Программное содержание:
- Образовательные:
- формировать представление о том, что руки – важная часть человеческого тела, способная изготовлять много разных нужных вещей, необходимых для других людей, создавать красоту, которая нас окружает.
- продолжать учить детей рассуждать, делать свои умозаключения.
- закреплять умение отвечать на вопросы, четко проговаривая слова.
- Развивающие:
- совершенствовать и продолжать развивать координацию мелкой мускулатуры рук.
- развивать внимание, память, мышление.
- Воспитательные:
- воспитывать интерес и потребность созидать своими руками.
- воспитывать бережное отношение к рукам.
Предварительная работа:
- ежедневное проведение пальчиковой гимнастики и точечного массажа;
- проведение игр «Узнай на ощупь», «Весёлые ладошки»;
- проведение настольных игр «Мозайка», «Конструктор»;
- беседы, направленные на формирование санитарно-гигиенических навыков у детей;
- чтение произведений «Мойдодыр» К.И. Чуковского, «Что такое хорошо и что такое плохо»;
- проведение занятий по аппликации, лепке, рисованию;
- проведение трудовой деятельности в группе;
- наблюдение за работой младшего воспитателя, дежурных по столовой, занятию;
Индивидуальная работа: активизировать речь детей на занятии Кати С; Даши Б.
Словарная работа: ввести в активный словарь детей слова: ладонь, кисть руки.
Демонстрационный материал:
- карточки к игре «Стоп!»;
- картинки с изображением трудовой деятельности детей;
- панно «Ваза с цветами»;
- игрушки: медвежонок, сороконожка, совушка-сова;
Раздаточный материал:
- мячики маленькие на каждого ребенка, корзинка;
- цветы на липкой основе для изготовления панно.
Музыкальный ряд: магнитофон, запись танцевальной музыки;
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня я предлагаю Вам поговорить о важной части человеческого тела, а о какой вы узнаете, отгадав загадку, которую приготовила для вас совушка-сова. (Обратить внимание детей на дерево, на котором сидит совушка-сова)
Совушка-сова (загадывает загадку):
«Твои помощники, взгляни, –
Десяток дружных братцев.
Как славно жить, когда они
Работы не боятся!»
Дети: пальцы рук.
Воспитатель: Правильно, ребята! Я вам ещё загадаю загадку, послушайте внимательно:
«Есть у меня работники
Во всем помочь охотники.
Живут не за стеной,
День и ночь со мной,
Целый десяток
Верных ребяток»
Дети: это пальцы наши.
Воспитатель: Так о чем мы сегодня с
вами будем вести разговор?
Мы с вами поговорим о наших помощниках, которые
помогают нам во всем – наших
руках. Я предлагаю вам поиграть в игру «Собери
мячи без рук». У меня на ковре рассыпаны
маленькие мячи, давайте с вами попробуем собрать
без помощи рук, зацепите руки за спиной и
попробуйте собрать все мячи в корзину. Не
получается?
Так давайте попробуем руки расцепить и собрать
мячи руками. Что можно сказать?
Дети: С зацепленными руками мы не смогли собрать мячи в корзину, а когда расцепили – то у нас это получилось.
Воспитатель: Действительно, без рук мы не смогли собрать мячи. А расцепив руки – это у нас получилось. Это говорит о том, что руки – очень нужная и важная часть нашего тела. Они наши помощники. Давайте присядем на стулья и поговорим о наших помощниках руках.
Вопросы к детям:
– Что это у меня? (Показ руки)
– Это какая рука? (Правая)
– А это какая? (Левая)
– Вот эта часть руки называется – кисть. (Показ
кисти руки)
– С одной стороны кисти – ладонь. (Показ
ладони)
– Каждый палец кисти имеет свое имя. Может быть,
кто-то назовёт… (дети называют – большой,
указательный, средний, безымянный, мизинец).
– Как вы думаете, почему их так назвали?
– Сколько пальцев на руке? (5)
Воспитатель: Хочу с вами поиграть в интересную игру «Братья» (дети выполняют движения, согласно тексту)
Идут четыре брата навстречу старшему.
– Здравствуй, большак! – говорят.
– Здорово, Васька-указка,
Мишка-середка, Гришка-сиротка,
Да крошка Тимошка!
Воспитатель: Покажите, где у вас ладошки? Сколько их? Почему их две? Я приготовила для вас интересную игру «Весёлые ладошки» - будем с вами хлопать в ладошки по заданию совушки-совы: громко, быстро, тихо, медленно.
Воспитатель: Мы с вами поговорим о том, для чего нужны руки, что они умеют делать. Что умеют ваши руки делать?
Дети:Поливать цветы, мыть посуду,
копать землю, пылесосить ковер, стирать белье,
кормить птиц, рисовать карандашами, лепить,
чистить одежду;
Многое умеют наши руки.
(На мольберт выставляются картинки-подсказки по теме «Что умеют наши руки», Приложение 1)
Воспитатель: А чтобы наши руки могли всем этим заниматься необходимо, делать массаж рук. Давайте с вами это попробуем сделать:
Самомассаж «Сороконожка»
Две сороконожки бежали по дорожке. | Перебирают кончиками пальцев по ладоням; |
Быстро бежали, друг друга догоняли. | Соединяют ладони вместе, постукивая кончиками пальцев один о другой; |
Как догнали, крепко обняли. | Соединяют пальцы в замок; |
Так, что мы их с трудом разняли. | С усилием пытаются разжать руки, затем растирают ладони. |
Воспитатель: Вот мы и помассажировали наши пальчики и ладони. Я предлагаю вам поиграть в игру «Стоп!». Под музыку вы будете двигаться по группе. С остановкой музыки я буду показывать карточку, с изображением на ней человечка в определенной позе, а вы должны принять такую же позу.
Воспитатель: Наши руки помогают нам во всех делах. А мы должны их беречь и правильно за ними ухаживать. Необходимо тренировать руки: тогда они станут более сильными и ловкими. Если не заботиться о них, не тренировать их и не укреплять, то с ними могут происходить неприятности. Как вы думаете, какие неприятности могут произойти?
Дети: Можно ударить молотком, прижать в двери, уколоть иголкой, обморозить, обжечь кипятком.
Воспитатель: Что мы должны сделать если:
- На улице холодная и ветряная погода? (Надеть перчатки и варежки)
- Руки испачкались? (Помыть с мылом, вытереть полотенцем)
- Руки устали? (Сделать массаж, пальчиковую гимнастику)
- Как надо обращаться с острыми предметами? (Осторожно, можно порезаться)
- Почему нельзя прикасаться руками к горячей поверхности? (Можно получить ожог)
- Почему надо подстригать ногти? (Чтобы не поцарапать, не скапливалась грязь под ногтями).
(Внесение картинок на тему «Как сберечь руки», Приложение 2)
Воспитатель: А сейчас выполним пальчиковую гимнастику «Пальчики устали»
Что-то пальчики устали, Будем пальчики считать, Будем пальцы поднимать: Раз, два, три, четыре, пять! |
Поворачивают кулачки из стороны в
сторону, постепенно разжимая пальцы, начиная с большого; |
Будем пальчики сжимать: Раз, два, три, четыре, пять! |
Сжимают и разжимают кулачки; |
А потом в ладошки Похлопаем немножко. |
Скользящие хлопки; |
Раз, два, три! Раз, два, три! |
Делают по 3 хлопка справа и слева; |
Гость желанный, к нам иди! | Протягивают ладошки вперед. |
Воспитатель: Хотите узнать желанного гостья, отгадайте загадку:
«Кто осенью спать ложится,
А весной просыпается?» (Медвежонок)
(Внесение игрушки – медвежонок)
Воспитатель: Что ты такой скучный, медвежонок? (Медвежонок шепчет на ухо воспитателю – у мамы медведицы день рождение, а он не может сделать ей подарок, вот начал и не доделал) Не переживай, медвежонок, наши дети помогут тебе, у них ручки добрые, ласковые, умелые. Про них можно сказать, что они – золотые. Почему можно так сказать о руках?
Дети: Потому что руки умеют делать всё.
Воспитатель: Ну, что ребята поможем медвежонку доделать подарок для мамы-медведицы?
(Внесение панно, на котором изображена ваза с ветками)
Коллективная работа детей – дети приклеивают на ветки красивые цветочки.
Воспитатель: Ну вот, медвежонок, подарок для медведицы готов. Запомни, медвежонок, такую пословицу «Рабочие руки – не знают скуки». Ребята повторите пословицу с медвежонком. Объясните, почему рабочие руки – не знают скуки.
Дети: Так говорят, потому что они всегда найдут себе занятие, дело.
Воспитатель: До свиданья, медвежонок!
Неси панно с цветами своей маме. Передавай ей
наши поздравления. Нам пора возвращаться к
совушке-сове. Спасибо, умная сова, за то, что ты
нам загадала загадку о руках.
– Что мы ребята узнали о наших помощниках?
– Какие правила необходимо соблюдать, чтобы наши
руки были ласковые, нежные, крепкие?
– Мне очень понравилось сегодня общаться с вами. Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Почувствуйте тепло и доброту ваших рук. Пусть ваши руки дарят всем тепло, доброту, берегите их!