Предметная неделя математики

Разделы: Начальная школа


Основные задачи:

  • создать условия для проявления и дальнейшего развития индивидуальных творческих и интеллектуальных способностей каждого ученика;
  • организовать плодотворное сотрудничество при взаимном уважении друг к другу участников совместной деятельности;
  • поддержать у детей состояние активной заинтересованности в овладении новыми, более глубокими знаниями по математике.

Ученик:

  • активный субъект деятельности
  • удовлетворяет личный интерес
  • инициативен
  • самостоятелен в поиске решения проблемы
  • проявляет способности, талант, творчество

1 день. Презентация «Встреча с королевой Математикой»

На этой неделе мы совершим путешествие в мир замечательной математики, которое начинается сейчас

1. Почему торжественность вокруг
Слышите, как быстро смолкла речь?
Явился гость – царица всех наук,
И не забыть нам радость этих встреч.

2. Не случайно ей такой почет.
Это ей дано давать ответы.
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.

3. Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.

4. Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку.

5. И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.

Математика – точная наука, царица всех наук. Без чисел и действий над ними не обходится ни одна наука. Время, в которое мы живём, называют эрой математизации знаний. Без математики, без её законов, невозможно запустить космический корабль, спроектировать ядерный реактор, проложить дорогу, работать на ферме, в поле, магазине. Поэтому математику справедливо называют царицей наук, золотым ключом, без которого не откроешь двери ни в физику, ни в химию, ни в технику. И, кроме этого, математику уже затем учить следует, говорил М.В. Ломоносов, что она ум в порядок приводит.
«Математика царица всех наук». Так считали многие известные ученые, писатели и художники.
Цифры – условные значки для обозначения чисел.

Цифры и числа в стихах и загадках

Вот на нашей строчке
Встали в строй сыночки.
Их, дружок, могу назвать:
Два и три, четыре, пять.
Что же за сыночки
Выстроились в строчке? (Цифры)

1. "Доскажи словечко"

Как вязальный он крючок,
Как обломанный сучок.
Носик тонкий, словно спица,
А зовется … (единица)
Рогалик к бублику приклей.
Да только есть его не смей.
Не крендель это, чтобы есть.
А просто – цифра … (шесть)
Вот шея гибкая.
Вот – тело.
К воде склонилась голова.
Ты птицу нарисуй умело,
И это будет цифра … (два)
Ты ведь знаешь дни недели?
Посчитай-ка их живей!
Если в счете не собьешься –
То получишь ровно … (семь)
Что за заклинатель змей
Вышел с дудочкой своей.
Перед ним танцует змейка –
Хвост крючком, дугою шейка.
Ты на змейку посмотри –
Да ведь это цифра … (три)
Вот, поставленные в ряд,
Сестры-куколки стоят.
– Сколько вас? –
У них мы спросим.
И ответят куклы … (восемь)
Делал Егорка
С мамой уборку.
Опрокинул стул
В квартире,
Стал похож он на … (четыре)
Цифра шесть вниз головой
Стала цифрою другой.
Можете поверить –
Уже не шесть, а … (девять)
Что стоит в конце страницы,
Украшая всю тетрадь?
Чем вы можете годиться?
Ну, конечно, цифрой … (пять)
Руки вверх поднимай,
Пальцы быстро считай.
Слева – 5 и справа – 5.
Сколько всех? Как сказать? (Десять)

2. Математические сказки

Гордая цифра Один

– Привет, ракета! – воскликнула цифра Один, увидев остроносую ракету в небе. Я цифра Один похожа на тебя! Ты одна в пустынном космосе и ничего не боишься! Я люблю считать тех, кто один! Тот, кто один, он самый важный!
– Я не одна, внутри меня космонавты, а вокруг – звезды, – возразила ракета.
– Цифра Один, пошли гулять, – позвала Единицу ее соседка цифра Два.
– Я хочу гулять одна. Тот, кто один, он самый важный, – гордо ответила Единица. – В небе светит одно солнце и у человека только одна голова.
– А ходит человек на двух ногах и делает все двумя руками, – возразила Два.
– Самое главное в человеке, это его голова, – упрямо повторила Единица.
– Зато два глаза и два уха, – возразила Двойка. – Разве может голова хорошо работать без них?

Учитель: Ребята, помогите цифрам решить, кто важнее: Единица или Двойка?

О чём мечтает цифра Два

Однажды цифра Два встретила лебедя и сказала ему:
– Я похожа на тебя, и мечтаю научиться летать.
– Я не хочу больше летать, – грустно ответил лебедь.
– Моя лебедушка попала в силки охотника, и мне тоскливо без нее.
– Я помогу тебе освободить лебедушку, – пообещала Двойка.
Вскоре два прекрасных лебедя поклонились цифре Два и сказали:
– Спасибо за помощь, ты похожа на нас и такая же добрая как мы.
– Но я не умею летать, как вы, – вздохнула Двойка.
– Возьми от нас на память эти два белых перышка, они исполнят твое самое заветное желание, – предложил лебедь.
На следующий день цифра Два гордо парила в воздухе на двух больших крыльях.
– Лебеди подарили мне два перышка, но когда они улетели, перышки превратились в крылья, – взволнованно рассказала Двойка цифрам.
– Тот, кто мечтает летать, обязательно полетит, – решили цифры.

Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем еще мечтает цифра Два?

С кем дружит цифра Три

У цифры Три есть веселый друг Светофор. Он стоит на перекрестке и подмигивает всем машинам и пешеходам тремя разноцветными огоньками: красным, желтым и зеленым. Цифре Три больше всего нравится красный. Пока он горит, она угощает светофор своим вкусным треугольным печеньем. Светофор кушает печенье и пытается угадать, из чего оно сделано: – Изюм, миндаль и рис. – Нет, таким печеньем, я угощала тебя вчера, – смеется Троечка. – Вишня, арахис и овес, – снова угадывает Светофор. Треугольное печенье цифры Три всегда состоит из трех продуктов: фруктов, орехов и злаков. Но Светофору трудно угадать, из каких именно оно состоит.

3. Познавательные задачи

1. Знаешь ли ты, что самый крупный в нашей стране жук – уссурийский дровосек? Какова длина его тела, если длина майского жука 2 см, а уссурийский дровосек на 8 см больше? (10 см)
2. Хомяк наносит вред полям и огородам, так как запасает на зиму зерна пшеницы, гороха, гречихи, кукурузы и даже клубни картофеля. Зимние запасы двух хомяков 30 кг зерна. Сколько кг зерна запасут 4 хомяка? (60 кг)
4. Палтус живет 60 лет, крупнейший американский рак живет на 10 лет меньше палтуса, а китовая акула – на 20 лет больше рака. Сколько лет живет китовая акула? (70 лет)
5. Рост самого высокого жирафа 7м, а рост африканского слона на 3м меньше. Каков рост африканского слона? (4 м)

4. Шуточные вопросы, задачи, задания

– Математика не только серьезная наука, но и веселая.

1. Шел человек в город, а навстречу ему шли трое знакомых. Сколько всего человек шло в город? (1 чел.)
2. На грядке сидело четыре воробья. Кот подкрался и одного схватил. Сколько воробьев осталось сидеть на грядке? (Ни одного)
3. У бабушки Маши внучка Даша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Одна)
4. Тройка лошадей пробежала 5 км. Сколько км пробежала каждая лошадь? (5 км.)
5. Что тяжелее: кг пуха или кг железа? (Одинаково)
6. Петух на одной ноге весит 3 кг. Сколько кг он весит на двух ногах? (3 кг)

К королеве Математики
Нелегко найти пути
По дороге из фигур
Надо будет вам пройти.

5. Конкурс «Сосчитай треугольники»

Знает даже и дошкольник,
Что такое треугольник.
А уж вам-то как не знать!
Но совсем другое дело –
Быстро, точно и умело
Треугольники считать.
Например, в фигуре этой
Сколько разных? Рассмотри!
Все внимательно исследуй
И по краю, и внутри

– Посчитайте и запишите, сколько на 1 рисунке изображено треугольников, а на 2 рисунке четырёхугольников,

– Ребята, а вы знаете, что треугольник-фигура завистливая. Он постоянно завидует своему старшему брату – квадрату. Сейчас мы покажем сценку про них.

6. Сценка «Треугольник и Квадрат»

Автор:

Жили-были два брата
Треугольник с квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.

Квадрат: Почему ты злишься брат?

Автор: Тот кричит ему:

Треугольник:

“Смотри,
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!”

Автор: Но квадрат ответил:

Квадрат:

“Брат!
Я же старше, я – квадрат”.

Автор: И сказал еще нежней:

Квадрат: Неизвестно, кто нужней!”

Автор:

Но настала ночь и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато,
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал.

Треугольник:

“Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился – был квадратным,
А проснешься без углов!”

Автор:

Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет Квадрата,
Онемел ... стоял без слов ...
Вот так месть! Теперь у брата ...
Восемь новеньких углов!

– Математика проникла даже в загадки.

7. Загадки

Числа от 1 до 10

Танцует крошка,
А всего одна ножка.

(Юла)

Четыре ушка,
Два брюшка.

(Подушка)

Один говорит,
Двое смотрят,
Двое слушают.

(Язык, глаза, уши)

Чтоб не мерзнуть,
Пять ребят
В печке вязанной сидят.

(Пять пальцев
в варежке)

Черненькая, хвостатенькая.
Не лает, не кусает.
А из класса в класс не пускает.
(двойка)
Четыре четырки,
Две растопырки,
Седьмой вертун.

(Корова)

Двузначные числа

Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь в 10 раз умней.

(Книга)

Тридцать три родных сестрицы –
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!

(Буквы)

Тридцать два молотят.
Один поворачивает.

(Язык и зубы)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Сто вагонов я тащу.

(Паровоз)

Многозначные числа

На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем – миллион.

(Муравейник)

Не живой я, но шагаю,
Землю рыть я помогаю,
Вместо тысячи лопат.
Я один работать рад.

(Экскаватор)

Что за птицы пролетают?
По семерке в каждой стае.
Вереницею летят,
Не воротятся назад.

(Дни недели)

7. – Даже в пословицы и поговорки, крылатые выражения не обходятся без чисел.

  • Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени – только три дня.
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года.
  • Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  • Один в поле не воин.
  • Трус умирает сто раз, а герой – один.
  • Два сапога – пара

Без счёта не будет на улице света.
Без счёта не может подняться ракета.
Без счёта письмо не найдёт адресата.
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Запомните все, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа!

Приложение:

  • 2 день. Час занимательной математики
  • 3 день. Олимпиада по математике
  • 4 день. Математический КВН
  • 5 день. День вопросов и ответов

Подведение итогов предметной недели по математике:

  • вовлечение большого числа учащихся в общую, совместную работу по подготовке и проведению мероприятий, что способствует воспитанию у них чувства коллективизма, умения быть ответственным за принятое решение, инициативы, развитию творческой активной личности;
  • содержание, методы и формы проведения мероприятий обеспечивали связь с имеющимися знаниями и умениями, овладение основными специальными умениями, методами решения типовых задач,
  • совершенствование познавательных умений, выбор идей, логики и методов решения задач, создание условий для творческой деятельности, для уровней дифференциации, для овладения методами самоконтроля;
  • выявление детей, имеющих ярко выраженное нестандартное мышление.