В новой редакции Основной Общеобразовательной Программы дошкольного образования обозначена устойчивая тенденция познавательного музыкального образования детей дошкольного возраста.
Одна из принципиальных позиций Программы – взаимосвязь эстетического (музыкального) и интеллектуального развития ребенка, то есть проникновение (интеграция) музыки в другие образовательные области обучения. Авторы Программы выделяют специальный вид деятельности – музыкально-образовательную деятельность, которая целенаправленно решает задачу развития музыкального воспитания через интеллектуальный (развивающий) компонент.
Новые Федеральные Государственные Требования к дошкольному образованию в части развивающего компонента особенно актуальны для меня и моих коллег, так как приоритетным направлением нашего ДОУ является интеллектуально-творческое развитие дошкольников.
В нашем ДОУ работа в образовательной области «Музыка» уже много лет ведется с приоритетом классического искусства («Музыкальные шедевры» О.Радыновой, «Синтез» К.Тарасовой).
Суть работы по музыкальному воспитанию состояла в том, чтобы максимально использовать интегративные связи музыки, живописи и художественной литературы в развитии интеллектуальных и эмоциональных качеств ребенка.
Общность музыки и других видов искусства я соотносила в работе с дошкольниками очень осторожно, в наиболее существенных тенденциях развития средств выразительности каждого вида искусства (см. Приложение 2). В таблице даны основные сравнительные средства выразительности, присущие в равной мере музыке, живописи и литературе.
По этой аналогии я проследила взаимосвязь музыки с другими образовательными областями, и путем интеграции стараюсь наиболее широко использовать положительное влияние музыкального искусства на развитие ребенка в целом и его интеллектуального компонента в частности.
Современные педагоги-психологи в своих исследованиях также единодушны: эффект положительного воздействия музыки и других видов искусства на формирование интеллекта человека несомненен, в особенности, если это искусство классическое (учеными абсолютно доказано существование всемирно известного уникального «эффекта Моцарта», многократно повышающего работоспособность головного мозга).
Результаты работы полностью оправдали наши ожидания: благодаря многогранному познанию классического искусства наши дети стали эстетически воспитаны, эмоционально стабильны и, что особенно важно, позитивно настроены к общению с окружающим их миром.
Используя специальные термины Основной Образовательной Программы, выпускники нашего ДОУ приобрели такие интегративные качества как «Эмоционально отзывчивый», «Любознательный, активный», «Способный управлять своим поведением, соблюдая общепринятые нормы и правила».
Но самый главный положительный итог был сделан на основании аналитических исследований, проведенных несколько позже совместно с учителями начальных классов школ нашего города: бывшие выпускники нашего ДОУ, занимающиеся в группе искусства, показывают гораздо более высокий уровень успеваемости в начальной школе.
Вывод однозначен: целенаправленная интегративная работа в образовательных областях художественно-эстетического направления повысила интеллектуальные способности наших воспитанников.
Учитывая высокие интеллектуальные достижения воспитанников нашего ДОУ и рекомендации учителей города, я сочла необходимым скорректировать свою работу в сторону интеллектуальной составляющей и посредством формирования музыкального мышления активизировать их интеллектуально-творческие способности.
В данный момент в образовательной области «Музыка» я изучаю перспективное направление по формированию музыкально-интеллектуальной культуры посредством активизации музыкального мышления с интенсивной интеграцией в образовательные области «Физическое воспитание», «Познание», «Коммуникация», «Социализация». В результате анализа интегративных связей определены основные цели, задачи и направления разработки и реализации данной темы.
Цель: активизация интеллектуально-творческих способностей дошкольников посредством музыкального восприятия – мышления.
Задачи:
- Формировать музыкальное мышление детей, используя разнообразие музыкальных образов.
- Дать детям знания о музыке и ее особенностях (средства музыкальной выразительности, жанры, способы музыкального исполнительства).
- Способствовать овладению необходимым словарным запасом для характеристики музыкальных произведений.
- Формировать умение правильно излагать свои мысли, используя музыкальные термины.
- Направлять поисковую деятельность детей на развитие музыкально-интеллектуального сознания (чувства и эмоции, потребности и интересы, оценочное отношение).
Основные направления работы по формированию музыкального мышления дошкольников:
1. Изучение физиологического аспекта
(воздействие музыки на эмоциональное состояние
ребенка, активизация тактильных ощущений –
пальчиковые игры).
2. Взаимосвязь музыки с другими образовательными
областями.
3. Практические методы активизации
интеллектуально-творческого развития
(музыкальное творчество,
музыкально-интеллектуальные и дидактические
игры).
Рассмотренные связи между музыкой и другими образовательными областями позволяют создавать интегрированные циклы – занятия, составные элементы которых взаимодополняют и обогащают друг друга, и, как следствие, многократно усиливают познавательный эффект.
По личному опыту могу сказать, что на практике наиболее эффективно активизируют музыкальное мышление и общую интеллектуальную деятельность дошкольников дидактические игры и самостоятельная музыкальная импровизационная деятельность дошкольников. Именно, действуя практически и самостоятельно, ребенок получает уникальную возможность самому принять решение, придумать и воплотить свой творческий замысел в конкретной музыкальной форме.
Подобный подход в работе по формированию развивающего компонента посредством максимальной интеграции музыки в другие образовательные области считаю наиболее оптимальным.
«Умные нотки» (интегрированное занятие-развлечениедля детей старшего дошкольного возраста (Приложение 1)
Королева Музыка и ее соседи – Поэт и Художник
Выступление Умных Ноток
Детский оркестр исполняет Калинку
Вальс-импровизация
Учимся определять ритм
Отгадываем ритмическую загадку