Состав, географическое положение, природные условия и ресурсы Дальнего Востока. 9-й класс

Разделы: География

Класс: 9


Цели урока:

  • Развивать умение работать по типовому плану с целью выяснения особенностей Дальнего Востока.
  • Дать оценку природных условий и ресурсов для хозяйственной деятельности.
  • Познакомить с приемом составления логического опорного конспекта, созданием “образа территории” через графические рисунки и символы.
  • Воспитывать чувство патриотизма через географическую информацию.

Оборудование: карты: политико-административная, федеральных округов, атласы, раздаточный материал.

Содержание урока. Изучение нового материала.

ХОД УРОКА

1. Состав территории

Дальневосточный экономический район является самым большим по площади среди экономических районов (36% площади РФ) и имеет самую маленькую плотность населения. В связи с большой удаленностью от Центральной  России район испытывает большие трудности в развитии хозяйства. Здесь наблюдается острый дефицит в трудовых ресурсах.

Задание: найдите на карте субъекты федерации входящие в состав Дельневосточного экономического района.

Состав:

  1. Республика Саха (Якутия)  – г. Якутск
  2. Приморский край – г. Владивосток
  3. Хабаровский край – г. Хабаровск
  4. Амурская обл. – Благовещенск
  5. Сахалинская область – г. Южно-Сахалинск
  6. Чукотский авт.округ – г. Анадырь
  7. Камчатский край – г. Петропавловск-Камчатский
  8. Магаданская обл. – г. Магадан
  9. Еврейская автономная область – г. Биробиджан.

Учитель: Практически весь материал сегодняшнего урока мы попытаемся нарисовать, то есть создать “образ территории” с помощью условных знаков, символов, то есть начнем выполнять логический опорный конспект. На последующих уроках мы продолжим его заполнение и в конечном итоге, я надеюсь, этот конспект вам поможет на проверочной работе.
Итак, вам выдан нарисованный контур Дальневосточного экономического района. Приклеиваем его в тетрадь (с обратной стороны наклеян  двухсторонний скотч). Рядом  вы будете рисовать условные знаки, и давать им объяснение. В конце урока я соберу на выбор 4 тетради и выставлю оценку за работу на уроке.

На контуре обозначаем:

Простым карандашом – пронумеровать  субъектом ДВЭР.

2. Географическое положение

1) Границы ДВЭР:

  1. ДВЭР располагается на восточной окраине России и выходит к сухопутной границе РФ с Китаем, КНДР и к морской границе России с США (Берингов пролив), Японией (Кунаширский пролив и пролив Лаперуза).
  2. ДВЭР граничит с Восточно-Сибирским экономическим районом.

На контуре обозначаем

Красным цветом – сухопутные границы, подписываем соседние государства
Зеленым цветом – морские границы, подписываем соседние государства и проливы.
Желтым  цветом – граница с другим районом (с Восточно-Сибирским э.р.)

Пример контура:

2) Экономико-географическое положение района

ЭГП ДВЭР – уникально и имеет  следующие особенности:

  • Большая удаленность от основных районов России.
  • Большая протяженность морских границ.
  • Большая протяженность границы с Китаем.
  • Выход к морским границам с самыми развитыми странами мира – США и Японией.
  • Наличие единственной островной области – Сахалинской.
  • Близость к Азиатско-Тихоокеанскому региону.

Экономический лидер ДВЭР – Хабаровск (Слайд 4)

На контуре обозначаем

Островную область – Сахалин
Подписываем Азиатско-Тихоокеанский регион.
Моря
Северного Ледовитого океана – море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море
Тихого океана – Берингово море, Охотское море, Японское море

Вопрос: Россия – Япония. Вспомните историю отношений России с Японией. Каковы на Ваш взгляд перспективы отношений двух стран (политических, экономических, культурных и др.)

Ответ: Япония заинтересована в развитии отношений с Россией (ближайшим соседом), как крупным рынком сырья, рынком сбыта своего товара. Россия – транзитная страна. Железные дороги России – это кратчайший путь для японских товаров в Европу.
Япония – развитая страна, для России она интересна новыми технологиями, возможностью инвестиций и т.д.

3. Природные условия

Тектоническое строение: восточная часть Сибирской платформы, Алданский щит, плиты молодых платформ. Северная часть Тихоокеанского кольца: Камчатка, Сахалин, Курилы. Мощный вулканизм и сейсмичность восточных частей района.
Самый высокий действующий вулкан России – Ключевская Сопка (высота 4688 м)
Рельеф: преобладает горный рельеф, к которому относятся: Чукотское, Корякское, Колымское, Алданское нагоря; хребты Черского, Верхоянский, Сихотэ-Алинь, Становой и др.
К равнинному рельефу относят Яно-Индигирскую, Колымскую и Приамурскую низменность, Приленское плато,  Зейско-Буреинская равнина, Юкагирское и Анадырское плоскогорья.
Климат: арктический, субарктический и умеренные пояса. Январь – (–32 градуса до –8). Июль – (+8 до +16 градусов). Осадки – 400-1000 мм/год.
Здесь расположен полюс холода Северного полушария – Оймякон (–71 градус).
Внутренние воды: основные реки – Лена, Алдан, Амур, Уссури, Яна, Колыма, Анадырь и др. Озеро – Ханка. Преобладают территории с многолетней мерзлотой.
Природные зоны: арктические пустыни, тундра, лесотундра, муссонные смешанные леса, высотная поясность. (Слайд 5)

На контуре, с помощью условных знаков, знакомых еще с 6 класса, отображаем тип растительности для каждой зоны и добавляем новые символы:

Коричневый цвет – нагорья
Квадратики с максимальной и минимальной температурой.
Синим карандашом – реки

Задания:

1. Какие природные условия этого района благоприятствуют жизни людей?
2. Какие природные условия благоприятствуют развитию промышленности?

4. Природные ресурсы

Минеральные:

Бурый уголь – Приморский край, Нижнезейский бассейн
Каменный уголь – Южноякутский бассейн, Ленский бассейн, приморский край, Сахалинский бассейн.
Нефть, газ – Сахалин, саха.
Вольфрам – Приморский край
Олово – Приморский край, Хабароский край, Магаданская область
Золото – магаданская область, Амурская область, Саха.
Алмазы – Саха.

Лесные – избыток, кроме Чукотского АО.
Это лиственница, ель, кедр и пихта.

Почвенные – малоплодородные

Рекреационные – низкая степень туристической освоенности территории. Особый интерес к : Ленские столбы, Долина гейзеров, горячие источники камчатки, Уссурийская тайга.

Водные ресурсы – огромные, много рыбы ценных пород, морской зверь, крабы. (Слайд 6)

На контуре, с помощью условных знаков, отображаем полезные ископаемые.

Образец контура:

5. «Визитная карточка» ДВЭР

Территория, млн.кв.км. 6,125
Количество субъектов Федерации 9
Население, млн.чел. 7
Городское население, % 76
Плотность населения, чел.на кв.км 1,1

Отмечаем площадь на нашем контуре.

6. Закрепление

  • Показать границы Дальневосточного ЭР.
  • В чем выгода экономико-географического положения Дальневосточного ЭР?
  • В чем специфика Дальневосточного ЭР?
  • Как вы думаете, какие отрасли промышленности будут развиваться в Дальневосточном ЭР?
  • Из каких субъектов федерации Дальневосточный ЭР  получает необходимые природные ресурсы, в частности минеральные?

Образец контура в конце урока

Затем учитель кратко подводит итоги урока, обращает внимание на домашнее задание: составить описание географического положения, природных условий и ресурсов Дальневосточного ЭР, используя составленный на уроке конспект. При затруднении, обратиться к тексту учебника.