Цель урока: сформировать знания о человеческих расах и их биологическом единстве.
Задачи:
- Образовательные: закрепить знания о стадиях эволюции человека; факторах антропогенеза. Мобилизировать понятия «вид», «критерии вида» и на этой основе доказать существование одного вида Человек разумный, представленного расами (используя при этом постановку проблемной ситуации). Дать понятия расы, расоведение, расизм. Рассмотреть механизмы, которые лежат в основе формирования человеческих рас.
- Развивающие: развивать умение мыслить, применять свои знания для прогнозирования и анализа проблемных вопросов. Продолжить формирование умения работать с дополнительной литературой, энциклопедической литературой, интернетом. Закрепить навыки систематизации и обобщения материала.
- Воспитательные: показать несостоятельность расизма. Воспитание в учащихся расовой толерантности.
Оборудование: таблицы: «Человеческие расы», «Этапы антропогенеза», бюсты питекантропа, синантропа, кроманьонца, представителей рас человека, компьютерное обеспечение, разработанная презентация, раздаточный материал, в том числе дидактические карточки для каждого ученика.
Методы и методические приёмы: рассказ с элементами беседы с применением компьютерной презентации; самостоятельная работа (поурочный рейтинговый контроль).
План урока
I. Организационный момент (сообщение темы, цели, ожидаемых конечных результатов по уроку). Презентация.
Сегодня мы завершаем тему «Происхождение человека».
У Вас есть право придерживаться различных теорий по этому вопросу – божественной, инопланетной (как варианта теории панспермии).
Но напомню, что в рамках нашего курса мы рассматриваем с Вами тему с биологической (естественнонаучной точки зрения).
Биологический аспект теории антропогенеза заключается в происхождении и эволюции рода Homo, в определении места человека разумного в животном мире, его родстве с другими приматами, и особенно с ближайшими родичами – современными человекообразными обезьянами. И речь на наших уроках идёт об эволюции человека как биологического вида и факторах, которые обусловили этот процесс.
Сегодня, мы пойдем еще дальше и поговорим о человеческих расах, на предстоит найти ответы на следующие вопросы (Слайд 2):
- Что такое расы? Расоведение? Расизм?
- Как произошли расы?
- Почему люди разных рас так отличаются внешне? Есть ли внутренние отличия между ними?
- Какие механизмы лежат в основе формирования рас?
Но давайте обо всем по порядку.
II. Разминка (терминология, актуализация основных вопросов по теме).
Мы рассмотрели движущие силы антропогенеза, основные этапы и стадии эволюции человека. Вспомним основные термины (Слайд 3):
- ЭВОЛЮЦИЯ
- АНТРОПОГЕНЕЗ
- ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ АНТРОПОГЕНЕЗА
- МОРФОЛОГИЯ
- ОЛДОВАЙСКАЯ КУЛЬТУРА
- ПИТЕКАНТРОП
- ДРИОПИТЕК
- АЛЛЕЛИ
- ГЕНОФОНД.
III. Проверка домашнего задания:
- 4 человека идут на первые парты с одной ручкой – работа по карточкам. (Приложение 1)
- устный индивидуальный опрос 2-х учащихся по вопросам домашнего параграфа:
- 1 человек - На каком основании питекантропа и синантропа можно считать предками человека? (Слайд 4).
Дополнительный вопрос: Назовите положение человека в системе животного мира. - 2 человек – Как Вы считаете, на чем основано утверждение, что кроманьонцы первые современные люди? (Слайд 5).
Дополнительный вопрос: Перечислите важнейшие этапы эволюции человека.
IV. Поурочный рейтинговый контроль (тестирование или разноуровневые самостоятельные работы на 5 минут даются на каждом уроке по ходу изучению темы, в конце темы выводится общая оценка за письменные работы) (Приложение 2).
V. Итог по опросу, письменной работе и переход к новой теме:
Кроманьонцы – первые современные люди, наши непосредственные предки. Они появились 30 – 40 тысяч лет назад.
Как изменился современный человек? Как и когда появились человеческие расы? (Слайд 6):
- Что такое расы?
- Какие расы Вам известны?
- Каковы особенности различных рас?
Открываю план урока на доске:
1. Расы – это подразделения одного вида или каждая из них является отдельным видом?
2. Отличительные характеристики рас.
3. Когда могли появиться расы? С чем связаны морфологические различия рас?
4. К какой группе изменений можно отнести формирования расовых признаков: ароморфозам или идиоадаптациям?
Для удобства работы будем использовать дидактические карточки (Приложение 3):
- впишите тему урока;
- обратите вопрос в дидактической карточке, это первый вопрос плана урока.
1. и 2. вопрос плана - Работа по слайдам 7 - 19.
Какой вывод можно сделать? (Слайд 20):
Во всех расах большинство генов представлено одними и теми же аллелями; различие состоит лишь в соотношениях, в которых эти аллели участвуют в генофонде. Количество генов отличающих одну расу от другой невелико, и они определяют лишь внешние признаки: цвет кожи, цвет глаз, форму носа и т.д., т. е. они имеют одинаковый наследственный потенциал, а значит и единое происхождение, а значит Расы – это подразделения одного вида Человек разумный.
3. КОГДА МОГЛИ НА ЗЕМЛЕ ПОЯВИТСЯ РАСЫ? С чем это связано? (вопрос классу)
Вероятно, образование рас началось на стадии кроманьонца, когда труд стал основой существования общества и люди уже умели приспосабливаться к неблагоприятным условиям. Климатические факторы и естественный отбор на этой стадии утратили своё первостепенное значение. Люди стали расселяться на новые территории. Вследствие длительного существования в определенных физико-географических условиях у разных людей возник ряд наследственных свойств (цвет кожи, волос), которое в дальнейшем прошлом могло иметь адаптивное, приспособительное значение. Но эти признаки не влияли на умственные способности, речь, познание, трудовую деятельность.
Приведём доказательства: у негроидов темная окраска кожи могла закрепиться как защитное приспособление против ярких солнечных лучей, шапка курчавых волос имеет воздушную прослойку, что защищает голову от перегрева.
А европеоиды?
А монголоиды?
4. К КАКОЙ ГРУППЕ ИЗМЕНЕНИЙ МОЖНО ОТНЕСТИ ФОРМИРОВАНИЕ РАСОВЫХ ПРИЗНАКОВ: АРОМОРФОЗОВ ИЛИ ИДИОАДАПТАЦИЙ?
А что такое расизм?
Евгеника?
Кто такие скинхеды?
Что Вам известно на эту тему? (Слайды 22-26)
Итог по теме урока: (по слайду 27) и вопросам
- Что такое расы?
- Какие расы Вам известны? Перечислите признаки каждой расы.
- Какие механизмы лежат в возникновении рас?
- На чем основаны расовые различия людей?
- Что такое расоведение?
- что такое расизм?
Формируется вывод
Расы – это подразделения одного вида Человек разумный. Механизм образования рас таков же, как и механизм образования внутривидовых группировок животных. Они появились в результате географической изоляции популяций, живших в разных природно-климатических условиях, и обособились они уже после формирования социальных взаимоотношений. Темпы эволюции человека как вида резко снизились. Ни одна из рас не достигла видового обособления. Следовательно, всё человечество – это единый биологический вид.
Рефлексия (слайд 28).
Домашнее задание – прочитать параграф 48, ответить на вопросы параграфа и подумать над вопросом дидактической карточки.