Тип урока: урок-обобщение
Технологии: мультимедийные презентации, работа с Интернет источниками.
Практическая реализация: урок был дан в рамках школьного и муниципального конкурса «Лучший ИКТ – урок»
Цель: Оценить преобразования в стране в период правления Н.С.Хрущёва: положительные и отрицательные стороны реформ, а также их влияние на дальнейший ход развития СССР
Задачи:
- Обучающие: уяснить необходимость реформ в стране; узнать об альтернативных путях экономического реформирования; на основе конкретных данных узнать об успехах отечественной экономики.
- Развивающие: развивать умения самостоятельно добывать знания из различных источников; находить правильное решение проблемным вопросам и заданиям.
- Воспитывающие: воспитывать гражданские и патриотические чувства.
Оборудование: портрет Н.С. Хрущева, изображение скульптуры Э. Неизвестного "Памятник Н.С. Хрущеву", пакет документов, мультимедийная установка.
ХОД УРОКА
Вводное слово учителя (Слайд 1):
На сегодняшнем уроке нам предстоит подвести итоги деятельности Н.С. Хрущева, определить его вклад в процесс развития нашей страны, выделить положительные и отрицательные итоги проведенных реформ.
(Слайд 2)
Цель нашего занятия – показать, как преобразовалась наша страна после смерти Сталина, с каким трудом создавалось индустриальное общество в нашем государстве.
Командная экономика показала свои мобилизационные возможности в годы Великой Отечественной войны, но, решив задачи создания индустриального общества, страна вышла на новый экономический уровень, который предусматривал движение к постиндустриальной экономике, постиндустриальному обществу. Объективно назрела необходимость демократизации и замены административного хозяйствования саморегулирующейся экономикой. (Слайд 3) Инициатор этих преобразований был Н.С. Хрущев – неординарная личность, вошедшая в историю, как самый противоречивый политик-реформатор. Какую задачу он поставил перед страной? Мнения современников и специалистов-исследователей по оценке реформ Н.С. Хрущева существенно различаются. Тема нашего урока тоже звучит необычно «Н.С.Хрущёв: он «сажал» не только кукурузу»?
(Слайд 4)
В процессе подготовки к уроку, используя разные
источники обучающиеся отвечают на
вопросы:
– Какие цели были поставлены перед страной в
области социал – экономической сфере? (Слайды 5, 6, 7)
– Каковы были конкретные шаги реформ: успехи и
просчёты? (Слайды 8, 9, 10)
– Какие были успехи в области духовной сфере? (Слайды 11, 12)
– Основные достижения и неуспехи во внешней
политике? (Слайды 13, 14)
(Дети при ответах пользуются своими презентациями, после чего учитель обобщает)
Даже в своей скульптуре Э. Неизвестный выразил отношение к реформаторской деятельности Н.С. Хрущева. Обратите внимание: половина скульптуры светлая, а половина – темная. Что хотел показать Э. Неизвестный? Почему после “оттепели” не наступила “весна” в экономике. Учащиеся высказывают своё мнение, делают выводы.
(Слайд 15)
Учитель отмечает, что за время правления Н.С.Хрущёва были значительные успехи во всех сферах жизнедеятельности нашего государства, но были и просчёты. В связи с этим в обществе нарастало недовольстве среди разных слоёв населения.
14 октября 1964 года Н.С. Хрущев Пленумом ЦК КПСС был освобожден от всех занимаемых постов в связи «с преклонным возрастом и состоянием здоровья».
Для целостности и логичности анализа вам предлагается тест по теме «Влияние реформ Н.С. Хрущева на развитие страны»
Итоговый контроль:
1 вариант:
1. Какие события потрясли мировую общественность? (подчеркните)
1957г. –, 1959г. – , 1961г. – , 1962г. – , 1964г. –
2. Объясните следующие понятия: «культ личности», десталинизация, волюнтаризм, совнархозы, андеграунд.
3. Объясните понятие «оттепель» в духовной жизни, «дело» Пастернака, «кукурузная эпопея».
4. Соотнесите годы и реформы, проведённые Н.С.Хрущёвым?
1) реформа сельского хозяйства а) 25.04.1962
2) освоение целины б) 17.01-5.02.1959
3) ХХ съезд КПСС в) 1954
4) реформа управления промышленностью г) 14-25 февраля 1956
5) XXI съезд КПСС д) 17-31.01.1961
6) XXII съезд КПСС е) сентябрь 1953
7) проект новой Конституции СССР ж) 1957
5. По какому принципу образованы ряды?
- Н.Н. Семенов, П.А. Черенков, Л.Д. Ландау, И.Е. Басов.
- Д.Д. Шостакович, С.С. Прокофьев, В.Я. Шебалин.
- Д. Кеннеди, Н.С. Хрущев, Ф Кастро.
- Л.И. Брежнев, В.Е. Семичастный, А.Н. Шелепин.
2 вариант:
1. Когда это было?
А) Запуск первого советского искусственного спутника Земли –
Б) Полет Ю.А. Гагарина в космос –
В) 22 съезд КПСС –
Г) Карибский кризис –
2. Напишите дату подписания договора между СССР, США, Великобританией о прекращении ядерных испытаний в трех средах –
3. Кто они?
А.А. Ахматова, Д.Д. Шостакович, М.А. Шолохов, С.М. Эзенштейн, А.А. Жданов, Ю.А. Гагарин, П.Л. Капица, О.Н. Ефремов, В.М. Шукшин.
4. Объясни:
«Холодная война», «железный занавес», «дело врачей», « Ленинградское дело», МТС, ГУЛАГ.
5. Вставьте пропущенные даты, слова, события.
На ХХI съезде КПСС в … г.
была поставлена задача: за
десятилетие догнать и обогнать
самую развитую страну мира …
Действительно ли верил Хрущев
в реальность этой перспективы?
Тем не менее ХХI съезд КПСС
провозгласил полную и окончательную
победу … в СССР, декларировал переход к
созданию … общества.
На ХХII съезде КПСС в … году была
принята новая Программа партии.
После того, как учащиеся проверяют свои результаты, учитель делает вывод (работа проводится в электронном варианте)
- В период правления Н.С.Хрущёва произошли изменения во всех сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной.
- Величие Хрущева в том, что он решился сказать правду о сталинских преступлениях и взял курс на обновление, очеловечение социализма.
- Его слабость – непоследовательность, колебания, вера в собственную непогрешимость.
Урок учитель заканчивает словами кинорежиссёра М.И.Ромма: «Пройдет совсем немного времени и забудется и Манеж, и кукуруза... А люди будут долго жить в его домах. Освобожденные им люди... И зла к нему никто не будет иметь – ни завтра, ни послезавтра. Истинное значение его для всех нас мы осознаем только спустя много лет... В нашей истории достаточно злодеев – ярких и сильных. Хрущев – та редкая, хотя и противоречивая фигура, которая олицетворяет собой не только добро, но и отчаянное личное мужество, которому у него не грех поучиться всем нам».
Для лучшего понимания этого времени и деятельности Н.С. Хрущева предлагаю желающим познакомиться со следующими источниками:
- Мемуары Н.С. Хрущева
- Р. Бурлацкий «Вожди и советники»
- Д. Волкогонов «Семь вождей»
- Художественный фильм «Серые волки»
Список литературы:
- Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д.Ш.Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
- Аксютин С.С. Никита Сергеевич Хрущев : материалы к биографии. – М.: Изд-во Дрофа – 1989. стр.5.
- Боффа Д. История Советского Союза – Т.2. – М. Изд-во АСТ, 1990 – стр. 532.
- Верт Н. История советского государства. – М: Изд-во Прогресс-Академия, 1995 г. – стр.337 – 429
- Загладин Н.В., Загладина Х.Т. Учебник «Всемирная история ХХ век» 10-11 класс. – М.: Русское слово, 2000.
- Прохоров А.М. Большая советская энциклопедия М.: Изд-во Советская энциклопедия 1977 г.