страны.)
Слово учителя. Право принимать участие в управлении своей страной – одно из важнейших политических прав человека. Многим кажется, что благополучие человека зависит от того, какие экономические права он имеет, сколько ему платят за труд, какую пенсию ему назначают и т.д.
На самом деле, если человек хочет жить хорошо, то он должен думать, прежде всего, о влиянии на власть политическими средствами. Сознательное участие в выборах и референдумах -первейший долг гражданина, который озабочен своим будущим, будущим своих детей, своей Родины.
Работа по Конституции. Свобода ассоциаций. Ст. 30.
Слово учителя Право на объединение подразумевает также право не участвовать в каком-либо союзе. Нельзя принуждать к вступлению в политическую партию. Члены объединения сами решают, кто должен быть исключен из его рядов. В демократическом обществе не может быть отказано в участии в общественной организации по причине расовой принадлежности, вероисповедания, пола и т.п.
Работа с документом.
В каждом из предложенных случаев решите, нарушается ли право на объединение, и если нарушается, то есть ли тому законные основания.
- У профсоюза есть договоренность с администрацией завода о том, что все рабочие на заводе должны быть членами профсоюза. Профсоюз обосновывает свое требования тем, что от его деятельности выигрывают все рабочие на заводе. Рабочие не могут принадлежать к другому профсоюзу или отказаться от вступления в профсоюз.
- Убит видный политический деятель. Руководство партии объявила о начале национальной акции протеста. Даже не членам этой политической партии запрещено выходить на работу. Им угрожают насилием, если они не подчинятся решению руководства партии.
- Группа граждан одной национальности создает частный клуб для распространения своей культуры. Гражданам другой национальности отказано в членстве в клубе.
- Группа женщин создает женский спортивный клуб. Мужчин не принимают в этот клуб.
Работа по Конституции. Право человека на свободу слова. Ст. 29 п.1,3,4,5,.
Слово учителя Никто не имеет права препятствовать человеку придерживаться своих мнений. Каждый вправе свободно выражать свое мнение. Человек свободен искать, получать и распространять информацию и идеи устно, письменно либо посредством печати или художественных форм выражения. Причем он может делать это независимо от государства.
Самостоятельная работа с документом. В чем заключается счастье писателя?
О свободе и счастье писателя
Все Горбачева ругают. А я готов ему в ноги кланяться. Именно он помог мне ощутить счастливым и свободным человеком. Что я писал до Горбачева? Всё, что заказывали. И всегда это делал с оглядкой на строгого дядю– цензора, которому большие деньги платили за «предварительный просмотр рукописей». А редактор старательно вырезал всё сомнительное. Он любил говорить: «Вычеркнутая мысль ошибки не содержит». И добавлял: «Если нас не поймёт читатель,– это не беда. Лишь бы нас там поняли…» И многозначительно тыкал пальцем вверх.
Я был рад каждой напечатанной статье. Но счастлив не был никогда. Чувствовал, что пишу «не своё». А однажды дочь, пробежав текст глазами, как-то странно на меня посмотрела. Видимо, хотела убедиться, что я – это я.
Когда не стало цензуры, первые же статьи, написанные от души, пошли нарасхват. Еле успевал выполнять заказы. Гонорары не тратил. Подкопил деньжат. На свои кровные, никому не кланяясь, напечатал маленькую книжку. Расхватали. Повторил тираж. И опять книжка ушла. А за ней – большая книга.
Вот когда я почувствовал, что счастлив. А счастье– это когда можешь воспользоваться свободой.
Анализ стихотворения.
О замалчивании правды.
Бессмертна правда, лишь одна,
И колет всем глаза она.
Черни меня, порочь её,
А правда сделает своё…
Когда за правду смело, рьяно
Я вдруг бороться перестану,
С болванами мне плыть, болвану!
Себастьян Брант
Слово учителя. Для осуществления свободы слова, нужно чтобы в стране существовала гласность, отсутствовала цензура. Но свобода слова не абсолютна. Какие ограничения свободы слова существуют? Ст. 29, п.2.
Обобщение учителя
Написать лозунг:
Политические права это…
Политические свободы это…
Прочитать вывод на стр.303 учебник Л.Н. Боголюбов «Введение в обществознание»
8–9кл,
Подведение итогов урока.
Домашнее задание
Параграф 46, вопросы; написать эссе на одно из высказываний.
- «Нужно иметь смелость высказывать свои убеждения». И.М.Сеченов.
- «Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений» Д.Лоуэлл.
- «Горе мне, если мои убеждения будут колебаться в зависимости от биения моего сердца» Ф.Шиллер.
- «Самые раскаленные места в аду предназначены для тех, кто во времена великих моральных испытаний хранил нейтралитет». Данте.
- «Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится свободы». (Б. Шоу.)
- «Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но отдам жизнь за, то чтобы вы могли их свободно высказывать». Вольтер.
- «Одинаково опасно и безумному вручать меч и бесчестному – власть» Пифагор.
- «Одна из самых гибельных наших ошибок – портить хорошее дело плохим проведением его в жизнь». У.Пенн.
- «Только то общество, в котором народ пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы». Цицерон.
- Если хочешь узнать человека – дай ему власть.