Тема урока: «Образ войны в творчестве первых профессиональных композиторов Башкортостана»
Тип урока: формирование новых знаний.
Цель урока: познакомить учащихся с музыкальным искусством военного периода, с произведениями композиторов Башкортостана.
Задачи урока:
- Формировать уважение к истории родной земли, к тем, кто защищал её свободу и независимость.
- Развивать чувство патриотизма, гордости за достижения национальной культуры.
- Способствовать воспитанию у учащихся культуры слушания.
Литература:
- Музыка: Программа для 5-8 классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. – Уфа: БИРО, 2006. Авторы-составители: Н. Г. Ямалетдинова, Р.Х.Хусаинова.
- Материалы с сайта http://www.vatandash.ru/, http://www.mknprb.ru
- Ахметова Г. «Соловей из долины Сакмара». Журнал «Бельские просторы». – № 8, 2007 г.
- Узиков Ю. «Мелодии сердца композитора Муртазина». Первая интернет-газета Республики Башкортостан «Башвест».
- История Башкортостана. Культурное строительство в годы войны. http://www.oktb-tower.narod.ru.
- Нотная хрестоматия к программе «Музыка» для VI класса. – Уфа: Китап, 2004.
Оборудование: мультимедийный компьютер, проектор, экран, на доске написана тема урока и эпиграф. В ходе урока использован наглядный материал, представленный в виде иллюстрированной презентации (портреты первых башкирских композиторов, репродукции картин).
Музыкальный материал:
- Видеопособие по музыке и культуре Башкортостана (DVD) «Композиторы Башкортостана. Выпуск № I (Рауф Муртазин, Хусаин Ахметов). Составители: Хусаинова Р. Х. и Ямалетдинова Н. Г.
- Учебное пособие «Шаймуратов генерал». – Уфа: МО РБ
- «Этот день Победы» слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова
- "Шаймуратов генерал" муз. Загира Исмагилова, сл. Кадыра Даяна.
- «Песня батыров», сл. К. Наджми, муз. З. Исмагилова
- Симфония № 7 «Ленинградская» Д. Шостаковича
- «Праздничная симфониетта» Р. Муртазина
- Симфония № 7 Р. Муртазина
Зрительный ряд: А. Храмов. «Генерал Шаймуратов», Ю. Непринцев. «Отдых после боя», П. Кривоногов. «Победа», А. Обухов. «В блокаду», А. Лактионов. «Письмо с фронта».
Запись на доске: «Образ войны в творчестве первых профессиональных композиторов Башкортостана»
Эпиграф к уроку: «Был музыкант в строю солдатском»
ХОД УРОКА
Музыка на вход: «Этот день Победы» слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова.
1. Организационный момент
– Ребята, в этом году вся наша страна, весь мир
будут отмечать великий праздник. Как называется
этот праздник? (Ответы детей)
– Когда началась Великая Отечественная война?
Когда закончилась? (Ответы детей).
II. Основная часть. Работа по теме урока
1. Вступительное слово учителя (введение в тему урока)
– Нас сегодня встретила знакомая для всех
песня, и, без сомненья, вы узнали её. (Ответы
детей.)
– Да, прозвучала песня «Этот день Победы»,
которую написал композитор Д. Тухманов на
стихи поэта В. Г. Харитонова, ветерана Великой
Отечественной войны.
(На экране слайд № 1 – П. Кривоногов. «Победа»)
– А в каком исполнении она звучала? Назовите,
пожалуйста, имя певца (ответы детей)
– Она прозвучала в исполнении Льва
Лещенко, народного артиста России.
– Что вы почувствовали, слушая эту музыку? (Ответы
детей.)
– «Этот День Победы порохом пропах. Это праздник
с сединою на висках, это радость со слезами на
глазах…» — именно эта песня как нельзя лучше
выражает то смешение чувств и эмоций, которые
испытывает каждый из нас в канун празднования
годовщины Победы в Великой Отечественной войне.
– Ребята, что значит для вас 9 мая? (Ответы
детей)
– День 9 мая вошел незабываемой
страницей в историю человечества. В
этот день мы вспоминаем всех, благодаря кому была
завоевана победа в Великой Отечественной войне
1941-1945 годов. Прошло уже 65 лет, но события
военного времени не забыты – они живы в
воспоминаниях ветеранов, запечатлены на
страницах книг, в музыке, в живописи.
Память о трагических днях передается из
поколения в поколение, и мы должны её сохранить.
– В этот день преображается и наш город Салават.
И не только от блеска и звона многочисленных
орденов и медалей на груди ветеранов, но и от
удивительной доброй ауры, улыбок и праздничного
настроения. Как же их мало осталось
участников Великой Отечественной войны!
«Прощаемся с ними всё чаще.
Всё меньше для тех, кто в живых,
Чеканят медалей звенящих
На память о днях фронтовых».
– Победа над фашисткой Германией была
достигнута усилиями всех народов Советского
Союза. Свой достойный вклад в Великую Победу
внёс и многонациональный народ
Башкортостана. Более трехсот тысяч воинов или
каждый второй призванный из Башкортостана
пал смертью храбрых, защищая нашу Родину.
Не остались в стороне от общего дела защиты
Родины и наши земляки. Отважно и упорно
сражались наши земляки на фронтах Великой
Отечественной, не щадя своих жизней.
– События военных лет нашли отражение в
музыкальных произведениях. Тема нашего урока
«Образ войны в творчестве первых
профессиональных композиторов Башкортостана»
Запишите тему урока и эпиграф (работа в
тетрадях).
– Как уже вы догадались, сегодня мы поговорим
о музыкальном искусстве военного
периода, познакомимся с произведениями
композиторов Башкортостана.
2. Слово учителя о песнях военных лет.
– В годы Великой Отечественной войны не
ослабевал интерес и к настоящему искусству.
Военный период был одним из самых плодотворных в
истории советской музыки. В эти годы композиторы
создали множество выдающихся произведений,
полных веры в победу справедливого дела. Среди
них были и крупные симфонические произведения, и
кантатно-ораториальные, и камерные, и оперы, и,
конечно, в первую очередь песни.
Боевая песня и марш шагали всю войну рядом с
солдатами, поднимая их на героические подвиги. А
теплая, задушевная песня украшала досуг в часы
затишья между боями, сближала воинов. С первых же
дней войны песня стала истинно народным
искусством, голосом героической души народа.
(На экране слайд № 2 – Ю. Непринцев. «Отдых
после боя»)
– Тяжёлое было время. Но сколько прекрасных
песен породило оно. В дни войны стали крылатыми
слова из поэмы «Василий Теркин» Александра
Твардовского:
«Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне.
После боя сердце просит
Музыки вдвойне».
– Много новых песен, проникнутых глубоким
патриотизмом, написали в период войны
композиторы Башкирии.
– Каких композиторов Башкортостана вы
знаете? Взгляните на их портреты и вспомните
их имена:
- Раиф Лутфуллович Габитов (1913-1943)
- Рауф Ахметович Муртазин (1910-1994)
- Тагир Шакирович Каримов (1912-1978)
- Фарид Загидуллович Яруллин (1914-1943)
- Халик Шакирович Заимов (1914-1977)
- Хусаин Файзуллович Ахметов (1914-1993)
- Хабибулла Калимуллович Ибрагимов (1894-1959)
- Загир Гарипович Исмагилов (1917-2003)
(Видеоряд: мультимедийная презентация " Первые профессиональные композиторы Башкортостана)
– Средствами музыки композиторы
прославляли мужество и героизм советских людей в
его справедливой войне с фашизмом.
– Какие самые популярные песни башкирских
композиторов военных лет вы знаете?
– Это песни "Родину не отдадим",
"Походная песня" X. Ибрагимова,
"Шаймуратов-генерал", "Сынам Родины",
"Байгужа" 3. Исмагилова, "Башкирские
батыры" X. Ахметова и другие. Были выпущены два
песенных сборника «Башкирские композиторы
Красной армии».
– В эти же годы в тесном содружестве башкирских
композиторов с композиторами других
национальностей был создан и ряд крупных
музыкальных произведений, вошедших в золотой
фонд национального башкирского искусства. Это
оперы "Акбузат" X. Заимова и А. Спадавеккиа,
"Ай-хылу" М. Валеева и Н. Пейко, "За
Родину" X. Ибрагимова и Позицкого, балет
"Журавлиная песнь" Л. Степанова.
3. Вступительное слово учителя о Т. Каримове
«Где впервые услышать пришлось
Мне мелодии, близкие сердцу?
Может быть, с их звучаньем слилось
Воедино далекое детство...
Иль в недавнем жестоком бою
Я солдатом впервые их встретил,
И упорство, и силу мою
Отражали мелодии эти?»
– Эти строки из стихотворения Хакима Гиляжева
«Родные напевы» посвящены композитору Тагиру
Каримову (портрет Т. Каримова). В годы войны
им написано около 10 песен. Это «Песня о боевом
друге» (1941 г.), «Сирень» (1941 г.), «Подарок» (1941 г.),
«Цветочница Анюта» (1941 г.), «Гульямал» (1942 г.),
«Давай, кума, попляши» (1942 г.), вальс «Уральская
ночь» (1943 г.), «Ишимбай» (1944 г.).
В годы войны очень популярной была песня
«Любимый Гульсиры». (Слайд № 3. А. Лактионов.
«Письмо с фронта»). Ее пели и те, кто был
разлучен войной с любимым человеком. Слова песни
написаны поэтом Кадыром Даяном. Песня вошла в
золотой фонд песенной культуры башкирского
народа.
4. Беседа о песне «Шаймуратов-генерал»
– А теперь послушайте песню, внимательно
вслушиваясь в слова. И постарайтесь
ответить, о ком написана песня? Какой жанр
использован для создания музыкального образа?
(Марш.)
(Слушание песни "Шаймуратов генерал" муз.
Загира Исмагилова, сл. Кадыра Даяна).
– В башкирской песне
"Шаймуратов-генерал» воспет командир 112-й
Башкирской кавалерийской дивизии генерал-майора
Минигали Шаймуратов. В Республике Башкортостан
Шаймуратов считается народным героем. Песня была
впервые исполнена солистом Башкирского
государственного театра оперы и балета
Габдурахманом Хабибуллиным в марте 1942 года.
– Скажите, ребята, каким вы его представляете? (дети
составляют его словесный портрет).
(Затем появляется на экране слайд № 4 – А. Храмов. «Генерал Шаймуратов». Просмотр фрагмента документального фильма из трилогии «Рождённые для славы»: «Шаймуратов генерал» – учебное видеопособие, кассета № 4)
– А теперь, ребята, прозвучит ещё одна песня в
классе, но уже в вашем исполнении.
– Споём песню о наших батырах
(«Песня батыров», сл. К. Наджми, муз. З. Исмагилова. Хрестоматия к программе по музыке для 6 класса общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Составители: Н. Г. Ямалетдинова, P. X. Хусаинова, 2004 г.)
– Текст песни разложен на ваших столах,
прочтите его, пожалуйста, про себя.
– Все готовы. Постарайтесь передать в исполнении
песни чувства, заложенные композитором
Закиром Исмагиловым. (Исполнение.)
– Спасибо, ребята! Песня прозвучала очень хорошо.
5. Слово учителя о Р.А. Муртазине
– В год 65-летия Великой Победы нельзя не
вспомнить ещё об одном участнике Великой
Отечественной войны — талантливом музыканте,
композиторе, основоположнике башкирской
профессиональной симфонической музыки Рауфе
Ахметовиче Муртазине (портрет Р. Муртазина)
– Произведение, фрагмент которого мы сейчас с
вами прослушаем, было, первым в этом жанре, не
только в творчестве выдающегося композитора
Рауфа Ахметовича Муртазина, но и во все
инструментальной музыке Башкирии.
– Постарайтесь определить жанр этого
произведения и вслушайтесь в музыку.
(Звучит фрагмент – “Симфония № 7» из учебного фильма «Окно, распахнутое в весну» В. Юмагуловой и А. Валеевой. – Видеопособие по музыке и культуре Башкортостана (DVD) «Композиторы Башкортостана. Выпуск № I (Рауф Муртазин,). Составители: Хусаинова Р. Х. и Ямалетдинова Н. Г.)
– Как вы думаете, откуда этот фрагмент – из
симфонии, кантаты, оперы? (Симфонии).
– Это симфония № 7 «К 40-летию Великой
Победы» Р. Муртазина. Она была написана
в 1987 году, когда автору было 75 лет. Бывший
фронтовик, он посвятил её Победе своего
народа, одной из самых страшных войн XX века.
– Война вошла не только в песню, но и в
симфонию.
– Давайте вспомни, что такое симфония?
Что означает этот термин (ответы).
– Какой образ воплощён в музыке? (Образ Родины)
– Сейчас прослушаем ещё один фрагмент симфонии,
которую по силе духа можно поставить в ряд лучших
произведений эпохи Великой Отечественной
войны. Попробуем дать характеристику музыке с
помощью ваших словарей эмоций (работа по
словарю)
(Звучит музыка советского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича – фрагмент симфонии № 7 «Ленинградская»)
– Узнали ли вы знакомые интонации? Откуда
они? Что же вы услышали в этой симфонии? (Ответы
детей)
– Назовите это произведение и автора? (Седьмая
симфония «Ленинградская» Дмитрия Шостаковича). (На
экране слад № 5 – А. Обухов. «В блокаду»)
– Молодцы! "Седьмая симфония"
известная больше под названием
«Ленинградская».Дмитрия Шостаковича (портрет
Д. Шостаковича)
– Мы познакомились с симфонией № 7 Р.А. Муртазина
и Симфонией №7 Дмитрия Шостаковича. Что их
роднит? (Обе симфонии – Симфония №7
«Ленинградская» и симфония № 7 к 40-летию Великой
Победы» композиторы посвятили событиям Великой
Отечественной войны)
6. Слово учителя о Х.Ф. Ахметове
– А сейчас – несколько слов о композиторе
Хусаине Файзулловиче Ахметове (портрет Х.
Ахметова)
– С началом Великой Отечественной Войны Хусаин
Ахметов, как и многие студийцы, записался
добровольцем на фронт. Его как снайпера
зачислили в истребительный батальон
Краснопресненского района Москвы. Но к третьему
месяцу службы у композитора обострилась болезнь
легких и его демобилизовали.
В ноябре 1941 года Ахметов приезжает в Уфу и
устраивается работать музыкальным редактором на
радио. С 1944 года продолжаются занятия в
башкирской национальной студии. Уроки по
композиции теперь ведет московский композитор
Николай Карпович Чемберджи. Под его руководством
Ахметов создает обработки народных песен, песни
«Весенняя заря» и «Подарок герою», баллады
«Священная война», «Черный воин и молодой
охотник» на слова Б. Бикбая. Они положили начало
созданию цикла баллад, посвященных событиям и
героям Великой Отечественной Войны. Большим
творческим достижением явился цикл из 17
вокальных баллад о событиях и героях Великой
Отечественной войны.
– Послушайте воспоминания об этом периоде
жизни из уст самого композитора.
(Просмотр фрагмента учебного фильма о творчестве Х. Ахметова – Видеопособие по музыке и культуре Башкортостана (DVD) « Композиторы Башкортостана. Выпуск № I Составители: Хусаинова Р. Х. и Ямалетдинова Н. Г.)
III. Заключение
1. Итог
– Вот на этой ноте и хотелось бы завершить наш
урок, посвященный Дню Победы. Это часть нашей
истории, нашей культуры. Мы упомянули только о
небольшой части огромного пласта
музыкального искусства в годы Великой
Отечественной войны. Но и на этом небольшом
примере мы видим огромное значение музыки в
деле патриотического воспитания, поддержания
морального духа и веры в победу бойцов нашей
армии и гражданского населения страны.
Сегодня на уроке звучала музыка первых
профессиональных композиторов Башкортостана.
– С какими композиторами мы сегодня
познакомились?
– Какие произведения мы прослушали сегодня на
уроке?
– Давайте вспомним, к каким жанрам обращались
башкирские композиторы в своём творчестве?
– О чём нам рассказали композиторы в своих
произведениях? Назовите эти произведения.
– Музыка башкирских композиторов прозвучала
очень правдиво! Мы продолжим разговор о
композиторах, жизненный путь которых мы
прослеживаем постоянно на наших уроках.
2. Домашнее задание: подготовить сообщение о жизни и творчестве башкирских композиторов (по выбору)
Выход из класса по музыку «Праздничная симфониетта» Р. Муртазина.