Никита Сергеевич Хрущев: он "запустил" не только спутник и умел "сажать" не только кукурузу…

Разделы: История и обществознание, Начальная школа


Тип урока: урок-обобщение

Технологии: мультимедийные презентации, работа с Интернет источниками.

Практическая реализация: урок был дан в рамках школьного и муниципального конкурса «Лучший ИКТ – урок»

Цель: Оценить преобразования в стране в период правления Н.С.Хрущёва: положительные и отрицательные стороны реформ, а также их влияние на дальнейший ход развития СССР

Задачи:

  • Обучающие: уяснить необходимость реформ в стране; узнать об альтернативных путях экономического реформирования; на основе конкретных данных узнать об успехах отечественной экономики.
  • Развивающие: развивать умения самостоятельно добывать знания из различных источников; находить правильное решение проблемным вопросам и заданиям.
  • Воспитывающие: воспитывать гражданские и патриотические чувства.

Оборудование: портрет Н.С. Хрущева, изображение скульптуры Э. Неизвестного "Памятник Н.С. Хрущеву", пакет документов, мультимедийная установка.

ХОД УРОКА

Вводное слово учителя (Слайд 1):

На сегодняшнем уроке нам предстоит подвести итоги деятельности Н.С. Хрущева, определить его вклад в процесс развития нашей страны, выделить положительные и отрицательные итоги проведенных реформ.

(Слайд 2)

Цель нашего занятия – показать, как преобразовалась наша страна после смерти Сталина, с каким трудом создавалось индустриальное общество в нашем государстве.

Командная экономика показала свои мобилизационные возможности в годы Великой Отечественной войны, но, решив задачи создания индустриального общества, страна вышла на новый экономический уровень, который предусматривал движение к постиндустриальной экономике, постиндустриальному обществу. Объективно назрела необходимость демократизации и замены административного хозяйствования саморегулирующейся экономикой. (Слайд 3) Инициатор этих преобразований был Н.С. Хрущев – неординарная личность, вошедшая в историю, как самый противоречивый политик-реформатор. Какую задачу он поставил перед страной?  Мнения современников и специалистов-исследователей по оценке реформ Н.С. Хрущева существенно различаются. Тема нашего урока тоже звучит необычно «Н.С.Хрущёв: он «сажал» не только кукурузу»?

(Слайд 4)

В процессе подготовки к уроку, используя разные источники  обучающиеся отвечают  на вопросы:
– Какие цели были поставлены перед страной в области социал – экономической сфере?  (Слайды 5, 6, 7)
– Каковы были конкретные шаги реформ: успехи и просчёты? (Слайды 8, 9, 10)
– Какие были успехи в области духовной сфере? (Слайды 11, 12)
– Основные достижения и неуспехи  во внешней политике? (Слайды 13, 14)

(Дети при ответах пользуются своими  презентациями, после чего учитель обобщает)

Даже в своей скульптуре Э. Неизвестный выразил отношение к реформаторской деятельности Н.С. Хрущева. Обратите внимание: половина скульптуры светлая, а половина – темная. Что хотел показать Э. Неизвестный? Почему после “оттепели” не наступила “весна” в экономике. Учащиеся высказывают своё мнение, делают выводы.

(Слайд 15)

Учитель отмечает, что за время правления Н.С.Хрущёва были значительные успехи во всех сферах жизнедеятельности нашего государства, но были и просчёты. В связи с этим в обществе нарастало недовольстве среди разных слоёв населения.

14 октября 1964 года Н.С. Хрущев Пленумом ЦК КПСС был освобожден от всех занимаемых постов в связи «с преклонным возрастом и состоянием здоровья».

(Слайды 16, 17).

Для целостности и логичности анализа  вам предлагается тест по теме «Влияние реформ Н.С. Хрущева на развитие страны»

Итоговый  контроль:

1 вариант:

1.  Какие  события потрясли  мировую  общественность? (подчеркните)

1957г. –,    1959г. –  ,   1961г. – , 1962г. – ,  1964г. –

2.  Объясните следующие понятия: «культ  личности», десталинизация, волюнтаризм, совнархозы, андеграунд.

3. Объясните понятие «оттепель» в  духовной  жизни, «дело» Пастернака,  «кукурузная  эпопея».

4. Соотнесите годы и   реформы, проведённые  Н.С.Хрущёвым?

1) реформа сельского хозяйства                                                     а) 25.04.1962
2) освоение целины                                                                        б) 17.01-5.02.1959
3) ХХ съезд КПСС                                                                          в) 1954
4) реформа управления промышленностью                                 г) 14-25 февраля 1956
5) XXI съезд КПСС                                                                         д) 17-31.01.1961
6)  XXII съезд КПСС                                                                       е) сентябрь 1953
7)  проект новой Конституции СССР                                          ж) 1957

5. По  какому  принципу  образованы  ряды?

  • Н.Н. Семенов, П.А. Черенков, Л.Д. Ландау,  И.Е. Басов.
  • Д.Д. Шостакович, С.С. Прокофьев, В.Я. Шебалин.
  • Д. Кеннеди, Н.С. Хрущев, Ф Кастро.
  • Л.И. Брежнев, В.Е. Семичастный, А.Н. Шелепин.

2 вариант:

1. Когда  это  было?

А) Запуск первого  советского искусственного  спутника Земли  –
Б) Полет Ю.А. Гагарина в  космос –
В) 22 съезд  КПСС –
Г) Карибский  кризис –

2. Напишите дату подписания договора между СССР, США, Великобританией о прекращении ядерных  испытаний в трех  средах  –

3. Кто  они?

А.А. Ахматова, Д.Д. Шостакович, М.А. Шолохов, С.М. Эзенштейн, А.А. Жданов, Ю.А. Гагарин, П.Л. Капица, О.Н. Ефремов, В.М. Шукшин.

4. Объясни:

«Холодная  война», «железный  занавес», «дело  врачей», « Ленинградское  дело», МТС, ГУЛАГ.

5. Вставьте  пропущенные  даты, слова, события.

На ХХI  съезде  КПСС  в … г.   была  поставлена  задача:  за  десятилетие  догнать  и  обогнать  самую  развитую  страну  мира … Действительно  ли  верил  Хрущев   в  реальность  этой  перспективы?
Тем  не менее  ХХI  съезд   КПСС  провозгласил  полную  и окончательную  победу … в СССР, декларировал  переход  к  созданию … общества.
На ХХII съезде  КПСС  в … году  была  принята  новая  Программа  партии.

После того, как учащиеся проверяют свои результаты, учитель делает вывод (работа проводится в электронном варианте)

(Слайды 18, 19)

  1. В период правления Н.С.Хрущёва произошли  изменения во всех сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной.
  2. Величие Хрущева в том, что он решился сказать правду о сталинских преступлениях и взял курс на обновление, очеловечение социализма.
  3. Его слабость – непоследовательность, колебания, вера в собственную непогрешимость.

Урок учитель заканчивает словами кинорежиссёра М.И.Ромма: «Пройдет совсем немного времени и забудется и Манеж, и кукуруза... А люди будут долго жить в его домах. Освобожденные им люди... И зла к нему никто не будет иметь – ни завтра, ни послезавтра. Истинное значение его для всех нас мы осознаем только спустя много лет... В нашей истории достаточно злодеев – ярких и сильных. Хрущев – та редкая, хотя и противоречивая фигура, которая олицетворяет собой не только добро, но и отчаянное личное мужество, которому у него не грех поучиться всем нам».

Для лучшего понимания этого времени и деятельности Н.С. Хрущева предлагаю желающим познакомиться со следующими источниками:

  1. Мемуары Н.С. Хрущева
  2. Р. Бурлацкий «Вожди и советники»
  3. Д. Волкогонов «Семь вождей»
  4. Художественный фильм «Серые волки»

Список литературы:

  1. Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д.Ш.Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
  2. Аксютин С.С. Никита Сергеевич Хрущев : материалы к биографии. – М.: Изд-во Дрофа – 1989. стр.5.
  3.  Боффа Д. История Советского Союза – Т.2. – М. Изд-во  АСТ, 1990 – стр. 532.
  4. Верт Н. История советского государства. – М: Изд-во Прогресс-Академия, 1995 г. – стр.337 – 429
  5. Загладин Н.В., Загладина Х.Т. Учебник «Всемирная история ХХ век» 10-11 класс. – М.: Русское слово, 2000.
  6. Прохоров А.М. Большая советская энциклопедия М.: Изд-во Советская энциклопедия 1977 г.