Цели урока:
- Развивать умение работать по типовому плану с целью выяснения особенностей Дальнего Востока.
- Дать оценку природных условий и ресурсов для хозяйственной деятельности.
- Познакомить с приемом составления логического опорного конспекта, созданием “образа территории” через графические рисунки и символы.
- Воспитывать чувство патриотизма через географическую информацию.
Оборудование: карты: политико-административная, федеральных округов, атласы, раздаточный материал.
Содержание урока. Изучение нового материала.
ХОД УРОКА
1. Состав территории
Дальневосточный экономический район является самым большим по площади среди экономических районов (36% площади РФ) и имеет самую маленькую плотность населения. В связи с большой удаленностью от Центральной России район испытывает большие трудности в развитии хозяйства. Здесь наблюдается острый дефицит в трудовых ресурсах.
Задание: найдите на карте субъекты федерации входящие в состав Дельневосточного экономического района.
Состав:
- Республика Саха (Якутия) – г. Якутск
- Приморский край – г. Владивосток
- Хабаровский край – г. Хабаровск
- Амурская обл. – Благовещенск
- Сахалинская область – г. Южно-Сахалинск
- Чукотский авт.округ – г. Анадырь
- Камчатский край – г. Петропавловск-Камчатский
- Магаданская обл. – г. Магадан
- Еврейская автономная область – г. Биробиджан.
Учитель: Практически весь материал
сегодняшнего урока мы попытаемся нарисовать, то
есть создать “образ территории” с помощью
условных знаков, символов, то есть начнем
выполнять логический опорный конспект. На
последующих уроках мы продолжим его заполнение и
в конечном итоге, я надеюсь, этот конспект вам
поможет на проверочной работе.
Итак, вам выдан нарисованный контур
Дальневосточного экономического района.
Приклеиваем его в тетрадь (с обратной стороны
наклеян двухсторонний скотч). Рядом вы
будете рисовать условные знаки, и давать им
объяснение. В конце урока я соберу на выбор 4
тетради и выставлю оценку за работу на уроке.
На контуре обозначаем:
Простым карандашом – пронумеровать субъектом ДВЭР.
2. Географическое положение
1) Границы ДВЭР:
- ДВЭР располагается на восточной окраине России и выходит к сухопутной границе РФ с Китаем, КНДР и к морской границе России с США (Берингов пролив), Японией (Кунаширский пролив и пролив Лаперуза).
- ДВЭР граничит с Восточно-Сибирским экономическим районом.
На контуре обозначаем
Красным цветом – сухопутные границы,
подписываем соседние государства
Зеленым цветом – морские границы, подписываем
соседние государства и проливы.
Желтым цветом – граница с другим районом (с
Восточно-Сибирским э.р.)
Пример контура:
2) Экономико-географическое положение района
ЭГП ДВЭР – уникально и имеет следующие особенности:
- Большая удаленность от основных районов России.
- Большая протяженность морских границ.
- Большая протяженность границы с Китаем.
- Выход к морским границам с самыми развитыми странами мира – США и Японией.
- Наличие единственной островной области – Сахалинской.
- Близость к Азиатско-Тихоокеанскому региону.
Экономический лидер ДВЭР – Хабаровск (Слайд 4)
На контуре обозначаем
Островную область – Сахалин
Подписываем Азиатско-Тихоокеанский регион.
Моря
Северного Ледовитого океана – море Лаптевых,
Восточно-Сибирское море, Чукотское море
Тихого океана – Берингово море, Охотское море,
Японское море
Вопрос: Россия – Япония. Вспомните историю отношений России с Японией. Каковы на Ваш взгляд перспективы отношений двух стран (политических, экономических, культурных и др.)
Ответ: Япония заинтересована в
развитии отношений с Россией (ближайшим соседом),
как крупным рынком сырья, рынком сбыта своего
товара. Россия – транзитная страна. Железные
дороги России – это кратчайший путь для японских
товаров в Европу.
Япония – развитая страна, для России она
интересна новыми технологиями, возможностью
инвестиций и т.д.
3. Природные условия
Тектоническое строение: восточная часть
Сибирской платформы, Алданский щит, плиты
молодых платформ. Северная часть Тихоокеанского
кольца: Камчатка, Сахалин, Курилы. Мощный
вулканизм и сейсмичность восточных частей
района.
Самый высокий действующий вулкан России –
Ключевская Сопка (высота 4688 м)
Рельеф: преобладает горный рельеф, к которому
относятся: Чукотское, Корякское, Колымское,
Алданское нагоря; хребты Черского, Верхоянский,
Сихотэ-Алинь, Становой и др.
К равнинному рельефу относят Яно-Индигирскую,
Колымскую и Приамурскую низменность, Приленское
плато, Зейско-Буреинская равнина, Юкагирское
и Анадырское плоскогорья.
Климат: арктический, субарктический и умеренные
пояса. Январь – (–32 градуса до –8). Июль – (+8 до +16
градусов). Осадки – 400-1000 мм/год.
Здесь расположен полюс холода Северного
полушария – Оймякон (–71 градус).
Внутренние воды: основные реки – Лена, Алдан,
Амур, Уссури, Яна, Колыма, Анадырь и др. Озеро –
Ханка. Преобладают территории с многолетней
мерзлотой.
Природные зоны: арктические пустыни, тундра,
лесотундра, муссонные смешанные леса, высотная
поясность. (Слайд 5)
На контуре, с помощью условных знаков, знакомых еще с 6 класса, отображаем тип растительности для каждой зоны и добавляем новые символы:
Коричневый цвет – нагорья
Квадратики с максимальной и минимальной
температурой.
Синим карандашом – реки
Задания:
1. Какие природные условия этого района
благоприятствуют жизни людей?
2. Какие природные условия благоприятствуют
развитию промышленности?
4. Природные ресурсы
Минеральные:
Бурый уголь – Приморский край, Нижнезейский
бассейн
Каменный уголь – Южноякутский бассейн, Ленский
бассейн, приморский край, Сахалинский бассейн.
Нефть, газ – Сахалин, саха.
Вольфрам – Приморский край
Олово – Приморский край, Хабароский край,
Магаданская область
Золото – магаданская область, Амурская область,
Саха.
Алмазы – Саха.
Лесные – избыток, кроме Чукотского АО.
Это лиственница, ель, кедр и пихта.
Почвенные – малоплодородные
Рекреационные – низкая степень туристической освоенности территории. Особый интерес к : Ленские столбы, Долина гейзеров, горячие источники камчатки, Уссурийская тайга.
Водные ресурсы – огромные, много рыбы ценных пород, морской зверь, крабы. (Слайд 6)
На контуре, с помощью условных знаков, отображаем полезные ископаемые.
Образец контура:
5. «Визитная карточка» ДВЭР
Территория, млн.кв.км. | 6,125 |
Количество субъектов Федерации | 9 |
Население, млн.чел. | 7 |
Городское население, % | 76 |
Плотность населения, чел.на кв.км | 1,1 |
Отмечаем площадь на нашем контуре.
6. Закрепление
- Показать границы Дальневосточного ЭР.
- В чем выгода экономико-географического положения Дальневосточного ЭР?
- В чем специфика Дальневосточного ЭР?
- Как вы думаете, какие отрасли промышленности будут развиваться в Дальневосточном ЭР?
- Из каких субъектов федерации Дальневосточный ЭР получает необходимые природные ресурсы, в частности минеральные?
Образец контура в конце урока
Затем учитель кратко подводит итоги урока, обращает внимание на домашнее задание: составить описание географического положения, природных условий и ресурсов Дальневосточного ЭР, используя составленный на уроке конспект. При затруднении, обратиться к тексту учебника.