Цели урока:
- закрепление знаний о способах проверки слов с глухими и звонкими согласными в середине и в конце слов;
- овладение приёмами проверки;
- закрепление знаний учащихся о родном городе, полученных на уроках природоведения;
- развитие воображения;
- воспитание внимания и интереса к учению;
- привитие любви к родному городу.
Оборудование: словарь Ожегова; карточки с индивидуальными заданиями; картинки (луг, пруд, гриб); выставка книг о городе; стенд «Родной город», презентация (Приложение 1)
ХОД УРОКА
I. Оргмомент, определение темы, целей урока
– Сегодня на уроке русского языка, закрепляя
орфограммы, мы будем говорить о родном городе.
– Как называется наш город? (Озёрск)
– Как называют жителей нашего города? (Озерчане
и озерчанки)
– Мои юные озерчане и озерчанки! Отправляемся в
путешествие.
– Кто за приключения? (Все без исключения.)
Слайд 4
– Путешествовать мы с вами будем с помощью
сказочного листа, на котором отмечен наш маршрут
Слайд 5
– Что необходимо, чтобы отправиться в
путешествие? (путёвка)
– Вместо тетрадки мы возьмём путёвку,
в которой отмечен маршрут. В ней будем
делать пометки и записи.
– Чтобы отправиться в путь, надо правильно
сделать первую запись в путёвке и точно
определить, над каким правилом по русскому языку
мы будем работать
– маршру.
– путё.ка
– тетра.ка
– поме.ка
– Посмотрите на слова. Какая орфограмма? (Парные
согласные)
– Какую букву надо написать? Докажи.
– Над каким правилом будем работать сегодня?
(Написание слов с парными согласными)
– Цель урока: отработка умений подобрать
проверочные слова.
– Сделайте в путёвке первую запись (Написание
слов с парными согласными)
II. Порт Чистописания
– Мы отправляемся из порта чистописания –
красивейшего места на берегу озера – Большая
Нанога (подгот. руки)
Б б П п Бп Пб (какие
ещё парные согласные вы знаете?)
– Как называется озеро, откуда мы начали
путешествие? (Большая Нанога)
– Почему записали с заглавной буквы? (Имя
собственное, название озера).
– Составьте предложение: (Я люблю ловить рыбу на
Большой Наноге. Удивительно красиво озеро –
Большая Нанога)
III. Остров Словарных слов.
– Вот мы с вами прибыли на остров Словарных слов.
(Раздать карточки для индивид. задания 2 ученикам)
– Внимательно рассмотрите слова, записанные на доске:
город площадь завод народ герб
– Что это за слова? (Словарные)
– Почему вы так решили? (Написание надо
запомнить. Слова с непроверяемыми гласными)
– На какую орфограмму подобраны слова? (Парный
согл. в корне)
– Обратите внимание на слово «герб», чем оно
отличается от других? (В конце слова согласный
б)
– Что такое герб? (Это символ страны, города).
Этот герб – символ нашего города. Герб обрамляет
атомный щит. Ящерица – олицетворение Урала,
разорванная цепь – полуостров, на котором
находится наш город – Озёрск.
– Подберите проверочные слова так, чтобы после
согласного стояла гласная или измените форму
слова.
– Объясните правописание. (города – город,
площади – площадь, заводы – завод,
народы – народ, гербы – герб).
– Уточните способ проверки (изменение числа)
– Запишите в тетрадь-путёвку словарные слова,
выделив орфограмму
– Что мы можем увидеть, путешествуя по
красивейшему городу Озёрску? (улицы, проспекты,
площади)
– На какой улице ты живешь?
– Назовите площади, которые есть в нашем городе (Комсомольская,
Ленина, Курчатова)
– Что является основой нашего города? (Производственное
объединение «Маяк». Заводы, которые окружают наш
город.)
– Почему ПО назвали «Маяк»? (Маяк освещает
путь. Мирный атом на службе нашего города.)
– Город Озёрск – ядерный щит нашей страны России.
(Проверка карточек, индивидуальных заданий)
Физкультминутка (релаксация)
– Давайте вспомним правило проверки парных
согласных в корне
Чтение правила (учебник стр. 85)
– Расскажите это правило друг другу на ушко.
– Поставим оценку друг другу. Кто рассказал на 5?
(4?)
– Молодцы!
IV. Лагерь ошибок (Словосочетания)
– Продолжаем путешествие и приближаемся к лагерю Ошибок. (Открыть доску)
Пришло письмишко мне, гляжу.
Из лагеря от Мишки.
Здесь чудный лук, и я лижу.
Написано в письмишке.
– Лук лижет? Что за чудеса?
Наверно, шутит Миша…
Читаю дальше…
Здесь лес красивый, глубокий прут.
На днях в лесу нашел я грусть
И очень был доволен!
– Я ничего не поняла! Давайте найдем то, из-за
чего письмо стало непонятным.
– О каких правилах забыл Миша? И рисунки, главное,
прислал.
|
|
|
(найти ошибки, исправить)
грусть груздь |
– На перемене я попросила ребят поработать с толковым словарём Ожегова и найти лексическое значение этих слов.
Грусть – чувство человека Груздь – название грибов (2 вида)
[с] – запомнить [з] – запомнить
[т’] – проверочное слово – грустить [д’] – проверочное слово – грузди
Способ проверки – однок. слово Способ проверки – изменение числа
– Назовите словосочетания, в которых встречается орфограмма
Чудный луг (луга), глубокий пруд (пруды)
– Составьте словосочетание со словом «грусть»
– Давайте прочитаем, что получилось. (Ученик читает текст)
Нет, нет, не шутит он!
Боюсь, мой друг серьёзно болен.
Вернется, надо подлечить:
Заставить правила учить!
– Какие правила придется выучить Мише? (Безударная
гласная в корне, парный согласный в словах).
– Выпишите из текста 2 словосочетания, где
встречается парный согласный, в скобках укажите
проверочное слово. (Чудный луг (луга),
глубокий пруд (пруды))
Физкультминутка (Приложение 2)
– Мишка отдыхает в лагере. А вы любите отдыхать в лагере? В каких лагерях отдыхали вы? (Городской лагерь, «Отважных», «Орленок»…)
– Пришло время поработать с учебником (с. 98
упр.227)
– Выборочно запишем словосочетания:
– Где ребята любят играть? (На игровой
площадке)
– В слове «площадка» пишу букву «д», потому что
проверочное слово – площадочка.
– Кого можно увидеть в наших домах? Кто наш
любимец? (Пушистая кошка)
Игровая площадка (площадочка), пушистая кошка (кошечка)
– Какая орфограмма встречается в этих словосочетаниях? (Парный согласный в словах).
V. Мир школы (Работа с предложением).
– Кроме того, что ребята отдыхают в лагерях,
много гуляют, занимаются воспитанием своих
питомцев, ребята посещают школу, чтобы получить
знания.
– В какой школе вы учитесь (25)
– Что отмечала наша школа 4 ноября? (День
рождения)
– Наше путешествие продолжается, и мы
отправляемся в Мир Школы.
– Что мы делаем после уроков, мы узнаем, прочитав
упр.194 с.86.
(Чтение и разбор)
– Назовите слова с парными согласными.
(Обеды – обед, ложечка – ложки,
хлеба – хлеб, пирожок – пирожки)
– Почему их надо проверять? ( Чтобы не
ошибиться в написании)
– Прочитайте первое предложение, дайте
характеристику.
– Самостоятельно спишите первое предложение и
разберите по членам предложения. (Ученик у доски)
– Назвать словосочетание, где встречается слово
с парной согласной. (Спешат (куда?) на обед)
– Какую букву написали в корне слова «обед»? («Д»,
проверочное слово – обеды)
VI. Гора успеха. Проверка знаний. Безошибочный диктант
– Над какой орфограммой мы сегодня работаем? (Парные
согласные в корне)
– Как можно проверить парную согласную? (Подобрать
однокоренные слова, изменить форму слова, чтобы
согласный было четко слышно)
– Вот мы с вами и добрались до Горы Успеха.
Напишем Безошибочный диктант.
Мягкий снег, скользкая дорожка, народная сказка, любимый город.
(Проверить несколько тетрадей)
VII. Итог. Оценивание
– Наше путешествие подошло к концу.
– Чему мы учились на уроке? (Подбирать
проверочные слова)
– Достигли ли мы поставленной цели? (Да)
– Где пригодятся нам наши знания? (В
письменной речи)
– Какую оценку вы заработали на уроке?
VIII. Инструктаж по домашнему заданию
– Закрепить полученные знания вам поможет упр. 225 с. 97, словарь б 5