Три пути ведут к знанию.
Путь размышлений – самый благородный,
путь подражаний – самый легкий,
путь опыта – самый горький.
Конфуций
Жизнь современного человека немыслима без использования мобильной связи, компьютера, сети Интернет.
В современной российской школе наступила эра новых информационных технологий. Уровень оснащения школ самый различный, но сама жизнь диктует необходимость освоения и внедрения в практику преподавания цифровых образовательных ресурсов.
Моделирование и автоматизация учебного процесса через разработку электронных образовательных ресурсов сейчас только начинается. Необходимо время и значительные интеллектуальные, трудовые и финансовые инвестиции, чтобы эта область стабилизировалась, обогатилась достаточным количеством идей, опыта, дидактических и технологических достижений.
При изучении функций в школе один из важных вопросов – вопрос мотивации изучения конкретного математического содержания.
График нужен, чтобы видеть свойства функций. График можно использовать как геометрическую иллюстрацию свойств функции. Ученики должны уметь изобразить на графике полученные алгебраические свойства функции. Данное умение показывает возможность перейти от языка алгебры к языку геометрии.
Я считаю, что целенаправленное использование ЦОР на уроках математики способствует:
- Формированию навыков творческой деятельности учащихся;
- Рациональной организации учебного процесса;
- Повышению качества знаний учащихся;
- Совершенствованию методики преподавания предмета.
Цели и задачи использования ЦОР на уроках математики:
- Развивать и воспитывать творческую личность ребенка на основе его индивидуальных качеств;
- Повышать качество знаний учащихся;
- Обеспечить дифференцированный подход к учащимся;
- Совершенствовать методику преподавания предмета;
- Обеспечить условия для творческой деятельности учащихся;
- Создать условия для адаптации учащихся в современном информационном обществе.
Моя презентация «Функции: линейная, прямая пропорциональность, квадратичная» дает возможность учителю использовать ее как при изучении новых тем («Линейная функция», «Функция прямая пропорциональность» - 7 класс, «Квадратичная функция» - 9 класс), так и при повторении материала на уроках по данным темам.
Предлагаю разработку урока с использованием ЦОР по теме «График линейной функции» (7 класс)
Цели и задачи:
- Построить график линейной функции.
- Обосновать, что графиком линейной функции является прямая.
- Научить строить график.
- Сформировать умение «читать» график.
- Продолжить формирование графической и функциональной культуры учащихся.
Ход урока
- На прошлом уроке мы с вами познакомились с линейной функцией. Какая функция называется линейной? (ученики отвечают). Слайд 1.
- Сегодня мы попробуем установить, как выглядит график линейной функции. Построим график функции у=2х – 1.
Учащиеся заполняют таблицу (один на доске)
х |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
у |
|
|
|
|
|
|
|
После проверки вычислений ученикам предлагается отметить точки на координатной плоскости. (один ученик – на интерактивной доске)
- Все наши точки расположены на одной прямой. Возьмем на этой прямой точку с любой абсциссой, например х=1,5. Назовите ординату точки.
- у = 2
- Теперь вычислим значение функции при х=1,5 по формуле. Какой можно сделать вывод?
- Точка с координатами (1,5;2) лежит на графике функции у=2х-1.
- Итак, графиком линейной функции является прямая. Однако очень утомительно строить график по множеству точек. Какое свойство прямой вы знаете из геометрии?
- Прямая определяется двумя точками, т.е. для построения графика линейной функции достаточно построить две точки.
Задание 1. Построить график линейной функции у=3х-1.
Учитель выполняет построение на интерактивной доске.
- При построении графика линейной функции в качестве одной из точек удобно брать точку пересечения графика с осью Оу, т.е. точку с абсциссой х=0, а в качестве другой – точку пересечения с осью Ох, т.е. точку с ординатой у=0.
Задание 2. Построить график функции у= - 2х+1.
х |
у |
0 |
|
|
0 |
Один ученик строит на доске.
Задание 3. Построить график функции у=10х-1
х |
у |
0 |
-1 |
0,1 |
0 |
Как видно из таблицы, точки пересечения с осями координат расположены очень близко от начала координат. В таком случае алгоритм построения графика, предложенный ранее, дает не очень четкую картину. Тогда для второй точки можно взять х=1.
х |
у |
0 |
-1 |
1 |
9 |
Ученики выполняют построение.
Задание 4 (для самостоятельной работы). Построить графики функций:
а) у=0,2х+5;
б) у=3х-4;
в) у=-0,6х-1,5.
Проверка осуществляется с помощью готовых графиков на интерактивной доске.
Задание 5. Построить график функции у= -4
- Является ли эта функция линейной?
- Да. Формулу можно записать так у=0 . х – 4.
- Возьмем несколько произвольных значений х и подставим в эту формулу
х |
у |
0 |
-4 |
1 |
-4 |
-2 |
-4 |
Видим, что каждому значению х соответствует одно и то же значение у. Отмети какие-нибудь две точки, например (0;-4), (1;-4), проведем через них прямую. Получили графи линейной функции у=-4 Слайд2
Задание 6 (для самостоятельной работы). Построить графики функций:
а) у=5;
б) у=-1;
в) у=0.
В конце урока делается вывод о работе и дается домашнее задание.
На следующих уроках можно использовать следующие слайды: