Правописание слов с парными согласными в корне. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

Оборудование: словарь Ожегова; карточки с индивидуальными заданиями; картинки (луг, пруд, гриб); выставка книг о городе; стенд «Родной город», презентация (Приложение 1)

Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3

ХОД УРОКА

I. Оргмомент, определение темы, целей урока

– Сегодня на уроке русского языка, закрепляя орфограммы, мы будем говорить о родном городе.
– Как называется наш город? (Озёрск)
–  Как называют жителей нашего города? (Озерчане и озерчанки)
– Мои юные озерчане и озерчанки! Отправляемся в путешествие.
– Кто за приключения? (Все без исключения.)
Слайд 4
– Путешествовать мы с вами будем с помощью сказочного листа, на котором отмечен наш маршрут
Слайд 5
– Что необходимо, чтобы отправиться в путешествие? (путёвка)
Вместо тетрадки мы возьмём путёвку, в которой отмечен маршрут. В ней будем делать пометки и записи.
– Чтобы отправиться в путь, надо правильно сделать первую запись в путёвке и точно определить, над каким правилом по русскому языку мы будем работать

– маршру.
– путё.ка
– тетра.ка
– поме.ка

– Посмотрите на слова. Какая орфограмма? (Парные согласные)
– Какую букву надо написать? Докажи.
– Над каким правилом будем работать сегодня?
(Написание слов с парными согласными)
– Цель урока: отработка умений подобрать проверочные слова.
– Сделайте в путёвке первую запись (Написание слов с парными согласными)

Слайд 6

II. Порт Чистописания

–  Мы отправляемся из порта чистописания – красивейшего места на берегу озера – Большая Нанога (подгот. руки)
Б б   П п    Бп    Пб (какие ещё парные согласные вы знаете?)
– Как называется озеро, откуда мы начали путешествие? (Большая Нанога)
– Почему записали с заглавной буквы? (Имя собственное, название озера).
– Составьте предложение: (Я люблю ловить рыбу на Большой Наноге. Удивительно красиво озеро – Большая Нанога)

Слайд 7

III. Остров Словарных слов.

– Вот мы с вами прибыли на остров Словарных слов.

(Раздать карточки для индивид. задания 2 ученикам)

–  Внимательно рассмотрите слова, записанные на доске:

город     площадь   завод    народ   герб  

– Что это за слова? (Словарные)
– Почему вы так решили? (Написание надо запомнить. Слова с непроверяемыми гласными)
– На какую орфограмму подобраны слова? (Парный согл. в корне)
– Обратите внимание на слово «герб», чем оно отличается от других? (В конце слова согласный б)
– Что такое герб? (Это символ страны, города).
Этот герб – символ нашего города. Герб обрамляет атомный щит. Ящерица – олицетворение Урала, разорванная цепь – полуостров, на котором находится наш город – Озёрск.
– Подберите проверочные слова так, чтобы после согласного стояла гласная или измените форму слова.
– Объясните правописание. (города – город, площади – площадь, заводы – завод, народы – народ, гербы – герб).
– Уточните способ проверки (изменение числа)
– Запишите в тетрадь-путёвку словарные слова, выделив орфограмму

Слайд 8

– Что мы можем увидеть, путешествуя по красивейшему городу Озёрску? (улицы, проспекты, площади)
– На какой улице ты живешь?
– Назовите площади, которые есть в нашем городе (Комсомольская, Ленина, Курчатова)
– Что является основой нашего города? (Производственное объединение «Маяк». Заводы, которые окружают наш город.)
– Почему ПО  назвали «Маяк»? (Маяк освещает путь. Мирный атом на службе нашего города.)
– Город Озёрск – ядерный щит нашей страны России.

(Проверка карточек, индивидуальных заданий)

Слайд 9

Физкультминутка (релаксация)

Слайд 10

– Давайте вспомним правило проверки парных согласных в корне
Чтение правила (учебник стр. 85)
– Расскажите это правило друг другу на ушко.
– Поставим оценку друг другу. Кто рассказал на 5? (4?)
– Молодцы!

Слайд 11

IV. Лагерь ошибок (Словосочетания)

– Продолжаем путешествие и приближаемся к лагерю Ошибок. (Открыть доску)

Пришло письмишко мне, гляжу.
Из лагеря от Мишки.
Здесь чудный лук, и я лижу.
Написано в письмишке.
– Лук лижет? Что за чудеса?
Наверно, шутит Миша…
Читаю дальше…
Здесь лес красивый, глубокий прут.
На днях в лесу нашел я грусть
И очень был доволен!

– Я ничего не поняла! Давайте найдем то, из-за чего письмо стало непонятным.
– О каких правилах забыл Миша? И рисунки, главное, прислал.

пруд
луг
груздь

(найти ошибки, исправить)

Слайд 12

грусть
груздь

  – На перемене я попросила ребят поработать с толковым словарём Ожегова и найти лексическое значение этих слов.

Грусть – чувство человека                         Груздь – название грибов (2 вида)

[с] – запомнить                                              [з] – запомнить
[т’] – проверочное слово – грустить            [д’] – проверочное слово – грузди
Способ проверки – однок. слово                 Способ проверки – изменение числа

– Назовите словосочетания, в которых встречается орфограмма

Чудный луг (луга), глубокий пруд (пруды)

Составьте словосочетание со словом «грусть»

Слайд 13

– Давайте прочитаем, что получилось. (Ученик читает текст)

Слайд 14

Нет, нет, не шутит он!
Боюсь, мой друг серьёзно болен.
Вернется, надо подлечить:
Заставить правила учить!

Слайд 15

– Какие правила придется выучить Мише? (Безударная гласная в корне, парный согласный в словах).
– Выпишите из текста 2 словосочетания, где встречается парный согласный, в скобках укажите проверочное слово. (Чудный луг (луга), глубокий пруд (пруды))

Физкультминутка (Приложение 2)

– Мишка отдыхает в лагере. А вы любите отдыхать в лагере? В каких лагерях отдыхали вы? (Городской лагерь, «Отважных», «Орленок»…)

Слайд 16

– Пришло время поработать с учебником (с. 98 упр.227)
– Выборочно запишем словосочетания:
– Где ребята любят играть? (На игровой площадке)
– В слове «площадка» пишу букву «д», потому что проверочное слово – площадочка.
– Кого можно увидеть в наших домах? Кто наш любимец? (Пушистая кошка)

Игровая площадка (площадочка), пушистая кошка (кошечка)

– Какая орфограмма встречается в этих словосочетаниях? (Парный согласный в  словах).

Слайд 17

V. Мир школы (Работа с предложением).

– Кроме того, что ребята отдыхают в лагерях, много гуляют, занимаются воспитанием своих питомцев, ребята посещают школу, чтобы получить знания.
– В какой школе вы учитесь (25)
– Что отмечала наша школа 4 ноября? (День рождения)
– Наше путешествие продолжается, и мы отправляемся в Мир Школы.
– Что мы делаем после уроков, мы узнаем, прочитав упр.194 с.86.
(Чтение и разбор)
– Назовите слова с парными согласными.
(Обеды – обед, ложечка – ложки, хлеба – хлеб, пирожок – пирожки)
– Почему их надо проверять? ( Чтобы не ошибиться в написании)
– Прочитайте первое предложение, дайте характеристику.
– Самостоятельно спишите первое предложение и разберите по членам предложения. (Ученик у доски)
– Назвать словосочетание, где встречается слово с парной согласной. (Спешат (куда?) на обед)
– Какую букву написали в корне слова «обед»? («Д», проверочное слово – обеды)

Слайд 18

VI. Гора успеха. Проверка знаний. Безошибочный диктант

– Над какой орфограммой мы сегодня работаем? (Парные согласные в корне)
– Как можно проверить парную согласную? (Подобрать однокоренные слова, изменить форму слова, чтобы согласный было четко слышно)
– Вот мы с вами и добрались до Горы Успеха. Напишем Безошибочный диктант.

Мягкий снег, скользкая дорожка, народная сказка, любимый город.

(Проверить несколько тетрадей)

Слайд 19

VII. Итог. Оценивание

– Наше путешествие подошло к концу.
– Чему мы учились на уроке? (Подбирать проверочные слова)
– Достигли ли мы поставленной цели? (Да)
– Где пригодятся нам наши знания?  (В письменной речи)
– Какую оценку вы заработали на уроке?

VIII. Инструктаж по домашнему заданию

– Закрепить полученные знания вам поможет упр. 225 с. 97, словарь б 5