Внеклассное мероприятие по математике

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Учителя, работающие в малокомплектных школах, знают как трудно вести внеклассную работу по предмету, когда в классе мало обучающихся, нет параллелей. Да и учитель математики в основной школе может быть один. Приходится планировать материал для проведения так, чтобы в работе могли принять участие как можно больше детей из разных классов. Хорошим средством для развития интереса к математике является проведение предметных недель. Проведение недели математики в школе стало традицией. При проведении недели я преследую несколько целей, а именно: повысить уровень математического развития обучающихся и расширить их кругозор, развить у обучающихся интерес к занятиям математикой, углубить представление об использовании сведений из математики в повседневной жизни, показать ценность математических знаний в профессиональной деятельности, воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели. Составляя план мероприятий, учитываю возрастные и психологические особенности развития учеников. В течение недели провожу различные конкурсы, викторины, игры. Неделя заканчивается общешкольным математическим вечером в форме кафе, на котором подводятся итоги, награждаются победители. Помощь в проведении недели оказывают обучающиеся, которые увлекаются математикой. Они в течение недели заполняют таблицу, в которую заносятся очки, набранные учениками, помогают в проведении мероприятий.

Неделя математики (2010–2011 уч. год)

№п/п День недели Мероприятия
1 Понедельник Конкурс кроссвордов.

Конкурс “Ох, уж, эта математика!”.

Викторина

2 Вторник Конкурсы, загадки.

Игра “Аукцион”

3 Среда Олимпиада для 5–6 классов.

Игра “Что? Где? Когда?”

4 Четверг Задачи со спичками.

Конкурс “Не собьюсь, считать умею”

5 Пятница Игра “Брейн-ринг”.

Смотр-конкурс на лучшую тетрадь по математике

6 Суббота Математическое кафе “От А до В”.

Часы работы: 1700 - 1900

Аукцион

(Проводится согласно правил проведения аукционов.)

Распродажа вещей из кабинета математики (Контрольные тетради старых лет, оставленные вещи в кабинете, у которых хозяин не нашелся, ручки, тетради, геометрические тела, сделанные учениками…)

Выигрывает тот, кто правильно решит задачи. Задачи на карточках, вытягивают сами.

Внимание! Внимание! Разыгрывается первый лот. Стартовая цена – одна правильно решенная задача. Кто больше?

Задачи

1. Стоит дуб полон круп, пятачком прикрыт. (Головка мака)

2. Как колхознику переправиться на другой берег?

Колхознику надо было переправиться через реку. Вдруг он увидел двух мальчиков, катающихся на лодке. Он попросил перевезти его через реку.

Но лодка была так мала, что могла выдержать на воде только одного взрослого или двух мальчиков. Подумали ребята и сами догадались, как можно переправить взрослого колхозника на другой берег, а потом продолжать кататься на лодке

Объясните, как был переправлен колхозник на другой берег.

3. 7 воробьишек спустились на грядки,
Скачут и что – то клюют без оглядки.
Котик – хитрюга внезапно подкрался,
Мигом схватил одного и умчался.
Вот как опасно клевать без оглядки!
Сколько теперь их осталось на грядке?

4. Сколько ног у жука? (6)
Сколько ног у паука? (8)

5. У меня в одной коробке 3 жука,
А в другой имею я три паука,
В уголке шуршат бумагой 2 ежа,
А в двух клетках распевают 2 чижа,
Кто, ребята, сосчитать бы мне помог,
Сколько вместе все они имеют ног?

6. Что дороже – килограмм однокопеечных монет или полкилограмма двухкопеечных монет?

(1 копейка – 1 г

2 копейки – 2 г 1 кг – 1000 штук 1 коп.

0,5 кг – 250 двух копеечных

1000 коп = 10 рублей

250*2=500 (коп)= 5 рублей)

Ответ: килограмм однокопеечных дороже

7. В воде оказалась 10-я ступенька пароходной веревочной лестницы. Начался прилив: вода в час поднимается на 30 см. Между ступеньками лестницы 15 см. Через сколько часов вода скроет 6-ю ступеньку? (Этого не произойдет. Пароход поднимется вместе с водой)

8. Электропоезд идет с востока на запад со скоростью 60 км/ч. В том же направлении – с востока на запад – дует ветер, но со скоростью 50 км/ч. в какую сторону отклоняется дым поезда? (Электропоезд бездымен)

9. Два в квадрате – 4, три в квадрате – 9. Чему равен угол в квадрате? (90°)

10. Я цифра меньше десяти,
Меня тебе легко найти.
Но, если букве “я” прикажешь рядом встать,
Я все – отец и ты, и дедушка, и мать. (Ответ: семь – семья)

11. Загадка.

Сын моего отца, а мне не брат. Кто это? (Ответ: я сам)

12. Загадка.

Шесть ног без копыт, ходит, а не стучит, летает, а не птица, может вверх ногами садиться. (Муха)

13. В субботу, устав от занятия в школе и игр, Костя лег спать в 9 ч. вечера. Чтобы не вставать рано утром, но и не проспать слишком долго, он завел будильник на 11 ч. следующего дня. Сколько часов он проспит, прежде чем его разбудит будильник? (Костя проспит всего 2 часа, т.к. в 11 часов вечера тех же суток, т.е. в 23 ч., будильник его разбудит)

14. Сколько концов у десяти палок? А у десяти с половиной?

15. Два отца и два сына съели три апельсина. По сколько съел каждый из них?

16. На участке дороги длиной 90 м школьникам поручено посадить деревья так, чтобы расстояния между ними были 9 м. (11)

17. Счастливая карточка. Приз получают без ответа на вопросы.

18. У Вовы было 6 яблок, половину он отдал брату. Сколько яблок осталось у Вовы? (Пять с половиной)

19. Васе дали три яблока. Два он съел. Сколько яблок осталось у Васи? (Неизвестно. Никто же не знает сколько яблок у него было до этого)

20. Я – тире в грамматике, а кто я в математике? (Минус)

21. Мы – веселые отметки и встречаемся нередко
У прилежных в дневнике.
Кто их часто получает, никогда не заскучает. (Пятерки)

22. Шея длинная такая,

Хвост крючком. И не секрет.

Любит всех она лентяев,

А её лентяи – нет! (Двойка)

23. Имеет четыре зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (Вилка)

24. На четырех ногах стою, ходить же вовсе не могу. (Стул)

25. На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? (На мокрое)

26. На солее четыре стакана с ягодами. Вова съел один стакан ягод. Сколько стаканов осталось на столе? (Четыре. Вова же съел ягоды, а не стакан)

27. У стены стоит кадушка, а кадушке той лягушка. Если б было семь кадушек, сколько было бы лягушек? (Одна, которая сидит в кадушке, в остальных может не быть ни одной)

28. В одной руке мальчик нес 1 кг железа, а в другой столько же пуха. Что было тяжелее нести? (Одинаково)

Что? Где? Когда?

(Вопросы к игре)

1. Индийцы называли его “сунья”, арабские математики “сифр”. Как мы называем его сейчас? (Нуль)

2. Именно этот учебник был первой в России энциклопедией математических знаний. По нему учился М.В. Ломоносов, называвший его “вратама учености”. Именно в нем впервые на русском языке введены понятия “частное”, “делитель”, “произведение”. Назовите учебник и его автора. (Арифметика Л.Ф. Магницкого)

3. Это название происходит от двух латинских слов “дважды” и “секу”, буквально “рассекающиеся на две части”. О чем идет речь? (О биссектрисе)

4. Её знакомство с математикой произошло в 8 лет, так как стены её комнаты были оклеены листами с записями лекций по математике профессора Островского. Кто она? (С.В. Ковалевская)

5. В древности такого термина не было. Его ввел в XII веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского он означает “спица колеса”. Что это? (Радиус)

6. В черном ящике лежит предмет, название которого произошло от греческого слова, означающего в переводе “игральная кость”. Термин ввели пифогорейцы, а используется этот предмет в играх маленькими детьми. Что в черном ящике? (Кубик)

7. Слово, которым обозначается эта фигура, в переводе с греческого языка означает “натянутая тетива”. Что это? (Гипотенуза)

8. Точка, от которой в Венгрии отсчитывают расстояния, отмечена особо. В этом месте в центре Будапешта стоит памятный знак. Кто или что было удостоено таких почестей? (Нуль)

9. Мы, в отличие от египтян, римлян и славян, пользуемся позиционной системой счисления, в которой всего десять цифр, - “ступеньки”. Что это за “ступеньки2, перечислите их. (Это разряды, их всего три – единицы, десятки, сотни)

10. Воины римского консула Парцелла были надолго задержаны у стен города Сиракузы мощными машинами – катапультами. Их изобрел для защиты своего города великий ученый Архимед. В черном ящике лежит еще одно изобретение Архимеда, которое и поныне используется в быту. Что лежит в черном ящике? (Винт Архимеда, используется в мясорубке)

11. Рекламная пауза. На могиле этого великого математика был установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. Спустя почти 200лет по этому по этому чертежу нашли его могилу. Кто этот математик? (Архимед)

12. Старинное название школьного курса “Математика). (Арифметика)

13. Произведение одинаковых сомножителей. Что это? (Степень)

14. Утверждение принимаемое без доказательства. Что это? (Аксиома)

15. Отрезок, соединяющий точку окружности с её центром. Что это? (Радиус)

16. Назовите пять дней подряд, не пользуясь указанием чисел месяца, не называя дней недели. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

17. Рекламная пауза. Я докажу, что в течение года вам почти некогда учиться в школе. В году 365 дней. Из них 52 воскресенья. 10 других дней отдыха, поэтому отпадает 62 дня. Летние и зимние каникулы продолжаются не менее 100 дней. Следовательно, уже 162 дня. Ночью в школу не ходят, а ночи составляют половину года, следовательно, еще 182 дня отпадает. Остается 20 дней, но ведь не весь день продолжаются занятия в школе, а не более четверти дня, поэтому еще 15 дней отпадает. Остается всего – навсего 5 дней. Многому ли тут можно выучиться?

Брейн-ринг

Оборудование: стол для арбитров, гонг, часы.

(Арбитры следят за временем и записывают счет).

Ход игры

1. Внимание!

Сегодня проводится математический “Брейн-ринг”.

В игре принимают участие 2 команды по 4 человека. (Команды набираются по желанию)

2. Правила проведения игры.

Играем до шести очков. На вопрос отвечает любая команда. Победителем считается команда, набравшая первой шесть очков. Засчитываются полные ответы. Выкрики не засчитываются. На подготовку ответа дается 30 секунд. Если команды не отвечает на поставленный вопрос, то в следующем вопросе будут разыгрываться 2 очка.

За правильный ответ на вопрос 1очко.

Если ответ готов сразу, то поднимаете руку.

3. Перед началом игры мне хотелось бы рассказать вам одну притчу.

Однажды магарадж выбирал себе министра. Он объявил, что возьмет в министры того, кто пройдет по городской стене с кувшином, доверху наполненным молоком, и ни капли не прольет. Многие желающие пытались пройти по стене. По пути их отвлекали, всячески пугали, вокруг них кричали, стреляли, и они проливали молоко.

Но только одному удалось пройти и не пролить молоко.

- Ты слышал крики, выстрелы? – спросил его магараджа. – Ты видел как тебя пугали?

- Нет, повелитель, я смотрел на молоко.

Не слышать и не видеть ничего постороннего – до такой степени может быть сосредоточено внимание.

Теперь мы проверим внимание команд.

Раунд 1

Внимание! Разыгрывается одно очко.

Вопрос.

Какое число называется вычитаемым? (Которое вычитают)

Внимание! Разыгрывается 1 очко.

Вопрос.

Чтобы сварить 1кг мяса, требуется 1час. За сколько времени свариться полкилограмма такого же мяса? (За 1 час).

Внимание! Разыгрывается ___ очко.

Вопрос.

Сколько цифр вы знаете? (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9)

Внимание! Разыгрывается ____ очко.

Вопрос.

Летела стая гусей: один гусь впереди, а два позади; один позади и два впереди; один гусь между двумя, и три в ряд. Сколько было всех гусей? (3)

Внимание! Разыгрывается ____ очко.

Вопрос.

Кто становится выше, когда садится? (Собака)

Внимание! Разыгрывается 1 очко.

Вопрос.

Назовите действия первой, второй и третьей ступени.

Ответ. 1ступени – сложение и вычитание.

2ступени – умножение и деление.

3 ступени – возведение в степень.

Вопрос.

На какое число нужно разделить 2, чтобы получить 4? (на 0,5= 1/2)

Вопрос.

Мы купили арбуз, который весит1кг 250г и еще половину арбуза. Сколько же он весит? (2 кг 500 г= 1,25+ 1,25)

Вопрос.

Мой приятель шел,
Пятак нашел.
Двое пойдем,
Сколько найдем?

Вопрос.

Шестиметровое бревно надо распилить на части, длина которых по 1 м. На отпиливание одной части тратится 2 минуты. За сколько минут будет распилено все бревно? (За 10 минут)

Вопрос.

Когда делимое и частное равны между собой? (Когда делитель равен 1)

Вопрос.

Существует ли простое число, являющееся четным? (Да, 2)

Раунд 2

Для проведения второго раунда приглашается команда, которая играет с победителем 1 раунда.

Внимание! Разыгрывается 1 очко.

Сколько будет трижды сорок и пять? (40*3 + 5 = 125)

Вопрос.

Ни хвоста, ни головы, а четыре ноги. Что это? (Стол)

Вопрос.

С помощью карточек с цифрами и знаков действий изобразили сумму 9 + 2+ 9 равную 20. Как с помощью этих же карточек получить сумму, равную 14? (Две карточки перевернуть)

Вопрос.

Сколько гектаров в 1 м2? (0,0001 га)

Вопрос.

Одна сторона квадрата 6 см, а другая на 2 см больше. Чему равна его площадь? (Такого квадрата не существует)

Вопрос.

Если в 11 ч. ночи идет дождь, то возможна ли через 48 часов солнечная погода? (Нет. Через 48 часов вновь будет ночь)

Вопрос.

В клетке находились 4 кролика. Четверо ребят купили по одному из этих кроликов и один кролик остался в клетке. Как это могло получиться? (Один кролик был куплен вместе с клеткой)

Вопрос.

Найти разность самого маленького числа и единицы. (1000 – 1= 999)

Подведение итогов. Команде победительницы вручается подарок.

Приложение 1

Приложение 2