Урок проводится в форме игры с использованием презентации.
Цели и задачи:
- оптимизация учебного процесса;
- повышение эффективности обучения;
- стимулирование познавательной активности;
- внедрение в образовательную практику современных информационных технологий;
- повышение степени мотивации учащихся;
- активизация эмоционального восприятия;
- обобщение знаний учащихся по теме;
- проверка знаний на конкурсной основе;
- воспитание чувства коллективизма и сотрудничества.
Количество заданий в игре рассчитано на один урок.
Перед началом игры класс делится на команды. Количество команд и количество участников каждой команды учитель может определить самостоятельно с учетом специфики классного коллектива. С целью экономии времени лучше всего формировать команды накануне, а не во время урока.
Каждая команда получает игровой лист (см. Приложение). Учитель предлагает ученикам заполнить его титульную часть и выслушать информацию о порядке проверки, подведения промежуточных и окончательных итогов.
Игра проводится в 4 этапа:
- «Приведи в соответствие»;
- «Кто из ученых»;
- «Мозаика» ( состоит из 7 заданий);
- «Чайнворд».
Команды, совещаясь, поэтапно выполняют задания, заполняя игровой лист.
На выполнение каждого задания и этапа дается определенное количество времени, по окончании которого раздается гонг.
Каждая команда быстро передает листок другой команде для проверки по кругу
(примечание: можно назначить и помощников ведущего, которые будут вести проверку, но, как правило, играть хотят все).
Подводятся промежуточные итоги и заполняется турнирная таблица (на доске или в презентации).
Этап «Приведи в соответствие».
|
произведение |
страна |
У. Шекспир |
А. «Тартюф» |
1. Франция |
Командам надо привести в соответствии с именем писателя название его произведения и страну, представителем которой он являлся. Для этого в соответствующие ячейки таблицы игрового листа необходимо расставить буквы и цифры правильных ответов ( при этом какие- то ответы могут оказаться лишними).
|
У. Шекспир |
Д. Дефо |
М. Сервантес |
Ж. Мольер |
произведение |
Д |
Г |
В |
А |
страна |
2 |
1 |
3 |
1 |
За каждую правильно расставленную позицию команда получает 1 балл.
Этап «« Кто из ученых».
На экране появляются вопросы:
- сделал вывод о том, что Земля вращается вокруг Солнца;
- открыл закон всемирного тяготения;
- был сожжен на костре за свои научные убеждения;
- после отречения от своих идей произнес : « А все-таки она вертится!»
Правильный ответ записываем в игровой лист:
1 |
Н. Коперник |
2 |
И. Ньютон |
3 |
Д. Бруно |
4 |
Г. Галилей |
Каждый правильный ответ – 1 балл.
Этап « Мозаика».
1 задание. Назвать, чьи автопортреты представлены на слайде. Ответ записать в игровой лист. За каждый правильный – 1 балл.
1 |
Рафаэль |
2 |
Леонардо да Винчи |
3 |
Рембрандт |
4 |
А. Дюрер |
2 – 6 задания. Командам предлагается определить, автором какого из представленных произведений искусства является
- «Л. Да Винчи»
- «Рафаэль»
- «Микеланджело»
- «А. Дюрер»
- «Рембрандт»
- «Д. Веласкес»
Задание 2 |
«Л. Да Винчи» |
1 |
Задание 3 |
«Рафаэль» |
2 |
Задание 4 |
«Микеланджело» |
1 |
Задание 5 |
«А. Дюрер» |
3 |
Задание 6 |
«Рембрандт» |
1 |
Задание 7 |
«Д. Веласкес» |
2 |
Каждый правильный ответ – 1 балл.
Правильный ответ обсуждается после каждого задания. При этом игроки могут получать индивидуальные знаки отличия, устно отвечая на дополнительные вопросы (количество этих знаков учитель посчитает в конце урока и поставит оценки):
- Как называется это произведение?
- Назовите остальные картины (скульптуры), размещенные на слайде?
- Кто их автор?
|
Название произведения? |
Картины (скульптуры), размещенные на слайде |
Автор |
Задание 2 |
Мадонна Лита |
№2 Рыцарь, смерть и дьявол №3 Динарий кесаря |
А. Дюрер Тициан |
Задание 3 |
Сикстинская мадонна |
№1 Мона Лиза №3 Четыре философа |
Л. Да Винчи П. Рубенс |
Задание 4 |
Пьета |
№2 Апполон и Дафна №3 Фонтан Четырех рек |
Д. Бернини Д. Бернини |
Задание 5 |
Меланхолия |
№1 Портрет старухи №2 Портрет Филиппа IV |
Рембрандт Д. Веласкес |
Задание 6 |
Возвращение блудного сына |
№2 Тайная вечеря №3 Портрет инфанты Маргариты |
Л. Да Винчи Д. Веласкес |
Задание 7 |
Пряхи |
№1 Святое семейство №3 Даная |
Рембрандт Рембрандт |
Таким образом, правильные ответы на эти вопросы идут не в командный зачет, а в зачет отдельного игрока.
Этап «Чайнворд».
- Театр, актером и владельцем которого был У. Шекспир (6 букв)
- Имя верного оруженосца Дон Кихота (5)
- Кеплер доказал, что планеты движутся по эллипсам. Напишите другое название такой фигуры (4)
- Имя одного из героев трагедии У. Шекспира (3)
- Эпоха Возрождения по-другому называется… (9)
- Основная творческая специальность Микеланджело (9)
- Автор картины « Ночной дозор» (9)
По окончании всей игры определяется команда - победитель и победитель индивидуального зачета.
Команды сдают игровые листы учителю для выставления оценок в журнал (примечание: оценки можно поставить только победителям, можно – в соответствии с количеством набранных баллов и т.д.).
Приложение. Игровой лист.
Источники.
- Учебник «История нового времени», В.А. Ведюшкин, С.Н. Бурин, Москва, «Дрофа», 2010
- http://ru.wikipedia.org
- http://artchive.ru
- http://www.museum-online.ru
- http://smallbay.ru
- http://www.bibliotekar.ru/muzeu.htm