Цель: изучение устройств внешней памяти компьютера.
Задачи: Изучить устройство внешней памяти, ее основные характеристики. Изучить недостатки и преимущества каждого вида устройств. Воспитание навыков коллективной и самостоятельной работы, познавательного интереса. Развитие мышления, памяти, внимания.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Межпредметные связи: физика.
Возраст учащихся: 10–11-й класс.
Программное обеспечение: Информатика и ИКТ Н.Д. Угринович 10 класс, профильный уровень, компьютеры кабинета информатики.
Основное содержание учебного материала |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результат совместной деятельности |
1. Организационный момент |
||||
Приветствие |
1 мин. |
Организация проверки готовности класса к уроку |
Подготовка к уроку |
Готовность к уроку |
2. Подготовка к восприятию |
||||
- Какой вид памяти мы изучили на прошлых уроках? - Каковы основные характеристики оперативной памяти? - Что происходит с содержимым оперативной памяти при выключении компьютера? Для долговременного хранения большого объема информации служит другой вид памяти - внешняя память. Тема нашего урока: внешняя память. Мы познакомимся с видами внешней памяти, с основными характеристиками видов внешней памяти, оценим характеристики компьютеров кабинета информатики. В течение моего объяснения нам надо будет заполнить таблицу, состоящую из колонок: вид, быстродействие, принцип записи/чтения, объем, опасные воздействия |
2-3 мин. |
Объявляет тему, цели и задачи, стимулирует интерес учащихся к изучению новой темы. |
Записывают тему урока, чертят таблицу. |
Подготовка к изучению новой темы |
3. Изучение нового материала |
||||
- Как вы думаете, зачем нужна внешняя память? Каково ее назначение и функции? Какие виды внешней памяти вы знаете? В чем различие между носителем и накопителем информации? Сформулирована основная функция внешней памяти. Учитель организует объяснение нового материала в виде беседы, по ходу которой заполняется таблица «Внешняя память». Основной функцией внешней памяти является долговременное хранение информации. (слайд 2) Основными видами внешней памяти являются: магнитная, оптическая и флэш-память. Какие устройства внешней памяти относятся к магнитным? Как вы думаете, почему они так называются? (рассматривается магнитный принцип чтения и записи информации, слайд 3). В отсутствии сильных магнитных полей и высоких температур элементы носителя могут сохранять свою намагниченность в течение долгого времени (лет, десятилетий). Рассмотрим виды магнитной памяти: 1) дискета (слайд 4). Рассматриваются основные параметры, достоинства и недостатки дискет. – Как вы думаете, почему дискеты сейчас не используются? Какие у нее основные недостатки? 2) жесткий диск (слайд 5). Жесткий магнитный диск представляет собой несколько десятков дисков, размещенных на одной оси, заключенных в металлический корпус и вращающихся с большой угловой скоростью. За счет большего количества дорожек на каждой стороне дисков и большого количества дисков информационная емкость дисков достаточно велика. - Как называется сектор жесткого диска? - Какие воздействия вредны для него? - Давайте теперь изучим оптический принцип записи (слайд 6, 7). - Какие виды оптических дисков вы знаете? Чем они отличаются? Какова их емкость? (слайд 8)
Что является накопителем для оптических дисков? Изучаются лазерные дисководы, их виды, маркировка и характеристики (слайд 12, 13). - Перейдем к рассмотрению следующего вида внешней памяти – флэш-памяти. Как вы думаете, почему она получила такое широкое распространение? (слайд 14) Рассматривается принцип чтения-записи на флэш-память (слайд 15). - Рассмотрим карты флэш-памяти (слайд 16). - С картами флэш-памяти вы, конечно, встречались. В каких устройствах они применяются? (слайд 17). Рассматриваются преимущества карт памяти. - Как вы думаете, какие недостатки имеют карты памяти? Какое устройство является накопителем для них? (слайд 18) - Как вы думаете, к какому виду внешней памяти следует отнести устройство, которое мы привыкли называть «флешка»? (слайд 19) - Какие устройства внешней памяти есть у нас в кабинете? Итак, наша таблица заполнена, и мы можем перейти к практической работе. |
25 мин. |
Организует беседу с учащимися и подводит их к изучению основных характеристик и функций внешней памяти. Изучает основные виды внешней памяти, их преимущества и недостатки. Использует компьютерную презентацию |
Отвечают на вопросы, участвуют в беседе с учителем. На основе ответов заполняют таблицу. |
Определены основные функции, назначение внешней памяти. Изучены основные виды внешней памяти. Заполнена таблица. |
4. Самостоятельная работа по изучению нового материала. |
||||
- Как самому определить параметры устройств внешней памяти, например, домашнего компьютера? Для этого можно воспользоваться бесплатной программой SiSoft Sandra. C помощью этой программы вы должны сейчас определить основные характеристики всех устройств внешней памяти вашего компьютера, а результаты записать в тетрадь. |
10 мин. |
Организует самостоятельную работу, дает консультации |
Узнают основные параметры устройств внешней памяти. Результаты записывают. |
Учащиеся узнают, как узнать параметры устройств внешней памяти с помощью программы SiSoft Sandra. |
5. Первичное закрепление знаний |
||||
- Давайте ответим на вопросы:
|
5 мин. |
Организует фронтальный опрос учащихся |
Отвечают на вопросы |
Проверка и закрепление материала |
6. Постановка домашнего задания |
||||
|
1 мин. |
Дает пояснения по домашнему заданию |
Записывает домашнее задание |
Определена домашняя работа |
7. Рефлексия |
||||
Подводится итог урока. Учащиеся задают вопросы |
1 мин. |
Организует подведение итогов урока, отвечает на вопросы учеников. |
Участвуют в подведении итогов, задают вопросы |
Подведены итоги урока. Дан анализ работы учащихся |
Используемая литература:
- Н.Д. Угринович, учебник по информатике для 10 класса, профильный уровень, М, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2008 год,
- Н.Д. Угринович «Информатика и информационные технологии» 10-11 класс, М, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2006 год