Важное место в жизни каждого ребенка занимает школа, которая, как сложный социальный механизм, отражает характер, проблемы, противоречия общества. Задача педагога – помочь ребенку определиться в этом обществе, выбрать правильное направление, чтобы он не потерялся в многообразии и сложности сегодняшней жизни.
Ни окружающая среда общения, ни даже семейное воспитание не помогут в полной мере адекватно активизировать процесс социализированности учащихся. Школа же благодаря своему воспитательному потенциалу способна помочь в определении ориентации личности каждого ученика. Этот потенциал школы может быть реализован при соответствующих условиях, важнейшим из которых является умение педагога управлять процессом воспитания учащихся и «строить» из каждого обучающегося личность социально активную, гражданственную, способную взаимодействовать с окружающим социумом.
Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования качеств всесторонне развитой личности.
Моя концепция воспитательной работы «Воспитание социально активной личности в условиях личностно-ориентированной системы обучения» подразумевает создание условий для самореализации и самоутверждения учащихся, что, несомненно, способствует их творческому самовыражению, культурному росту и гражданской зрелости. Ведь ребенок в процессе своей жизнедеятельности развивается не только физически, психически и т. д., но и социально. Причем все виды его развития проявляются в его социальном взаимодействии не только с окружающим социумом в школьном возрасте, но и с обществом в целом, когда он «выйдет в большую жизнь». Качество этого взаимодействия и есть результат воспитания.
Основной идеей организации учебно-воспитательного процесса является идея целостности. Воспитание, обучение и развитие человека осуществляется в единой личностно-ориентированной системе.
Личностно-ориентированная система – это гуманистически ориентированное научное педагогическое создание, которое направляет современный учебно-воспитательный процесс на развитие, на обновление, что требует нового подхода к его организации, соответствующей подготовки учителя. Включение педагога в инновационную исследовательскую деятельность в ходе самообразования, повышение своей педагогической квалификации даёт ему возможность активизировать свой творческий потенциал, демонстрировать на практике высокий уровень владения современными технологиями, профессионально формировать у учащихся активную жизненную позицию, организовывать поиск и исследование, использовать наблюдение и диагностику.
Сегодня идеи гуманизации положены в основу государственной политики в сфере образования. Первоочередной задачей учебно-воспитательного процесса становится развитие у учащихся таких качеств и способностей, которые позволили бы ему не только комфортно существовать, но и, преодолевая трудности, создавать качественно новое социальное пространство. На современном этапе образования начальная школа переходит к истинно гуманному образованию, обращенному к личности каждого ребёнка.
Воспитание – это процесс развития личности ребёнка. Младший школьный возраст – это самый ценный период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в это время ребёнок осознаёт отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли, начинает разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. В это время происходит естественный всплеск его творческой активности.
Генеральной целью воспитательного процесса в условиях личностно-ориентированного воспитания является создание системного подхода к воспитательной деятельности, где прослеживается взаимосвязь компонентов педагогического процесса, как на уроках, так и во внеурочное время, что приводит к целостному развитию личности учащегося, созданию условий для самоактуализации, самореализации, самоутверждения личности учащегося, учителя, родителя. Это способствует их творческому самовыражению и росту, проявлению неповторимой индивидуальности, гуманизации деловых и межличностных отношений в коллективе.
Только целостный методологический подход к конструированию процесса обучения и процесса воспитания при их взаимопроникновении может способствовать всестороннему личностному развитию, формированию социально активной жизненной позиции младшего школьника.
На пороге третьего тысячелетия в мировой и отечественной педагогической культуре уверенно набирает силу гуманистически ориентированное научное педагогическое сознание, которое направляет современный учебно-воспитательный процесс на обновление. Успешное развитие и модернизация образования и воспитания как никогда зависят от творчески работающего педагога. «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
В Законе Российской Федерации «Об образовании» говорится, что образование – единый целостный процесс воспитания и обучения. Под воспитанием мы понимаем целенаправленный и планомерный процесс совершенствования личности ребёнка, создание условий для его позитивного развития и духовно-ценностной ориентации.
Воспитание – это развитие личности гражданина России, способного к возрождению, сохранению и приумножению славы своего отечества и ценностей отечественной культуры.
Воспитание – это социальная защита и охрана детства, жизни и здоровья детей, их прав и свобод.
Воспитание – это гуманистическая позиция педагога, способ его отношений с детьми, его духовность, способность к сотрудничеству.
В отличие от стабильного общества, в котором в течение хотя бы столетия осуществлялась преемственность между поколениями через семейное и общественно-государственное воспитание, в нашем сегодняшнем обществе, переживающем революционные изменения всех базовых общественных и государственных структур, приходится заново определять как социальные идеалы человека, так и способы их достижения.
Создание концепции развития воспитательной системы обусловлено требованием времени и социально-психологической ситуацией, порождённой общественно-историческим явлением.
Концепция «Воспитание социально активной личности в условиях личностно-ориентированной системы обучения» мной, как классным руководителем реализуется через программу воспитательной деятельности.
Условием достижения целей и задач, сформулированных в программе, я считаю профессиональную готовность педагога. Возрастает значимость его роли как классного руководителя.
Сегодня он выполняет три взаимосвязанные функции:
- формирует коллектив класса;
- помогает в решении возникших проблем;
- осуществляет диагностическую деятельность по изучению уровня воспитанности, личностных индивидуальных характеристик, заботится о развитии и здоровье обучающихся.
Классный руководитель должен в совершенстве владеть принципами функционирования воспитательной системы:
- принцип личностного подхода – уважение индивидуальности каждого ученика с опорой на естественный процесс саморазвития формирующейся личности;
- принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
- принцип сотворчества;
- принцип дифференциации – отбор форм и методов работы с учётом индивидуальных особенностей всех участников воспитательного процесса;
- принцип культуросообразности – формирование личности ученика на лучших примерах русской истории и культуры, приобщение к ценностям мировой культуры и истории;
- принцип успешности – успех, как основа раскрытия потенциала, заложенного на уровне актуального развития.
Работая над созданием программы, направленной на решение концепции воспитательной деятельности, я наметила три стратегические воспитательные задачи:
- гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для всестороннего развития личности, для побуждения её к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию;
- поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию общешкольного коллектива и украшающих его жизнь;
- совершенствование своего методического мастерства как классного руководителя, способного компетентно и с полной отдачей заниматься осуществлением воспитательной деятельности и эффективно решать вопросы воспитания школьников.
Воспитательную работу в классе я планирую по следующим направлениям:
1. Непосредственное воздействие на обучающихся:
- изучение индивидуальных способностей, его развития, окружения, интересов;
- программирование воспитательных воздействий;
- реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы.
2. Программирование воспитательных воздействий:
- разработка и реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы;
- сплочение коллектива;
- формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;
- включение подростков в разнообразные виды деятельности;
- развитие самоуправления класса.
3. Профилактика влияния различных субъектов социальных отношений обучающихся:
- социальная помощь семье;
- взаимодействие с педагогами;
- нейтрализация негативных воздействий социума.
Содержание деятельности учащихся в
культурно-воспитательном пространстве
планируется в многообразных формах:
праздники знаний и творчества, конкурсы, смотры,
литературно-эстетические утренники, дни
здоровья, экскурсии, беседы, соревнования,
коллективные творческие дела, кружки по
интересам, секции.
Воспитательная деятельность в классе охвачена шестью блоками, которые реализуются через воспитательные направления работы:
Блок | Девиз блока | Воспитательное направление |
Нравственно-патриотическое воспитание | «Отчизны верные сыны» | «Наша Родина» «Семья» |
Социальный блок | «В согласии с собой и людьми» | «Семья» «Человек» «Труд» |
Нравственно-эстетическое воспитание | «Азбука нравственности» | «Человек» «Культура» «Природа» «Досуг» |
Здоровье сберегающий блок | «Если хочешь быть здоров» | «Здоровье» |
Экологическое воспитание | «Вокруг тебя – мир» | «Природа» «Человек» |
Работа с родительской общественностью | «Семья и школа: навстречу друг другу» | «Работа с родителями» |
Работа с родителями – неотъемлемая часть успеха работы классного руководителя. Учебно-воспитательный процесс – это процесс сотрудничества учителей, учеников, родителей. Помощь родителей в организации учебного процесса, внеклассной деятельности, досуга детей трудно переоценить. В течение учебного года я постоянно работаю над проблемой включения родителей в учебно-воспитательный процесс через родительские собрания, коллективные внеклассные мероприятия, анкетирование, участие родителей в школьных концертах.
Программа, перспективное планирование по включению родителей в учебно-воспитательный процесс младших школьников «К успеху – вместе!» помогает мне формировать доверительные отношения между родителями и учителем, между родителями и детьми, между детьми и учителем, привить интерес, устойчивую привычку к регулярному посещению школы, создавать благоприятную эмоциональную атмосферу принятия и доверительности, повышение сплочённости родителей и классного руководителя.
Добиться поставленных целей, реализовать программу помогает систематичность мероприятий, активизация позиций участников учебно-воспитательного процесса, психолого-педагогическое просвещение родителей, оказание индивидуальной помощи родителям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Формированию сплочённости родителей, классного руководителя и детей помогают такие мероприятия, как «Наши именинники», спортивные праздники «Папа, мама, я – дружная семья», внеклассные мероприятия, посвящённые праздничным датам, родительские собрания и педагогический лекторий для родителей, анкетирование, посещение семей учащихся, изучение условий жизни и быта учащихся.
Такая целенаправленная работа способствует эффективной взаимосвязи семьи со школой, удовлетворённости родителей жизнедеятельностью в общеобразовательном учреждении, повышению роли родителей в учебно-воспитательном процессе.
Список используемой литературы:
- Амонашвили Ш.А., Загвязинский В.И. «Паритеты, приоритеты в теории и практике образования», – М.: «Педагогика», 2002 г, №2
- Дубровина И.В. «Рабочая книга школьного психолога». – М.: «Просвещение», 1991 г
- Колеченко А.К. «Энциклопедия педагогических технологий», – М., 2003 г.
- Кукушкин В.С. «Современные педагогические технологии в начальной школе», – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004 г.
- Подласый И.П. «Педагогика», – М.: «Высшее образование», 2006 г.
- Щуркова Е.Н. «Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии», – М.: «Новая школа», 1998 г.