Литературно-музыкальная композиция "Мы за мирный атом"

Разделы: Физика, Химия, Биология, Внеклассная работа


Звучит музыка “Укрощение огня”. На сцену поднимаются участники (на фоне музыки звучат слова). Приложение.

1. Целый мир, охватив от земли до небес, слайд 1
Всполошив не одно поколение,
По планете шагает научный прогресс. слайд 2
Что стоит за подобным явлением?

2. Это странный вопрос. Что же тут не понять?
Мы сильней и счастливее будем.
Будем больше уметь и точнее…

3. Стрелять…

2. Как стрелять?

3. Очень просто – по людям.
Тот, кто выдумал меч, тот и начал разить-
Нам история в этом порукой.

4. Не согласен и смело могу возразить:
Нас вперед продвигает наука, слайд 3
Человек вышел в космос и был на Луне - слайд 4
У природы все меньше секретов.

1. Но любое открытье- подспорье войне:
Тот же атом и те же ракеты…

2. Как использовать знанья - забота людей.
Не наука – ученый в ответе.
Давший людям огонь - прав ли был Прометей?

Вcе: Давший людям огонь – прав ли был Прометей?

4. Чем прогресс обернется планете? слайд 5

Уходят.

Танец Прометея под музыку “Укрощение огня”.

2. Голос прометея (после танца, голос за кадром):

Людям я пламя дарю, чтоб из тьмы вековечной и горькой слайд 6
Вышел в свет человек, озаренный сияньем его.
Чтоб огонь согревал и будил человеческий разум,
Чтоб добро процветало в тепле, принесенном с небес.

Выходят все (1-4).

3. Прав ли был Прометей, давший людям огонь? слайд 7
От пещер, от каменьев и лука,
От костра мы шагнули вперед далеко –
Нас вела за собою наука.

4. И сегодня стоим пред проблемой проблем,
Проступившей так четко и явственно.
Видно, время настало задуматься всем
Над вопросом

Все вместе: наука и нравственность.

1. Все запутано в наш оглушающий век.
Разбираться в истории будем, что важнее всего на Земле.

Все вместе: Человек.

3. Значит, все заключается в людях.

Слайд “Архимед”. Фонограмма “Сиртаки”

Голос за кадром.

2. Древняя Греция. 5 век до нашей эры. слайд 8 Здесь работал знаменитый философ Демокрит, слайд 8

который продолжив учение своего учителя и друга Левкиппа, слайд 8 предположил, что все тела состоят из мельчайших частиц. Частицы эти были названы атомами, что означает неделимые. Они – создатели атомистического учения.

4. Лишь в XIX веке неделимость атома была опровергнута. Наиболее ярким свидетельством сложного строения атома явилось открытие неведомого типа излучения, сделанное французским физиком Анри Беккерелем. слайд 9 Он предложил своему другу Пьеру Кюри слайд 9 исследовать неизвестный тип лучей, так как он был не только физиком, но и химиком. Пьер Кюри и его супруга Мария Склодовская слайд 9 продолжили начатые им исследования. В 1898 г. они открыли новые радиоактивные элементы – полоний и радий.

3. Спустя четыре года, после изнурительной работы исследователи из нескольких тонн урановой руды выделили 0,1 грамма радиевой соли. Мария предложила термин "радиоактивность" и доказала, что она имеет атомарный характер. Так были созданы основные предпосылки для всестороннего изучения радиоактивности. В 1903 году Антуану Беккерелю, Пьеру и Марии Кюри за открытие радиоактивности вручается Нобелевская премия по физике. В качестве любопытной подробности отметим — Беккерель стал одной из первых в истории жертв радиоактивного излучения. Ученый носил опытный урановый образец в кармане. От разрушительного воздействия излучения у него на теле образовались долго не заживающие язвы. После этого Беккерель помещал радиоактивные объекты в непроницаемые для излучения свинцовые футляры...

1. Что значит в наше время быть ученым?

2. Он должен быть достаточно умен.

3. Постойте, это очень отвлеченно.
Начнем сначала с фактов и имен.

1. Итак, 20 век, еще не старый,
От первого до нынешнего дня.

2. 20 век, грозящий гибельным пожаром.

Все: век укрощенья атома, огня!

3. 6 августа 1945 года над японским городом Хиросимой появилось три американских бомбардировщика Б-29. слайд 10 На высоте восьми с половиной тысяч метров, когда на перекрестья их прицелов стали наплывать центральные районы города, у ведущего “Энолы Гэй”, названного по имени матери командира экипажа, - открылись створки бомбового люка. От самолета отделилась и начала падать вниз бомба. Было 8 часов 15 минут.

4. Через 43 секунды на шестисотметровой высоте бомба взорвалась, превратившись в гигантский огненный шар, слайд 11 который вобрал в свое испепеляющее чрево город, а затем поднялся над ним невиданным грибовидным облаком.

3. “Мне часто приходилось наблюдать, что символы власти и ранги действуют на ученых сильнее, чем на военных”, - говорил генерал Лесли Грове слайд 12 – главный администратор работ по созданию атомной бомбы. Первую бомбу он назвал симпатичным словом “Малыш”, слайд 13 а вторую – симпатичным и смешным словом “Толстяк”. слайд 13

1. Когда самолет с атомной бомбой вылетел на Хиросиму, у Лесли выдалось свободное время – от вылета до атаки должно было пройти несколько часов. Он пишет черным по белому: “Донесения запаздывали, и я решил пойти поиграть в теннис”. Потом Лесли пообедал с женой и дочерью. Когда они доели десерт, ему сообщили, что бомба взорвалась…

2. Я хочу быть объективным. Я знаю, что спасение человечества, нашей планеты – в объективности.

“Я мог бы понять генерала во всем. Даже в том, что он швырнул атомные бомбы на вражескую сторону. Война есть война, и на войне как на войне. Генералы получили новое оружие и применили его. Я могу понять все, кроме того, что генерал Лесли играл в теннис, обедал, кушал десерт. Я даже мог бы понять его, если бы генерал Лесли после вылета самолета ушел в церковь и помолился. Но он не молился ”

Звучит песня “Японский журавлик”, слайды 14-47

3. Во время взрыва атомной бомбы в Хиросиме погибло 200 тысяч человек слайд 48. Свыше 375 тысяч погибло от последствий ядерной бомбардировки. И это не конечная цифра…

На фоне видеофрагмента “Испытание ядерного оружия” читают слова:

1. Образчик научнейшей критики.
Приметы столетья. И только невежды
Способны наивно лелеять надежды
На то, что наука чиста от политики.

2. Пока друг с другом воюют народы,
Пока народ и правитель – враги,
До тех пор познанье законов природы
Полезно одним и опасно другим.

1. 28 мая 1945 года один из крупнейших физиков Лео Сциллард, слайд 49 в беседе с личным советником президента Бирнсом требовал предотвратить атомную бомбардировку Японии. Бирнс ответил: “Надо же продемонстрировать, куда ушли два миллиарда долларов, уже израсходованных на бомбу”.

Песня “Пока не поздно!” (Детский хор), слайды 50-61

3. Прав ли был Прометей, давший людям огонь?
Мир рванулся вперед, мир сорвался с пружин.

4. Из прекрасного лебедя вырос дракон,
Из запретной бутылки был выпущен джин.

2. Посмотри, Прометей, это ты натворил:
Ты пожаром навечно людей одарил.

3. Если мир обречен на проклятье идей,
Время спросит с тебя за смертельный пожар.
Почему не вгляделся ты в души людей,
Отдавая им в руки божественный дар?

1. Прометей - то при чем? Это люди! Они,
Обогревшись в тепле у своих очагов,
Из кострища выхватывают головни
И бросают горящими в окна врагов.

2. Аллегории - прочь! Мы признаем. Должны!
Нам история в этом порукой:
Пригодилось для страшного дела войны
Все, что создано было наукой.

3. Да, пора эйфорий безвозвратно ушла.
На науке лежит преступленье.
Но к ученым, повинным в создании зла,
Постепенно приходит прозренье.

4. В 1949 году “отец атомной бомбы” Р. Оппенгеймер высказался против программы создания термоядерной бомбы и отказался принять участие в ней. В 1953 году эта и другие причины, послужили основой для привлечения Оппенгеймера к суду по обвинению в шпионаже в пользу Москвы. Не смотря на старания друзей – ученых удержать органы юстиции от поспешных решений, Оппенгеймер был лишен права доступа к секретным документам на основании того, что он представляет собой “риск для безопасности США”. Слайд 62.

1. Энрике Ферми – создатель первого в мире ядерного реактора, Отто Ган и Лизе Мейтнер – слайд 50 крупнейшие физики – теоретики – отказались от продолжения работ по разработке ядерного оружия, совершив тем самым научный подвиг во имя человечества. Слайд 62.

3. Игорь Васильевич Курчатов слайд 63 – выдающийся советский физик, академик, мягкий и добрый человек. Под его руководством в 1949 году в СССР была создана атомная бомба, а в 1953 году – первая в мире водородная бомба. Это был вынужденный шаг ученого – этого требовала безопасность Родины. После испытания термоядерной бомбы Курчатов взволнованно сказал “Это было такое ужасное, чудовищное зрелище! Нельзя допустить, чтобы это оружие начали применять”.

2. Под руководством Курчатова в СССР в 1954 году была построена первая в мире атомная электростанция. Ее многие называли “игрушкой физиков”, но Курчатов твердо верил в будущее атомной энергетики.

4. Есть даты и есть даты - символы. Теперь и 26 апреля – это не просто календарный день, это символ исполненных глубочайшей значимости событий, смысл которых каждое последующее поколение будет открывать для себя заново. Сегодня 26 апреля – день поминовения жертв Чернобыльской атомной катастрофы, которая произошла 25 лет назад. слайд 64,65

2. Нет!
Атом не рожден солдатом!
Ты уличен, 20 век,
Закупоривший бомбы в атом.
Я – твой судья.
Я – человек!
…Мне доброта твоя знакома
И дел великих чудеса…
На берегу песчаном Дона
Средь сосен, бора и озона, поднялись гордо корпуса -
Нет, не обычного завода, а века нашего прогресс.
Эмблемой мира всех народов, где протекают тихо воды,

Взметнулась песнею АЭС. слайд 66

1. Для работников станции неподалеку построили современный город, который, как и река, получил название Припять. слайды 67, 68 Это город атомщиков. Еще его называли городом роз и детей, такой маленький советский рай. Средний возраст жителей 30 лет. слайд 69

4. В ночь с 25 на 26 апреля 1986 года была запланирована остановка 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС для очередного обслуживания. Было решено использовать эту возможность для проведения ряда испытаний. В 1:23 начался эксперимент, но реактор испытывал тенденцию к увеличению мощности. Но через несколько секунд тепловая мощность реактора скачком выросла до неизвестно большой величины (мощность зашкалила по всем измерительным приборам). Произошло два взрыва с интервалом в несколько секунд, в результате которых реактор был разрушен.

Фильм, слайд 70

Песня “Немирный атом” слайды 71-93

3. Многие местные жители в первые недели после аварии употребляли в пищу продукты (в основном, молоко), загрязнённые радиоактивным иодом-131. Иод накапливался в щитовидной железе, и это привело к большим дозам облучения на этот орган, помимо дозы на всё тело, полученной за счёт внешнего излучения и излучения других радионуклидов, попавших внутрь организма.

2. В сельскохозяйственных областях в первые месяцы радиоактивные вещества осаждались на листьях растений и на траве, поэтому загрязнению подвергались травоядные животные. Затем радионуклиды вместе с дождём или опавшими листьями попали в почву, и сейчас они поступают в сельскохозяйственные растения, в основном, через корневую систему.

1. Затем начались работы по очистке территории и захоронению разрушенного реактора. Вокруг 4-го блока за полгода был построен бетонный саркофаг.

4. Саркофаг, возведённый над четвёртым, взорвавшимся, энергоблоком постепенно разрушается. Опасность, в случае его обрушения, в основном определяется тем, как много радиоактивных веществ находится внутри него. Слайды 94-109

Стих и слайды 110-138

1. Мертвый город... Город-призрак... -
Плачет небо над тобой...
За обыденности призмой
Умирает чья-то боль.

Не слышны чужие стоны,
И рыданья не слышны...
Пострадали миллионы -
Хоть и не было войны.

Был жестокий и незримый -
Уничтоживший покой -
Техногенный выстрел в спину
Среди радости людской.

Атомного солнца вспышка
Над беспечностью страны, -
Видно, счастья было - с лишком...
Видно - провинились мы.

Тлеет горечь в изголовье...
Наигралась смерть сполна, -
Радиоактивной кровью
Умывается страна.

Этот ад напомнит многим,
Очень многим о себе...
Через горе - к Богу в ноги
И к молитве... о судьбе.

Страшным жизненным уроком
Ожила чужая боль...
Помолчим же все немного...
Помолчим же... над собой...

Метроном. Минута молчания, слайд 139

2. 11 марта 2011 год – землетрясение в Японии магнитудой 9 баллов. Подземные толчки вызвали цунами. Волна на своем пути сметала жилые дома и автомобили, рушила дороги и другую транспортную инфраструктуру.

3. Весь океан шторм в пену превратит
А волны с рёвом берег затопляют,
И с бешенною силою свистит.
Со всей земли живое всё сметает.

***

4. Парализована земная жизнь
При буйстве накатившейся стихии.
Всё было поднято нещадно ввысь.
Как будто всё смешалось в этом мире. Слайды 140-154

1. Япония пережила не просто страшное землетрясение и цунами, но из-за катастрофы были повреждены энергоблоки атомных энергетических станций “Фукусима-1”, “Фукусима-2” и “Онагава”.

И если на “Фукусиме-2” и “Онагаве” работникам станций как-то удалось держать ситуацию под контролем, то на станции “Фукусима-1” она давно развивается по сценарию близкому к неуправляемому. События на японской АЭС "Фукусима-1" стали напоминать "Чернобыль в замедленной съемке". Пока авария получила 6 баллов по семибалльной шкале INES, но до высшего балла, который был присвоен Чернобыльской аварии, осталось недолго - уровень радиации в Японии превышает норму уже в 110 раз. Слайды155-161

2. Перед стихией как же все бессильны, слайд 162
Да вот повтор всегда она имеет.
Наверно, перед Богом мы повинны...
Надежда в Божью волю нас согреет

3. Японские власти уже принялись снабжать население таблетками йодистого калия из-за высокой вероятности заболевания находящихся в зоне радиоактивного поражения раком щитовидной железы. Поврежденные реакторы АЭС “Фукусима-1? по примеру объекта укрытия Чернобыльской АЭС” будут заключены в бетонный саркофаг, предварительно их засыплют песком, сообщил представитель японского агентства по ядерной безопасности. Слайды163-164

4. Наука и техника нашего времени дают возможность обеспечить на Земле изобилие благ, создать материальные условия для процветания общества, для всестороннего развития личности. И они же, эти творения ума и рук человеческих, обращаются против него. Осторожно! Мирный атом. Люди не осознают, чем обладают, и надо помочь им осознать всю ответственность за нашу крошечную планету, на которой мы живем. Песня “Маленькая планета” И. Тальков слайды 165-167

1. Правители Мира, скажите, на что же слайды 168-169
Энергию черную копим и множим?
Умы человечества, встаньте, встряхнитесь,
От сна векового, прошу Вас, очнитесь!

2. В руках Ваших жизнь и устройство Планеты,
А Вам бы все строить и строить ракеты,
Друг другу нацеливать танки и пушки,
В грядущий момент - они просто игрушки.

3. Владельцы богатств - нефтяные магнаты!
Сейчас Вы сыты, веселы и богаты!
Но где же Ваш разум?- так хочется крикнуть,
Очнитесь, не дайте Планете погибнуть!

4. Ведь жизнь всех дороже на всем белом свете,
Еще подрастают и внуки, и дети,
Они очень верят в Добро, в Чудеса,
Зачем же над ними смыкать небеса?

1. Не хочется верить, что мир обезумел
И что добровольно все лезут в Везувий,
Что правит всем Зло, а Добру - нету дел,
Всему ведь когда-то, поймите, предел!

2. Нет времени ждать и пора Мир встряхнуть,
Чтоб полюс магнитный назад повернуть,
А встрече с кометой, что бъет нам тревогу-
Пора показать ей другую дорогу!

3. Адронный коллайдер Вам всем не помеха,
Его запустили как-будто для смеха,
Не зная последствий, чем кончится может,
Чем выльется он? Вас никак не тревожит?

4. Чтоб не было поздно, а пробы чреваты,
Подумать и дальше во все бить набаты,
Успеть, торопиться, теперь в пятикратном,
И чтобы по праву нам мирным стал атом!

1. Планета Земля - лишь миг во Вселенной
И пусть он подольше побудет нетленным,
И чтоб в миллиардах небесных светил
Свет нашей Планеты всех дольше светил!

Список литературы

  1. Екимова, В. И. Радиационное загрязнение среды: биологические эффекты и психологические последствия [Текст] / В. И. Екимова // Физика в школе. – 2009. № 3. – С. 17-19.
  2. Замковая, Н. Н. Атомная энергия: “за” и “против” [Текст] / Н. Н. Замковая // Открытый коммуникативный урок в группе “Мастер столярно-плотничьих и паркетных работ” – формальные дебаты. – 2010. № 12. – С. 23-25.
  3. Колдобский, А. Б. Ещё раз о ядерном и радиационном терроризме [Текст] / А. Б. Колдобский // Заметки инженера. – 2011. № 6.– С. 13-17.
  4. Копчинский, Г.А. Штейнберг, Н.А. Чернобыль: Как это было. Предупреждение [Текст] / Г.А. Копчинский, Н.А. Штейнбер: записки очевидцев – М. : Литтерра, 2011. – 240 с.
  5. Кузнецова, Л. Н.; Предметная неделя физики в школе [Текст] / Л. Н. Кузнецова, Т. Н. Куценко, Н.П. Наволокова М.: Феникс, 2007. – 368 с.
  6. Методические рекомендации по извлечению уроков Чернобыльской трагедии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chernobil.info/?p=5424 cвободный. – Загл. с экрана.
  7. Рекомендации по извлечению уроков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: irosima.scepsis.ru cвободный. – Загл. с экрана.
  8. Рекомендации по извлечению уроков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ru.wikipedia.org cвободный. – Загл. с экрана.
  9. Рыженков, А. П. Физика. Человек. Окружающая среда [Текст] / А. П. Рыженков:  учебное пособие для общеобразовательных учреждений – М. : Просвещение, 2000. – 175 с.